В современном мире люди все больше времени проводят в digital-среде и хотят, чтобы там тоже было красиво и комфортно. Привлекательные, удобные приложения и сайты удерживают наше внимание и создают положительный пользовательский опыт. Визуальной составляющей IT-продуктов занимается UI/UX-дизайнер. Он проектирует интерфейсы, с помощью которых пользователи взаимодействуют с устройством.
Дизайн — это больше, чем создание красивых картинок? Какие знания нужны Junior UI/UX Designer? Как найти первых клиентов и можно ли повторять чужие дизайны? Об этом и не только пообщались с Александром Фадеевым, тренером курса «Веб-дизайн и дизайн мобильных интерфейсов».
Несколько фактов об Александре:
1. Увлекается дизайномс самого детства: сначала учился в художественной школе, затем пошел в архитектурный, а в веб-дизайне работает с 2005 года.
2. Самым главным своим достижением считает упорство в достижении целей. Он освоил это искусство, день за днем делая маленькие шаги, несмотря ни на что.
3. Лучший дизайн, по мнению Александра, — это невидимый дизайн.
— UX/UI-дизайн — это не только про дизайн, но и психологию?
— Дизайн в первую очередь связан с психологией человека, а затем – c огромным бэкграундом знаний. Да, в некоторых областях дизайна просто рисуют картинки. Но в остальном задача дизайнера — решать проблемы людей. Поэтому, чтобы придумать решение, необходимо тщательно понять проблему, выявить суть (ведь часто сами люди не могут четко определить, в чем именно заключается проблема). Это требует аналитического мышления, способности систематизировать информацию и аргументировать свои решения. Для выбора подходящего решения необходимо обладать большим багажом знаний — насмотренностью. Где здесь рисование картинок? Где-то на задворках.
— UX/UI-дизайнер и Product-дизайнер: в чем разница?
— UX/UI-дизайнер начинает свою работу после аналитиков, получает User Stories и на их основе разрабатывает интерфейсы. Заканчивает свою работу передачей макетов дальше по цепочке специалистов. Продуктовый дизайнер работает в более широком диапазоне специализаций, включая аналитику, тестирование и в целом весь продукт. Он заботится о всем продукте, а не только о его интерфейсах. Сюда входят в том числе маркетинг, работа с заказчиком и общее развитие продукта в будущем. В этом плане продуктовый дизайнер тесно сотрудничает с Product Owner’ом и клиентом. В общем, это просто другой уровень.
— Нужно ли UX/UI-дизайнеру следить за трендами?
— При создании продающего дизайна – конечно. Тренды помогают создавать современный и привлекательный дизайн. Но если речь идет о сервисном дизайне, то тренды иногда могут быть вредными. Я не слежу за трендами детально, уделяя внимание лишь тем, которые укореняются и живут дольше нескольких лет.
— Какие программы и инструменты используешь в работе?
—Безусловно, Figma. К сожалению, этот инструмент монополизировал рынок и в настоящее время практически не имеет альтернатив, поскольку стал стандартом. Периодически также использую инструменты пакета Affinity как альтернативу Adobe – это полноценная замена, которая закрывает все потребности в моей работе. Основное преимущество – однократная покупка без подписок. Касательно искусственного интеллекта (ИИ) – в наше время невозможно обойтись без него: ChatGPT, Midjourney, Relome и другие. Область активно развивается, и рынок насчитывает множество инструментов. Хотя моя специфика продуктового дизайна никогда не может быть полностью заменена ИИ, поскольку для этого требуется ИИ второго уровня, до которого нам еще как до Бетельгейзе. Тем не менее, ИИ уже стал неотъемлемой частью многих процессов.
— Какие знания и навыки нужны Junior UX/UI-дизайнеру?
— Я жду от Джуна прочного теоретического фундамента и хорошего владения инструментарием. Важные софт скиллы: сообразительность, обучаемость, гибкость, системность, насмотренность. Но нужно понимать, что ожидания везде разные. Где-то от кандидата на Junior-позицию ждут навыков Middle-специалиста. На мой взгляд, Junior UX/UI-дизайнер — это специалист, которому можно поручить мелкие задачи с четким техническим заданием, и он выполнит их с ожидаемым уровнем качества, скорости и результата. Но кто-то ждет, что Junior весь проект соберет за одну ночь…
— Можно ли повторять чужие дизайны?
—Нужно. Прежде всего, для практики и понимания, как все работает. В этом случае хорошая стратегия — попытаться идеально скопировать то, что видишь.
Но никто не мешает и заимствовать какие-то решения в своих проектах. Только не стоит копировать до мельчайших деталей. Можно сделать похоже, если это подходит под текущую задачу. В этом нет ничего плохого. Наоборот, чем более схожи хорошие интерфейсные решения, тем проще пользователю взаимодействовать с продуктом, так как ранее он уже встречал такой интерфейс и знает, что с ним делать.
— Как понять: ты сделал хороший дизайн или нет?
— Как столяр понимает, что он создал качественную мебель? А парикмахер — стрижку? Есть два способа.
