Обучаться на Руси в XVI – XVII веке было не просто. Каких-то особых приемов и методов, какие существуют в нынешнее время, не было. Сами учебники – буквари были в части подачи информации сухи и примитивны, и на нужный учебный лад учеников не настраивали. Это и не требовалось в то время, потому что существовали розги, они все исправляли, они и "мотивировали", судя по всему.
По этой причине, в букварях, порой, учитель изображался с розгами. Через подобные иллюстрации ученикам прививалась дисциплина.
Если вдруг ученик решит отлынивать от уроков, то он знал, что ему могут «всыпать по первое число» за тот или иной не выученный урок.
По этому поводу писали следующее – «Розга, ум острит, память возбуждает, и волю злую в блага прелагает, учит Господу Богу ся молити и рано в церковь на службу ходити…», или «Розга хоть нема, да придает ума».
Учеников учили чтению и письму, а также пению церковных песен. Причем обучение проходило раздельно. Вначале ученик обучался чтению, и потом уже письму.
Могло быть так – человек мог читать, но не мог писать, так как этому его могли не научить. В Европе долгое время также существовал раздельный принцип обучения.
Менее всего преподавалась математика. Из нее, основными направлениями являлись вычитание и сложение. Также рассматривалась астрономия, но эта дисциплина была исключительно прикладная – для составления календарей, гороскопов.
А если обучающийся желал подчерпнуть более глубокие знания, то он читал дополнительную литературу. Это были либо книги о географии, либо на историческую тематику. Они были в основном переводные, так как поступали из-за границы.
Уже тогда издавалось до 2,5 тысяч экземпляров букварей, до 3 тыс. «Часословов» и до 1,5 тыс. «Псалтырей» в год, при шестнадцати миллионном населении.
В то время, первые типографии располагались на Украине и Белоруссии.
При дворе царя также содержались рукописные буквари. На сегодняшний день, один из них таких букварей хранится в музее Московского Кремля.
С середины XVII в. в Москве стали возникать школы, воссозданные по образу и подобию европейских грамматических школ. Появившиеся школы предоставляли ученикам светское и богословское образование. В тоже время в школах появились «азбуковники» - толковые словари для учащихся.
Царских детей обучали в дворцовых палатах. Занятия у царских детей начинались в 6 часов утра. Это время учебы совпадало с началом возникновения дел в кремле у взрослых.
В XVII веке появились первые учебники риторики и логики.
И последнее, важным отличием Руси от Европы было то, что книги, существовавшие на Руси, были написаны на понятном всем русском языке, в то время как в Европе использовалась латынь, как основной язык университетской образованности, который ограничивал круг читателей.