«Аптекарь, яко добрый гражданин, верно хранящий присяжную должность, повинен быть искусен, честен, совестен, благоразумен, трезв, прилежен, во всякое время присутствен и исполняющий звание свое к всеобщему благу соответственно». Аптечный устав, 1789 г.
В первый день весны пожелаем всем здоровья и поговорим о профессии, которая в давние времена была весьма опасной.
Фармация зародилась в те давние времена, когда человек начал искать средства для исцеления своих недугов. Первое упоминание об аптеке (apotheca) как о месте хранения лекарств, встречается у Гиппократа (400 лет до н. э.). Первые аптеки в Европе появились в 1100 году н. э. в монастырях. Монахи готовили лекарственные средства и бесплатно отпускали их нуждающимся. Только спустя 100 лет в Венеции, благодаря развитию Солернской врачебной школы, стали открываться первые городские аптеки. Специалистов для них готовили распространенным в то время практическим методом, по схеме ученик-подмастерье-мастер. Прохождение этой цепочки занимало от 10 до 15 лет в зависимости от усердия и способностей обучаемого. Аптекарь брал себе ученика для обучения практике аптекарской профессии по строгому отбору: ученики должны были иметь спокойный характер, быть проворными в труде, добросовестными и иметь безупречное прошлое. После обучения (до 7 лет) ученика допускали к экзамену на звание «Помощника аптекаря» перед специальной комиссией, состоящей из мастеров аптекарского цеха. После прохождения практики, он сдавал новый экзамен на звание "Мастера", которого, однако, было недостаточно для управления аптекой. Для получения лицензии необходимо было выдержать экзамен перед профессорами медицинских школ.
Прошло достаточно много времени, пока обучение будущих фармацевтов основам профессии стало отдельной специальностью и потребовало создания специализированных лечебных учреждений. По всей Европе открывались десятки и сотни частных школ и "политехникумов", руководителями и владельцами которых нередко становились авторитетные аптекари.
На Руси первые врачи, как и первые аптекари, были иностранцами. Роль они играли важную, но очень локальную — обслуживали монархов и высших вельмож. В свите жены Ивана III Софьи Палеолог было два лекаря, скорее всего, итальянцы. Их судьба доказывает, как опасна была работа врача при русском государе. Одному из них пришлось лечить татарского царевича Каракача, который некстати заболел в Москве. Лечение не помогло, царевич умер, а лекаря выдали безутешному сыну Каракача, и он закончил свою жизнь зарезанным где-то под мостом. Второй лекарь тоже поплатился за неудачную терапию молодого князя, и был казнен после гибели своего пациента.
Со временем медиков и аптекарей при царском дворе появлялось всё больше. При Борисе Годунове возникла мысль о том, что их надо подчинить одному человеку, который выполнял бы роль администратора. Так появился Аптекарский боярин, вокруг которого позже сформировался Аптекарский приказ. В XVII в. Аптекарский приказ установил так называемую ягодную повинность. Ежегодно воеводам по всей стране рассылали наказ организовать сбор растений, которые можно использовать в лечебных целях. Появились и чиновники, отвечавшие за это — «травники», которых также называли «помясами». С некоторой долей допущения именно этих людей можно назвать первыми русскими провизорами. Чтобы не возить ценное медицинское сырье из регионов, было решено завести аптекарские огороды, в которых выращивали лекарственные растения. Там же сырьё и перерабатывали, и постепенно штат огородов пополнялся такими специалистами, как дистилляторы, травники и «алхимисты».
Радикально подошёл к вопросу Пётр I, который опасался знахарства и выступал за то, что сегодня называют доказательной медициной. Он запретил торговлю лекарственными средствами везде, кроме официальных аптек, но разрешил открывать аптеки частные. В 1706 г. он же учредил так называемую Главную аптеку, которая снабжала лекарствами не только москвичей, но и армию.
В 1789 г. был издан первый Аптечный устав, который упорядочивал правила работы отрасли. В начале XIX в. стало наконец понятно, что ключевую роль в том, чтобы аптека обеспечивала качественные лекарства, играют не предписания, а образование. Школы для подготовки лекарей существовали с 1654 г., но нужны были высокообразованные специалисты. В 1808 г. в Санкт-Петербургской Медико-хирургической академии было организовано фармацевтическое отделение. Это была первая школа, которая готовила фармацевтов высшей квалификации. Сначала они учились 4 года, потом курс стали умещать в 3 и даже в 2 года. Современные исследователи отмечают, впрочем, что качество даже университетского фармацевтического образования было не слишком высоким, шло оно как бы по остаточному принципу. Получали его в основном вольнослушатели медицинского факультета.
В 1836 г. приняли новый Аптечный устав, который сыграл очень важную роль: он разрешал открывать аптеки всем желающим. Главное, чтобы хозяин был старше 25 лет и имел звание аптекаря или провизора. Таким образом на официальном уровне признали, что аптека — это не только заведение большой социальной важности, но и выгодный бизнес. Появились и так называемые аптечные магазины: лекарств там было не купить, но можно было приобрести некоторые экстракты, перевязочный материал, посуду, минеральные воды. Чтобы их содержать, фармацевтический диплом не требовался, их владельцы назывались «дрогистами».
Итак, погружаясь в алхимию процесса подбора персонала, изучайте старинные рецепты, добавляя постепенно одну унцию стрессоустойчивости к восьми унциям терпения и внимательности, не забудьте пять капель гулардовой воды, хорошенько перемешайте. Употреблять, не взбалтывая. 👩🔬