Найти в Дзене
Сочиняшка | ОГЭ | ЕГЭ

Сочинение ЕГЭ по тексту А.Я. Бруштейн «В один прекрасный день мы – пять девочек – карабкаемся на Замковую гору...»

Оглавление

Сегодня поговорим о прекрасном: разберём текст Александры Бруштейн об актёре Илларионе Певцове. (Источник текста — открытый банк заданий ФИПИ 2024; этот текст попадался в КИМах экзамена 2023 года; также задание встречалось в региональных контрольных текущего учебного года)

Готовое сочинение будет ждать вас в конце статьи!

Тексты про искусство в экзаменационных встречаются довольно часто: в них легко ориентироваться, нужно только заранее подготовить возможные аргументы (из жизненного или читательского опыта) о положительном влиянии искусства на человека. Отрицательного влияния, как правило, у него нет)

Что касается конкретного текста Бруштейн, в нём довольно простая структура: есть физические недостатки героя, но наряду с ними присутствуют и положительные черты актёра. Давайте рассмотрим текст и выделим цветом эти контрастные "компоненты":

Рассмотрим две возможные проблемы: одна будет касаться непосредственно искусства; вторая — способности Иллариона (и людей вообще) преодолевать жизненные трудности. Начнём с искусства, более универсальной и широкой проблемы.

ИСКУССТВО

Сгруппируем найденные в тексте мысли по примерам
Сгруппируем найденные в тексте мысли по примерам

Приступаем к заполнению плана. Из правого столбика выбираем подходящие примеры и определяем их взаимосвязь:

Явное дополнение: искусство КАК облагораживает, ТАК И поддерживает. Не забывайте, что смысловую связь нужно назвать + проанализировать по тексту, опираясь на пояснения
Явное дополнение: искусство КАК облагораживает, ТАК И поддерживает. Не забывайте, что смысловую связь нужно назвать + проанализировать по тексту, опираясь на пояснения

Переходим к авторской позиции. При дополнении трудно избежать буквального повтора анализа связи в позиции автора(ПА). В ПА нужно сделать вывод из анализа связи примеров:

Более общая роль искусства (в примерах — конкретные проявления)
Более общая роль искусства (в примерах — конкретные проявления)

И только теперь мы можем чётко сформулировать проблему. "Превращаем" позицию автора в вопрос, на который она может стать ответом:

В примерах мы говорили о том, как искусство помогло Иллариону — в ПА сказали, как оно влияет на людей в целом — и в проблеме сформулировали вопрос
В примерах мы говорили о том, как искусство помогло Иллариону — в ПА сказали, как оно влияет на людей в целом — и в проблеме сформулировали вопрос

Осталось написать собственную позицию и дать ей обоснование:

Помните: формального согласия недостаточно. Обязательно нужно своими словами передать мнение о поставленной проблеме. Пример-аргумент не должен буквально копировать мысли из авторского текста!
Помните: формального согласия недостаточно. Обязательно нужно своими словами передать мнение о поставленной проблеме. Пример-аргумент не должен буквально копировать мысли из авторского текста!

Как говорится, выводы делайте сами) Логический план сочинения готов, осталось только оформить связное рассуждение.

А впереди — ещё один возможный вариант анализа текста.

ДОСТИЖЕНИЕ УСПЕХА

Примеры во многом пересекаются с предыдущими, комментирующими искусство. Но есть и кое-что новенькое: например, поддержка девочек, которая, возможно, помогла Иллариону поверить в себя и не сдаваться на пути служения искусству
Примеры во многом пересекаются с предыдущими, комментирующими искусство. Но есть и кое-что новенькое: например, поддержка девочек, которая, возможно, помогла Иллариону поверить в себя и не сдаваться на пути служения искусству

Выбираем из правого столбика понравившиеся примеры и заполняем план сочинения:

