Этой статьёй хочу открыть серию публикаций, посвященных конкретным советам по написанию сочинения (задание 27 с развёрнутым ответом).
Что изменилось в критериях оценивания? Какие свежие указания в 2024 году получили эксперты? И — самое важное — как не потерять заветные баллы? Обо всём по порядку, начиная с проблемы и комментария, расскажу в ближайших статьях:
К1. Формулировка проблемы
🔻 Проблема — это центральный вопрос, над которым автор рассуждает на протяжении текста. Важно выделить именно ключевую проблему: она прописана в кодификаторе у проверяющих экспертов (а в сборниках для тренировки — в ключах к тексту). Если не попасть в неё, выстроив рассуждение вокруг незначительной идеи исходного текста, критерии К1-К4 эксперт может обнулить.
Вот так выглядят ключи с возможными проблемами к одному из текстов с реального экзамена 2023 года (текст Нагибина об отце; можно прочитать вместе с сочинением тут):
💊 Если к проблеме, которую вы определили, легко подбирается позиция автора (проблема = вопрос; авторская позиция = ответ) и находятся два различных примера для её пояснения (комментария), то, скорее всего, с ней всё в порядке)
Также важно не расширять проблему исходного текста (на примере проблем по Нагибину: "Как человек воспринимает окружающий мир?" вместо "Как ребёнок воспринимает окружающий мир?") или, наоборот, не сузить её ("Проблема влияния отца на рассказчика" вместо "Проблема влияния отца на ребёнка").
Как оформить проблему?
- Можно сформулировать проблему в виде вопроса (это проще) или в виде утверждения (но так можно запутаться с авторской позицией): Какую роль детство играет в жизни человека? = Проблема роли детства в жизни человека.
- Можно сформулировать проблему одним предложением. Объём неважен — точность и содержательность в приоритете.
- Можно расположить формулировку проблемы не в начале сочинения (например, выбрать путь раскрытия проблемы через комментарии, начав с них) — неважно, в каком абзаце сформулирована проблема, важно, чтобы она соответствовала исходному тексту и находилась в центре внимания автора.
- Можно процитировать проблему по исходному тексту, указать с помощью ссылок на номера предложений в тексте.
- Можно задать несколько вопросов в формулировке проблемы. Если один из вопросов будет правильным, по критерию 1 (далее К1) вам зачтут нужный балл. Но лучше не экспериментировать и стремиться к точности)
За что могут обнулить К1?
- За непонимание сути исходного текста (не знаю, что писать). Важно читать текст внимательно, чтобы представлять его как единое целое, а не совокупность обрывочной информации; выделять смысловые связи между его частями; понимать авторский замысел.
- За неумение выразить своё понимание прочитанного текста (не знаю, как писать). Даже если текст понятен, важно не расширить проблему и не перевести её в более узкий план.
К2. Комментарий к проблеме
🔻 Комментарий к проблеме исходного текста — это мостик между проблемой (вопросом) и авторской позицией (ответом). Комментируя проблему, нужно пройти вместе с автором путь рассуждений над проблемным вопросом, а для этого необходимо привести два примера-иллюстрации из прочитанного текста, дать к ним пояснения, определить смысловую связь между этими примерами и проанализировать её. «Экзаменуемый как бы проходит обратный авторскому мыслительный путь», — напоминают нам составители экзамена.
При комментировании проблемы важно не отклоняться от логики автора текста и не привносить собственных идей, мнений, оценок. Для этого в последующих этапах есть аргументация собственной позиции.
💊 Невозможно, чтобы совпадали представления и языковые умения автора и читателя, их жизненный, культурный опыт, объём их памяти и знаний — читатель не может воспринять текст абсолютно идентично авторскому замыслу, поэтому комментарий как этап рассуждения — достаточно свободный этап. Важно лишь придерживаться логической структуры и не противоречить собственным утверждениям.
Как оформить комментарий?
- Можно выстроить рассуждение от проблемы к исходному тексту (самый частый, «шаблонный» вариант: сначала указать проблему, а затем прокомментировать её);
- Можно и выстроить рассуждение от исходного текста к проблеме: сначала прокомментировать, проследить за мыслями автора, а затем сформулировать проблему (вопрос) и позицию автора (ответ на него).
- Комментарий может быть текстуальным = при составлении комментария объяснить текст, следуя за автором;
- Другой вид комментария — концептуальный. Здесь, опираясь на понимание проблемы, экзаменуемый даёт различного рода интерпретации.
Требования к комментарию:
1️⃣ Опора на исходный текст (и только на него; без собственных мнений, которые противоречат автору)
2️⃣ Отсутствие концептуальных (связанных с пониманием авторских мыслей) фактических ошибок. При наличии такой ошибки пример-иллюстрация, в котором она допущена, не засчитывается
3️⃣ Наличие пояснений к двум примерам-иллюстрациям (условно сам пример = «пересказ» исходного текста, а пояснение = «анализ» приведённого примера / эпизода / отрывка / мысли автора, его «расшифровка», раскрытие смысла, подтекста). Без пояснения приведённый пример не представляет ценности в сочинении — оценивается 0 баллов.
Пояснение должно выполнять хотя бы одну из функций:
1) иллюстрация проблемы исходного текста;
2) нахождение нового аспекта (разворота) проблемы;
3) подведение к смысловому единству подобранных примеров-иллюстраций;
4) подведение к формулировке авторской позиции.
4️⃣ Анализ указанной смысловой связи между примерами-иллюстрациями. Предполагает, кроме указания (наименования) смысловой связи, её детальный разбор, конкретизацию и уточнение.
За что могут обнулить анализ смысловой связи?
- сопоставление логически несопоставимых примеров-иллюстраций
- подбор примеров-иллюстраций, не относящихся к одной проблеме, и попытка экзаменуемого «притянуть» к ним ту или иную смысловую связь (здесь важно соотносить каждый пример с проблемой и не перейти к смежному проблемному вопросу, то есть «не уйти от темы»)
- подмена анализа смысловой связи общими словами (Эти примеры дополняют друг друга и помогают понять задумку автора). Нужно объяснить, как именно связаны приведённые примеры — а связей может быть множество (в том числе и самая спорная — дополнение).
Прикладываю таблицу с возможными речевыми клише для самых популярных (часто встречающихся) видов связи:
И напоследок — сводная таблица для подсчёта баллов за комментарий:
💊 Подведём итоги: самое важное при начале работы с сочинением — внимательно прочитать и проанализировать исходный текст, выделить в нём важную информацию и установить взаимосвязи между его частями. Это поможет не запутаться с ключевой, "поставленной" проблемой и подобрать к ней корректные примеры-иллюстрации:
Если у вас остались вопросы, буду рада ответить на них в комментариях! В следующей статье расскажу о позиции автора (К3) и обосновании собственной позиции (К4).
📝 Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые сочинения и полезные материалы!
Продолжение можно прочитать тут: