UPD 25.05.2024: как сообщили коллеги по волонтёрскому движению, герой данного интервью скоропостижно скончался от инфаркта в возрасте всего тридцати девяти лет. Мир праху хорошего человека.
Сегодня здесь будет материал, с одной стороны, не совсем музыкальный, а с другой – вполне себе про техно, индастриал и хиты военного времени. Но без подводочки, пожалуй, не обойтись.
Как я уже говорил пару раз, основная моя профессия – дворник, а в этом опасном бизнесе с карьерным ростом, сами понимаете, есть некоторые проблемы. Очень кстати пару лет назад открылся куда более интересный фронт работ, как говорил один киноперсонаж, хай риск, хай пэй, хай эдвенчур. Но, как оказалось, в это окно возможностей ещё попробуй, залезь.
Это апрель двадцать третьего. До этого, в ноябре двадцать второго, примерно то же самое сказали и в родном военкомате.
Это январь двадцать третьего. До этого, в ноябре двадцать второго, примерно то же самое сказали и в родном военкомате.
Недавно появилась новая возможность специально для таких, как я: конкурс-курс военных корреспондентов, а на нём – практические задания; в рамках одного из них и было взято приведённое ниже интервью. Правда, взять вахту на месторождения поросячьих ушей не удалось и в этот раз.
А с самим интервью возникли проблемы – ни одна, даже самая борзая из местных газет не захотела его опубликовать. Больше того, ни одно издание даже не ответило на запрос, тупо отморозились – и это по-своему забавно. Вот когда я осенью девятнадцатого взялся немножко повоевать с нашим новокузнецким градоначальником, с меня самого снимали интервью, типа либераст это звучит гордо – а тут, значится, никого взрослых нет дома.
Стыдоба, граждАне журналамеры, стыдоба. Ну а интервью тогда пусть полежит здесь в том виде, в котором должно было пойти в прессу. Если что, волонтёрская организация, о которой в нём идёт речь, находится вот здесь.
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
Одним из следствий начала специальной военной операции стало зарождение в нашей стране массового волонтёрского движения в помощь фронту.
Первые добровольцы без оружия, но зато с коробками и тюками «гуманитарки» для бойцов и беженцев из зоны БД, устремились на передовую уже в марте 2022 г. С тех пор значительно увеличилось число как самих волонтёров, так и сфер их деятельности. Появились целые производственные объединения, которые поставляют фронтовикам массу не положенных по штату, но крайне необходимых по факту мелочей.
Одной из таких ассоциаций является всероссийское движение «Умельцы – Фронту», основной сферой деятельности которого является 3D-печать самых разнообразных изделий, преимущественно боевого или медицинского назначения. По собственным подсчётам УФ, ассоциация за год израсходовала до трети от всего производящегося в стране пластика для 3D-принтеров и отправила на фронт порядка 100 тысяч различных предметов: ампульниц для медицинских препаратов, оснастки для турникетов, сапёрных щупов, хвостов для гранат и т. д.
Всего в ассоциацию «Умельцы – Фронту» входит порядка тысячи человек, объединённых в 18 территориальных отделений, разбросанных по всей стране. Одно из них базируется в Кемеровской области, и с его руководителем мы провели небольшое интервью.
Расскажите о себе в двух словах.
Я – администратор «Умельцы Фронту – Кузбасс» Алексей SMK, он же АС, автор нескольких изобретений, включая серию ампульниц СПАС и "заряжаек" ЗарАС... Так? Или о себе как-то по-другому?
Кто Вы в обычной жизни?
Ну скажем так у меня больше нет обычной жизни.... Я 24/7 админ «УФ-Кузбасс». Немного муж и отец. В общем-то, моя жизнь последний год целиком и полностью занята 3D-печатью на фронт, изредка отклоняясь в заработок на стороне.
Как Вы встретили начало СВО?
Я находился, как и большинство людей, наверное, в некотором шоке... Но он очень быстро прошел, потому что была и останется уверенность в правильности такого шага.
Значительная часть наших сограждан выяснила, что где-то там идёт какая-то война, только осенью 2022 г., когда началась частичная мобилизация. Повлияло ли это событие на Вас, и если да, то как?
Вы не поверите, но помогла мобилизировать себя в первую очередь. Было сразу понятно, что если государство проводит такое мероприятие, то значит другого выбора особо и нет. Штурмовать на самокате горы я уж точно не собирался.
В некотором смысле я предчувствовал развитие событий в эту сторону, поэтому мобилизация не стала для меня громом с ясного неба. Просто я понял, что сложа руки больше сидеть и ничего не делать – непозволительная роскошь. Было больно слышать и понимать, как все это проходило, и в какие условия попали наши ребята, еще вчера жившие обычной жизнью. Я поставил себя на их место, и мне очень захотелось им чем-то помочь.