1) Первый — демонстрировать свою работу окружающим, чтобы узнать их мнение: плохо или хорошо. Но есть нюанс: их экспертность может быть сравнима с вашей на начальном этапе. Понятие хорошего или плохого в этом случае субъективно. Даже большинство может ошибаться (чаще всего так и происходит).
2) Второй — обратиться к эксперту, способному оценить качество работы. В этом варианте экспертом может стать и сам автор работы, самостоятельно определяя, хорошо ли она выполнена. Так что все просто: надо стать экспертом. Как же им стать? Тренировать насмотренность. Повторять одну и ту же работу 1001 раз, совершенствовать свое мастерство, учиться у лучших, читать профессиональную литературу, анализировать и исследовать. К сожалению, нет волшебной формулы, которая сделает вас экспертом за несколько месяцев. Миф о 10 000 часах – далеко не миф. Здесь нет тайных троп.
— Как из 1000 резюме выделиться новичку?
— Никак. Принцип контрастности. Когда все стремятся выделиться, они часто сливаются в однородную массу. На текущий момент это просто элемент удачи — чтобы именно ваше резюме в нужный момент привлекло внимание и заинтересовало.
— Где найти свои первые проекты и клиентов?
— Там же, где и год назад, и 5 или даже 10 лет назад. Это вечный вопрос, который мучил меня самого на старте карьеры и который новички задают мне до сих пор. Просто начните искать ответы в Google, задавая интересующие вопросы — там вы обнаружите множество решений.
Можно развивать свое портфолио и личный бренд, показывая свою старательность и профессионализм. Можно уйти на фриланс-площадки и там постепенно нарабатывать рейтинг. Можно найти ментора и учиться, учиться и учиться. Существует множество подходов, и при должном упорстве вы начнете зарабатывать. Каждый из нас когда-то начинал с пустого портфолио, но каждый смог его пополнить.
Главное условие в любом из способов, который вы найдете: нужно действовать! Если просто сидеть и спрашивать, как заработать, то ничего не произойдет. Мешает пустое портфолио? Придумайте проект, создайте кейс и выложите свою работу. Если этого мало, сделайте еще один проект. Не предлагают много денег? Начните работать за маленькую сумму — это больше, чем 0. Постепенно начнут предлагать больше. Просто начните что-то делать.
— UX/UI-дизайнер на фрилансе и в штате: минусы и плюсы?
— Фриланс и офис = одно и то же. Разница только в уровне ответственности. На фрилансе вы самостоятельно управляете своим временем, заработком, репутацией и отдыхом. Готовы и можете сами за себя нести ответственность? Тогда фриланс станет свободой, принесет гибкость и комфорт. Не готовы? Лучше идите в офис. Серьезно. Так проще: здесь за вас принимают решения, а вам нужно только хорошо выполнять свою работу и получать за нее оплату.
— Как разговаривать с неадекватными клиентами?
— Никак, не разговаривайте с ними. Даже если очень нужны деньги или работа. Не стоит иметь дело с неадекватными людьми, так как в долгосрочной перспективе это может привести только к проблемам. Для меня принцип прост: если клиент неадекватен, лучше не с ним не работать.
Но не путайте неадекватность с отсутствием вежливости. Человек может быть грубым, уставшим или раздраженным, но это не делает его неадекватным. Прежде чем делать выводы, познакомьтесь с определением слова «адекватность».
— Какие полезные ресурсы посоветуешь начинающим дизайнерам?
— Сайты Лебедева, Бюро Горбунова — там собрано огромное количество полезной информации. Разные агрегаторы интерфейсов, например, Mobbin. Важно учиться на реальных кейсах и анализировать чужой опыт. Сейчас для этого есть много ресурсов.
— Чем хорош курс «Веб-дизайн и дизайн мобильных интерфейсов»?
— За короткий 3-месячный период я передаю студентам тот объем знаний, который обычно усваивается за пару лет. Большой буст в теории и практике — вот в чем преимущество этого курса. Все это можно освоить самостоятельно, просто на это уйдет много-много времени.
— Каких слушателей ждешь на курсе?
— Идти на курс я рекомендую тем, кто понимает, что такое дизайн и насколько это тяжелая профессия. Не надо идти в веб-дизайнеры, если…
- вы думаете, что это самый простой способ войти в IT;
- вы не способны впитывать информацию со скоростью турбины;
- у вас нет любопытства, любви к истории, жажды познания;
- для вас это просто способ заработать денег;
- у вас нет предрасположенности к системному мышлению.
Дизайн — это гораздо больше, чем просто создание красивых изображений. Дизайн — это одна из самых сложных профессий, требующая высокой степени эрудиции, подготовки и годами оттачиваемого мастерства. Чтобы стать веб-дизайнером, нужны годы. А спустя годы вы поймете, что не знаете и малой толики того, что еще можете узнать, и впереди вас ждут еще десятилетия обучения. Не выбирайте веб-дизайн как модную и интересную профессию. Выбирайте жизненное призвание. Зарабатывать большие деньги можно в любой сфере, если подойти к этому креативно и стать профессионалом своего дела. Так вот, чтобы стать экспертом в веб-дизайне, потребуется больше усилий и времени, чем в большинстве других областей.