Найти тему
Сочиняшка | ОГЭ | ЕГЭ

Семь видов связей примеров и сочинение ЕГЭ по тексту Д.В. Григоровича «Подъезжая к родному гнезду, я не узнавал себя...»

Вариант 34 сборника ФИПИ-2024 (36 вариантов под редакцией Дощинского, Цыбулько)

Добрый день, дорогие читатели! В продолжение разговора о писателях хочу разобрать ещё один текст, связанный с литературным творчеством — размышления Григоровича о влиянии малой родины на душу творца, о вдохновении и писательском мастерстве. Сегодня подробно обсудим, как построить рассуждение, опираясь на примеры исходного текста, как правильно определить и оформить смысловую связь между примерами-иллюстрациями, какие небанальные смысловые связи существуют и активно предлагаются составителями экзамена вместо ненавистного учителям и экспертам дополнения)

А готовый пример сочинения будет ждать вас в конце статьи!

Начнём с внимательного чтения исходного текста и выделим цветом его разные смысловые части:

Условные цветовые обозначения: зелёный — воздействие "родного гнезда"
Условные цветовые обозначения: зелёный — воздействие "родного гнезда"
Светло-жёлтый — о влиянии природы на мысли о писательском творчестве, плавно перетекающие в рассуждения о вдохновении
Светло-жёлтый — о влиянии природы на мысли о писательском творчестве, плавно перетекающие в рассуждения о вдохновении
Розовый — суть вдохновения
Розовый — суть вдохновения

Попробуем выстроить ход рассуждения, отталкиваясь от примеров. Для этого выписываем возможные примеры из текста и определяем смысловые отношения между ними:

Первая часть текста — о родной природе; о ней я нашла пять эпизодов
Первая часть текста — о родной природе; о ней я нашла пять эпизодов

Вот такая получилась замысловатая схема. Попробуем определить вид связи между каждой возможной парой примеров:

На схеме сохранилась нумерация примеров из предыдущей таблицы о родном крае
На схеме сохранилась нумерация примеров из предыдущей таблицы о родном крае

При самой популярной связке дополнение комбинация найденных примеров уходит в бесконечность, но смысл один: не забываем про связку не только (пример 1), но и (пример 2), анализируем, как именно дополняют друг друга найденные иллюстрации. Пятый пример не включён — при дополнении его лучше приберечь для позиции автора, чтобы она не дублировала пояснения и анализ связи между примерами.

Возможные формулировки проблемы, вытекающей из этих примеров:

  • Какие чувства охватывают человека, когда он возвращается в родные края?
  • Как возвращение на родину влияет на человека?
  • Какую роль малая родина играет в жизни человека?
  • Как и в чём проявляется любовь к родному краю?

Рассмотрим другие варианты связи между примерами:

На схеме сохранилась нумерация примеров из таблицы о родном крае
На схеме сохранилась нумерация примеров из таблицы о родном крае

Причинно-следственная связь — ещё одна популярная смысловая связь между примерами, которую легко обнаружить в тексте, и потому она встречается в сочинениях достаточно часто. В причине можно оставить только один из четырёх вариантов, но я бы объединила несколько: например, родной край позволил герою испытать радость от встречи с близкими, вспомнить детство, а также насладиться красотой окружающей природы.

Возможные формулировки проблемы остались почти такими же:

  • Какие чувства охватывают человека, когда он возвращается в родные края?
  • Как возвращение на родину влияет на человека?
  • Какую роль малая родина играет в жизни человека?

А ещё второй пример в этой схеме можно немного изменить:

Как следствие можно указать не счастье, охватывающее при возвращение домой, а желание одуматься, всерьёз взглянуть на своё предназначение, раскрыть потенциал
Как следствие можно указать не счастье, охватывающее при возвращение домой, а желание одуматься, всерьёз взглянуть на своё предназначение, раскрыть потенциал

Тогда и проблема будет звучать по-другому:

  • Как влияет возвращение в родные края на раскрытие творческого потенциала человека?

