Найти тему
2,9K подписчиков

Сочинение ЕГЭ (27) по тексту В.А. Каверина "Мысль о том, трус ли я, — одна из самых острых, укоряющих мыслей..." + разбор текста

4,2K прочитали

В этой статье разберёмся с текстом из реального ЕГЭ 2023 года — фрагментом повести В.А. Каверина "Неизвестный друг". Несмотря на то, что текст художественный и с первой его строчки понятно, о чём размышляет рассказчик, всё же в нём достаточно легко запутаться. Как же не ошибиться с проблемой, связать примеры и выстроить логичное рассуждение без логических ошибок — выясним, составив чёткий алгоритм. А готовое сочинение будет ждать вас в конце статьи. Поехали!

"Прошло несколько лет, и я понял, что, кроме физической храбрости, есть и другая, нравственная, которую нельзя воспитать, ныряя под плоты или прыгая с берега на сосну с опасностью для жизни".
"Прошло несколько лет, и я понял, что, кроме физической храбрости, есть и другая, нравственная, которую нельзя воспитать, ныряя под плоты или прыгая с берега на сосну с опасностью для жизни".

Прочитаем исходный текст:

О чём он?

  • о трусости и храбрости: какой человек является по-настоящему храбрым?
  • о формировании личности человека: как мальчик из трусливого стал смелым, осознал свою храбрость, что помогло ему?
  • о самопознании: мысль про собственную трусость "впервые поставила" героя "лицом к лицу с самим собой". Далее он осознаёт, каким человеком он является, как должен вести себя, чтобы не предать свои убеждения
  • о воспитании: мама и её слова сыграли важную роль в жизни рассказчика, она даёт нужные советы и помогает сыну стать действительно смелым, отстаивать свои взгляды
  • о дружбе и товариществе: от Альки все отвернулись, поддержали строгого учителя. Но рассказчик не смог остаться в стороне, решил подбодрить товарища, не бросил его в трудную минуту

Начнём с ключевых для текста понятий — трусости и смелости:

Храбрость

В процессе чтения мы видим две разновидности храбрости. Первая —физическая, достаточно примитивная, именно с детских размышлений о ней начинается текст. Она заключается в способности спрыгнуть с высоты, не бояться гусей, претерпевать боль... Какой в ней смысл? Вызвать уважение сверстников? Доказать самому себе, что ты сильный человек? Ради чего герою было так важно почувствовать себя смелым, почему его волновал этот вопрос?

О втором виде храбрости — нравственной — герой задумывается позже, в юношеском возрасте. Сформировать её гораздо сложнее, простых рискованных поступков для этого недостаточно. Что даёт человеку обладание этим качеством?

(На эти вопросы я предлагаю ответить вам самостоятельно для более глубокого понимания текста)

А теперь представим схематически соотношение примеров. Листайте вправо, чтобы увидеть путь построения рассуждения от примеров к позиции автора и проблеме:

Но ведь в человеке может сочетаться рискованность и нравственная храбрость. Тогда... можем попробовать выстроить другую связь примеров. Но и проблема будет другая. Здесь оттолкнёмся от возраста рассказчика (от вопроса, когда он осознаёт каждую из способностей):

Итак, схожие примеры в зависимости от того, с какой стороны на них посмотреть, могут дать нам два разных вида связи — следовательно, и прокомментировать разные проблемы. Если противопоставить физическую и нравственную храбрость, можно порассуждать о том, какая из них является истинной. А если дополнить одну другой — получим развитие взглядов с возрастом.

Воспитание

Наиболее простым решением здесь будет рассмотрение двух эпизодов, связанных с мамой героя. Вспомним, как она повлияла на сына своими словами, оценкой его поступков:

Два эпизода + пояснения к ним
Два эпизода + пояснения к ним

Теперь заполним план сочинения, от примеров к позиции автора и проблеме:

Проблема родительского влияния раскрыта. Но есть ещё один вариант...

Дружба, товарищеские отношения

Эта проблема кажется мне наименее очевидной, поэтому расположим её в конце. В тексте напрямую не говорится о дружбе между Алькой и рассказчиком, но поступил он по-товарищески:

В этой статье разберёмся с текстом из реального ЕГЭ 2023 года — фрагментом повести В.А. Каверина "Неизвестный друг".-7

Как взаимосвязаны эти примеры? Думаю, тут возможны два варианта — как противопоставление (ребята побоялись подойти, а рассказчик подошёл), так и уступка (несмотря на мнение большинства и страх перед учителем, рассказчик поддержал товарища)

Оформим в таблице два этих варианта (листайте вправо, чтобы увидеть оба):

В этой статье разберёмся с текстом из реального ЕГЭ 2023 года — фрагментом повести В.А. Каверина "Неизвестный друг".-9

Мы рассмотрели все ключевые проблемы текста. Теперь вы можете, опираясь на таблицу по самой приглянувшейся, составить собственное сочинение. Буду рада обсудить в комментариях ваш вариант раскрытия проблемы! А вот моя готовая работа:

Сочинение

Какую храбрость можно считать истинной? Размышлениям об этой проблеме посвящён текст В.А. Каверина.

Описывая собственное детство, рассказчик признаётся, что всегда стыдился трусости. Ему было страшно спрыгнуть с высоты, он боялся гусей и петухов. Чтобы побороть этот недостаток, герой превозмогает боль: держит палец в кипятке, доказывая собственную отвагу. Всё это — рискованные поступки, демонстрирующие физическую храбрость.

Позже рассказчик понимает, что храбрость бывает и другая — её нельзя воспитать физически (предложение 26). Когда весь класс во главе с учителем объявил Альке бойкот, герой не оставил одноклассника наедине с унижением, подошёл и поддержал его вопреки запретам. Благодаря этому случаю рассказчик понял, что не меньшей храбрости требует способность прислушиваться к своей совести и не поступать вопреки её голосу.

Эти примеры противопоставлены друг другу: есть люди, способные на бессмысленно рискованные поступки, а есть такие, которые готовы не поступать безнравственно, несмотря на мнение большинства.

Из двух проявлений смелости автор явно отдаёт предпочтение второму: истинно храбрым является человек, способный поступать так, чтобы ему потом не было стыдно за свои действия.

Нельзя не согласиться с мнением автора. Настоящая смелость — это способность с достоинством отстаивать свои убеждения, поступать по совести. Так, Андрей Соколов, герой рассказа М.А. Шолохова "Судьба человека", несмотря на угрозу расстрела отказывается пить за победу вражеских войск. Он сохраняет достоинство и мужество, находясь в немецком плену, а после окончания войны не может пройти мимо мальчика-сироты. В этих поступках заключается истинная храбрость, ведь только сильный человек готов до конца следовать своим убеждениям и брать ответственность за жизнь другого.

Настоящее мужество проявляется не в рискованных действиях напоказ. Чаще перед человеком стоит более сложный выбор — сохранить нравственную храбрость: не предать, не солгать, поступить так, чтобы совесть осталась чиста. И эта человеческая способность вызывает гораздо больше уважения со стороны окружающих.

Разбор сочинения по этапам:

В этой статье разберёмся с текстом из реального ЕГЭ 2023 года — фрагментом повести В.А. Каверина "Неизвестный друг".-10

📝 Буду благодарна вашей подписке!

🔍 Ищете сочинение? Пишите задание в комментариях, составим образец ✍️