Снова дополнение: во-первых, юноша обладал талантом, а во-вторых, умел не сдаваться
Снова дополнение: во-первых, юноша обладал талантом, а во-вторых, умел не сдаваться

Формулируем позицию автора:

Нужно постараться не копировать анализ связи в позицию автора: разграничьте примеры, связь между ними с авторской позицией (сначала анализируем текст конкретно про актёра, а затем переходим к универсальным качествам любого человека)
Нужно постараться не копировать анализ связи в позицию автора: разграничьте примеры, связь между ними с авторской позицией (сначала анализируем текст конкретно про актёра, а затем переходим к универсальным качествам любого человека)

Приступаем к проблеме, "переворачиваем" позицию автора и задаём к ней вопрос:

Снова говорим о всех людях: Илларион остался в комментарии
Снова говорим о всех людях: Илларион остался в комментарии

Движемся к собственной позиции + её обоснованию:

В обосновании подбираем пример, не копирующий мысли исходного текста. Здесь можно отойти от искусства, так как проблема шире
В обосновании подбираем пример, не копирующий мысли исходного текста. Здесь можно отойти от искусства, так как проблема шире

План сочинения готов. Получились две проблемы: можете выбрать понравившуюся и составить собственное рассуждение. Особой осторожности в этом году требует обоснование: если вы не уверены в своём примере, напишите в комментариях вариант — обсудим)

И — мой вариант сочинения по одной из найденных проблем:

СОЧИНЕНИЕ

Что помогает человеку достичь успехов? Над этим вопросом задумывается А.Я. Бруштейн в предложенном для анализа тексте.

Чтобы привлечь читателя к поставленной проблеме, автор рассказывает историю жизни удивительного человека — знаменитого актёра Иллариона Певцова. Неслучайно повествование начинается с чувства восторга, который испытали его невольные слушательницы: ни его невзрачный внешний вид, ни его физический недуг, заикание, не смогли затмить природный дар Иллариона. Именно талант и стремление к его реализации, а также страстная любовь к искусству помогли Певцову вопреки болезни, бедности, насмешкам стать “одним из самых замечательных русских актёров”.

Но талант Иллариона — только одно из его достоинств. Он “превозмог непреодолимое” — смог добиться успеха на сцене, несмотря на сильное заикание. Певцов всю жизнь борется с недугом, иногда терпит поражения, но это не становится поводом для отчаяния: герой не опускает руки, продолжает стремиться к своей мечте. Такое мужество и упорство говорят о силе воли, которой обладает актёр.

Примеры дополняют друг друга: преодолеть жизненные трудности и стать “одним из самых замечательных русских актёров” Иллариону Певцову помогли как талант, так и волевой характер.

По мнению автора, секретом успеха является совокупность одарённости и способности не опускать руки, мужественно справляться с невзгодами. Без сочетания этих качеств стать великим человеком невозможно.

Я согласна с позицией автора: действительно, благодаря вере в свой талант и силе воли человек преодолевает любые испытания, которые неизбежно возникают на пути к цели. Множество одарённых людей поддавалось отчаянию и тем самым губило свой дар. К счастью, есть и множество вдохновляющих примеров: вопреки обстоятельствам гении прошлого отстаивали свои убеждения и добивались успеха. Так, Константин Циолковский, несмотря на врождённые болезни и бесконечную критику своих идей, опережающих эпоху, смог сохранить веру в научные открытия, продолжал работать над экспериментами. Его упорство и непреклонная убеждённость в собственной правоте помогли развитию российской науки, и спустя многие годы благодаря вкладу Циолковского стал возможен полёт человека в космос.

Таким образом, каждый человек должен найти собственный талант и суметь не “зарыть его в землю”. Для этого нужно обладать мужеством: только человек, способный справляться с трудностями и идти наперекор судьбе, сможет добиться успехов и внести свой вклад в развитие человечества.

Этапы сочинения
Этапы сочинения
-13

📝 Надеюсь, статья оказалась полезной) Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые сочинения и материалы для подготовки!