Когда в первом примере приводятся перечисления различных чувств / событий / мыслей, а во втором — их общий результат, помимо причинно-следственной связи можно указать и другую:

На схеме сохранилась нумерация примеров из таблицы о родном крае
На схеме сохранилась нумерация примеров из таблицы о родном крае

В отличие от причинно-следственной связи, при использовании обобщения лучше перечислить все возможные примеры воздействия природы из исходного текста; при причинно-следственной связи лучше ограничиться одной-двумя причинами в первом примере и одним следствием во второй.

Я редко использую эту связь и редко встречаю её в сочинениях выпускников, но текст Григоровича — редкий случай, где она действительно уместна.
Возможные проблемы, которые можно проиллюстрировать этим способом, остаются теми же:

  • Какие чувства охватывают человека, когда он возвращается в родные края?
  • Как возвращение на родину влияет на человека?
  • Какую роль малая родина играет в жизни человека?

А какая смысловая связь понравилась вам больше всего? Что выбрали бы для своего сочинения?

Про малую родину мы сказали, пожалуй, всё, что можно было сказать) Настало время обсудить писательский труд, о котором в тексте тоже сказано немало — даже в общую схему не уместились:

В этой и следующих схемах нумерация примеров не будет единой: по каждому виду связи приведены свои парочки
В этой и следующих схемах нумерация примеров не будет единой: по каждому виду связи приведены свои парочки

Ещё одна часто встречающаяся в сочинениях связь — уступительная. Проверяем её наличие, подставляя примеры в конструкцию несмотря на (пример 1), происходит (пример 2).

В этом случае, пожалуй, примеры не смогут иллюстрировать полноценную проблему, поставленную автором текста — они являются лишь маленькой частью размышлений о вдохновении. На вопросы, что такое вдохновение или как и почему приходит вдохновение к писателю, с помощью них будет трудно дать полноценный ответ.

Поэтому попробуем найти более универсальный вариант, отражающий ключевую проблему:

-10

Детализация, или конкретизация, или уточнение — менее популярная смысловая связь; её суть — показать взаимоотношения части и целого. В данном случае целым является писательское общество, а частью — его конкретный представитель, отдельно взятый писатель, наш рассказчик. Проблему возникновения вдохновения и этими примерами проиллюстрировать трудно, но возможен другой вариант:

  • В чём заключается особенность писательского труда?

А если всё-таки вернуться к вдохновению, можно попробовать раскрыть его суть другими примерами и другими связями между ними:

-11

Самая простая и очевидная связь — противопоставление — работает безотказно (если текст или хотя бы одна его часть построены на контрасте). Возможные проблемы, которые можно проиллюстрировать этими примерами:

  • В чём заключается особенность писательского труда?
  • Как и почему приходит вдохновение?
  • Что такое вдохновение?

А к проблеме, начинающейся со слов "Что такое...?", можно подобрать ещё одну взаимосвязь примеров:

-12

Определение — довольно редкая связь, которая чаще встречается в публицистических текстах: там автор может определять трудные термины, давать конкретное объяснение их значений. Здесь же связь выглядит немного искусственно, но тоже имеет место быть, особенно для иллюстрации проблемы "Что такое вдохновение?"

И наконец, ещё один вариант смысловой связи между примерами, раскрывающими суть вдохновения:

-13

Возможные проблемы при таких примерах:

  • Что такое вдохновение?
  • Какую роль вдохновение играет в творчестве писателя?

Последней проблемы нет в кодификаторе: скорее всего, составители посчитали её не ключевой, а проблемы, не поставленные автором исходного текста в центр внимания читателя, лучше не трогать.

Привожу все формулировки проблем, указанные составителями варианта:

  • Какие чувства охватывают человека, когда он возвращается в родные края?
  • Как и в чём проявляется любовь к родному краю?
  • Как влияет возвращение в родные края на раскрытие творческого потенциала человека?
  • В чём заключается особенность писательского труда?
  • Как и почему приходит вдохновение?

Мы рассмотрели каждую из них, разобрали на примерах из конкретного текста такие связи, как дополнение, противопоставление, причинно-следственная, уступительная связь, детализация, обобщение, определение — целых семь разновидностей!

