Найти в Дзене
Думающая история

Асфальт – материал для творчества

Все мы рисовали в детстве на асфальте. Но он может использоваться в искусстве и другими способами. 

Гильсонитовая руда — разновидность асфальта или битума. Источник изображения: www.naturalpigments.com
Гильсонитовая руда — разновидность асфальта или битума. Источник изображения: www.naturalpigments.com

Посмотрим, что получилось у древних художников.

Баран в чаще (ок. 2 600-2400 гг. до н. э.) - статуэтка изображает сидящего на фоне куста в поисках еды козла. Британский музей. Источник изображения: www.britishmuseum.org
Баран в чаще (ок. 2 600-2400 гг. до н. э.) - статуэтка изображает сидящего на фоне куста в поисках еды козла. Британский музей. Источник изображения: www.britishmuseum.org

«Баран в чаще» это название дал древней скульптуре нашедший ее британский археолог Леонард Вулли, потому что оно напоминало цитату из книги Бытия в Библии, когда Авраам собирался принести в жертву Исаака, своего сына:

«Затем Авраам поднял глаза и увидел барана, пойманного за рога в чаще. Поэтому он взял барана и принес его во всесожжение вместо своего сына».

На самом деле это козел, стоящий на задних лапах и тянущийся за едой. Две таких статуэтки были извлечены из так называемой “Великой ямы смерти” на Царском кладбище в древнем городе Уре (территория современного Ирака).

Если мы повнимательнее приглядимся к животному, то заметим, что он имеет деревянную основу, уши сделаны из меди, а рога из лазурита. Шкура вырезана из лазурита и ракушек.

"Баран в чаще", фрагмент. Источник изображения: www.britishmuseum.org
"Баран в чаще", фрагмент. Источник изображения: www.britishmuseum.org

Голова и ноги покрыты листовым золотом, которое, как и завитки шкуры, приклеено с помощью растопленного асфальта (по-шумерски, эсир).

Баран в чаще. Британский музей. Источник изображения: www.britishmuseum.org
Баран в чаще. Британский музей. Источник изображения: www.britishmuseum.org

Однако шумеры использовали асфальт не только при инкрустации предметов.

Ноги быка. Месопотамия, конец II-го тысячелетия до нашей эры. Битум. Источник изображения: www.e-tiquities.com
Ноги быка. Месопотамия, конец II-го тысячелетия до нашей эры. Битум. Источник изображения: www.e-tiquities.com

Битум - универсальный материал для лепки, и художники использовали его для создания захватывающих дух скульптур. Уникальные свойства разогретого асфальта позволяют его легко формовать, вырезать или заливать в форму. Судя по найденным фрагментам ног, делая скульптуру быка, месопотамский художник точно следовал анатомии животного.

Ритуальная чаша с рельефным изображением из битумной смеси. Аккад. III тысячелетие до н.э. Частная коллекция. Источник изображения: www.ancient-art.co.uk
Ритуальная чаша с рельефным изображением из битумной смеси. Аккад. III тысячелетие до н.э. Частная коллекция. Источник изображения: www.ancient-art.co.uk

В Средние века битум использовали в качестве лака для картин и скульптур. В эпоху Возрождения такие художники, как Леонардо да Винчи, использовали его для создания темных теней.

В новейшее время Джексон Поллок использовали битум для создания текстурированных поверхностей в своих картинах.

Джули Меколи, художница и академик из Детройта, создала серию скульптур "Темная материя: города". Ее работы из битума основаны на самом продолжительном лабораторном научном эксперименте, занесенном в Книгу рекордов Гиннесса.

В 1927 году физик и профессор Томас Парнелл, положив битум в стеклянную воронку, запустил эксперимент в Университете Квинсленда, чтобы показать вязкость этой формы нефти при комнатной температуре. После 13 лет ожидания упала девятая капля. Почти за столетие ее количество уменьшилось в девять раз.

Джули Меколи. Лондон. Битум. Источник изображения: www.vice.com
Джули Меколи. Лондон. Битум. Источник изображения: www.vice.com

В инсталляциях Меколи в отдельных кусочках асфальта угадываются городские очертания. В естественном разложении художница нашла подходящую метафору городского упадка. Со временем, незаметно для окружающих, созданные ею Лондон и Детройт превратятся в бесформенные черные останки.

Использованная литература

J. Connan. Use and trade of bitumen in antiquity and prehistory: molecular archaeology reveals secrets of past civilizations

Bitumen in Art: Exploring the Creative Potential

Julie Mecoli's Bitumen Sculptures Look Like Melting Molasses