Делитесь в комментариях, какую проблему и связь примеров вы выбрали (бы) для своего сочинения, какие остались вопросы, нужно ли что-то добавить о какой-либо смысловой связи между примерами... Буду рада вашей обратной связи!

И конечно, прикрепляю, что у меня в итоге получилось:

Сочинение

Как к писателю приходит вдохновение? Над этим вопросом предлагает задуматься Дмитрий Васильевич Григорович.

Читатель знакомится с размышлениями молодого писателя о литературном даровании. Юноша, находящийся в начале творческого пути, должен доказать, что литература для него — не мимолётный каприз, а призвание, дело всей жизни. Он пока не привык к писательской рутине, отсутствие темы для повести волнует его, заставляет сомневаться в себе, доводит до отчаяния. Он признаётся, что "напрасно целыми днями и ночами напрягал воображение, выискивая интересный сюжет". Хотя рассказчика и окружает "благословенная тишина" и красота родной природы, писательское вдохновение капризно: оно не подчиняется логическим законам, вызвать его внешними обстоятельствами невозможно.

Продолжая описывать творческий процесс, юный писатель также говорит и об особом состоянии, которое он переживает в минуты вдохновения. Рассказчик определяет его как "неожиданное нервное возбуждение, когда пишется легко и свободно, без всякого принуждения". Этот процесс полон таинственности, он внезапно охватывает писателя во время работы, возвращая бодрость духа, проясняя мысли, складывая разрозненные впечатления в живые образы. Ключевые слова в описании этого особого состояния — неожиданность, непринуждённость, обратная кропотливым стараниям и рутинной работе.

Приведённые примеры противопоставлены друг другу. Каждый писатель сталкивается с двумя различными состояниями: в процессе творчества есть моменты, когда он "бьётся как рыба об лёд в бессилии собрать мысли", когда нужно писать через силу, хотя кажется, что всё вокруг должно способствовать вдохновению. И есть особые минуты, когда внезапно и необъяснимо его охватывает бодрость духа, сосредоточенность мыслей, а невысказанные слова напрашиваются как бы сами собой.

Позиция автора ясна: писатель не всегда понимает, как и почему к нему приходит вдохновение. Но он должен сохранить в себе это чувство, суметь перенести его в произведения, воплотить необъяснимый дар, как бы данный свыше.

С мнением Д.В. Григоровича трудно не согласиться. Многие творческие люди признают, что вдохновение — необъяснимый процесс, который нельзя искусственно вызвать в нужное время или продлить. Эту мысль лаконично выразил Ф.И. Тютчев:

У Музы есть различные пристрастья,
Дары её даются не равно;
Стократ она божественнее счастья,
Но своенравна, как оно.

Муза, вдохновение для любого творца — писателя, поэта, художника, композитора — высшее, божественное счастье, открывающее великие душевные силы. Но объяснить его, подчинить "своенравное" состояние и простым смертным, и признанным гениям не дано.

Таким образом, на вопрос, как и почему приходит вдохновение, человечество до сих пор не нашло ответа. Это состояние, не подчиняющееся физическим законам: оно возвышает человека до уровня творца, приобщает к высоким истинам, выводит за границы привычного восприятия. Конечно, настоящие художники слова не могут надеяться исключительно на Музу: каждый гений увековечил своё имя не только работой в минуты божественного вдохновения, но и кропотливым трудом.

Картина И.И. Ендогурова "Ранняя весна" — для вдохновения ❤️
Картина И.И. Ендогурова "Ранняя весна" — для вдохновения ❤️

Если у вас возникли трудности с каким-либо текстом, опишите его в комментариях, и я выложу его подробный разбор, как в этой статье. Будем штурмовать сочинение вместе!

Другие полезные материалы о комментарии к проблеме и возможных алгоритмах работы с текстом:

... и ещё многое есть в подборках)

📝 Буду благодарна вашей подписке на канал: впереди ещё много сочинений и полезных материалов!