Можно сказать, с мобилизации началась моя внутренняя мобилизация, когда из обывателя я сделал первые шаги в сторону волонтера, в первую очередь в своей голове.
Движение «Умельцев» во всероссийском масштабе начало формироваться как раз на фоне мобилизации. А с чего именно Вы начали волонтёрскую работу? Были ли у Вас единомышленники?
Я и до этого активно пользовался социальными сетями, в особенности Telegram, и поэтому был подписан на много каналов, которые отслеживали события в зоне СВО. Честно сказать, первое время после мобилизации, о чем я ответил выше, я вообще не знал как себя приложить, чем помочь. Не было ни средств, ни возможностей, как я думал тогда.
И вот как-то раз, листая каналы, я увидел пост, по-моему, на канале Егора (ТГ-канал «Тринадцатый»), пост о том, что некая команда 3D-печатников помогает фронту. Так и получилось, что я вступил в группу «Умельцы – Фронту». Самое интересное, что у меня был старенький принтер (5 лет), и я решил: буду помогать этим. Купил катушку пластика и начал творить, как известно, начало всегда с «хвоста на ВОГ-17».
Все, кто был в УФ тогда, и стали моими единомышленниками, соратниками и учителями. Наверное, мы все учились друг у друга, спорили, творили... Создавали новое. Не было протоптанной тропинки, мы сами торили себе путь. Сейчас много легче 3D-печатникам, они идут по нашим следам, иногда даже не заморачиваясь, а просто требуют файлы для печати.
«Хвостовики» стали одним из символов народной помощи фронту, некоторые даже думают, будто волонтёры только их и печатают – но ведь это не так. Какие ещё изделия Вы производите для нужд бойцов? Что пользуется наибольшим спросом?
Сейчас большая часть сил уходит на запросы по «заряжайкам» и сбросы. Вот, например, мне недавно писали, что у них на 6 птичек 1 сброс. Еще очень пользуется хорошо спросом изделия «Лунтик», бывшая «Осока» – это скажем так хвост и накольник в одном, с местом под хранение. Между прочим, имя «Лунтик» – это память, позывной бойца, отдавшего свою жизнь за Отечество. Еще подсветки буссоли для артиллерии, вешки. Спрос рождает предложение, в нашем случае, это все то, что помогает на поле боя, не важно штурмовик это или артиллерист, медик или оператор БПЛА, у нас есть изделия разных направлений.
Ваша «заряжайка» для наполнения автоматных магазинов стала одним из «хитов продаж» последних месяцев, вокруг неё даже разгорелись споры за приоритет изобретения. Расскажите, как родилось это приспособление?
Я не знаю, о каких спорах идет речь, и кто там с кем спорит. Я лично знаю двух авторов кроме себя, Макса и Шумахера. Возможно, есть и другие люди, но в рамках «Умельцев» и проекта САМ, наверное, мы были первыми. У каждого свой вариант со своими особенностями. И говорить о первенстве вообще некорректно, так как идея в принципе не нова. Просто есть разные исполнения этих изделий, каждое по-своему уникальное. Только у меня есть несколько вариантов исполнения, совершенно не похожих на ту, которая в открытом доступе, ЗарАС-16.
А насколько велик сейчас кузбасский цех «Умельцев»? Существует ли в нём какое-то распределение ролей (например, одни моделируют, другие печатают, третьи возят), и есть ли волонтёрские профессии, не связанные с 3D-печатью?
Я, наверное, не буду говорить о численности нашего подразделения, но могу вас точно заверить, что хотелось бы больше людей.
Есть у нас и некоторые особенные роли, например, Андрей из Новокузнецка работает больше по электронике, за что ему отдельное моё уважение. Есть у нас и массовики, кто много производит. Есть люди в Новокузнецке, Юрге, Кемерово, Белово.
А есть волонтеры, с которыми мы работаем, и они тоже помогают и взаимодействуют с нами. Называть не буду, чтобы не было никому обидно. Но это симбиоз: мы им, они нам. Помощь разнообразна, и не всегда касается 3D-печати. Именно поэтому одним из девизов является: «Вместе – победим!» Это не пустые слова, это действительно так, чем мы теснее взаимодействуем, тем больше и быстрее задач мы можем решить.
Есть ли поддержка добрым словом и/или трудовым рублём от широких слоёв населения? Какую долю трат на расходники и транспорт она покрывает?
О, это одна из самых больных тем, наверное.
До создания «УФ-Кузбасс» было очень тяжело найти средства на пластик, в основном помогали волонтерские запросы от групп, они давали возможность вытянуть и занять мощности. Одно время помогали предприниматели из Кемерово, закупали пластик и технику. Сейчас тоже помогают разные люди (простите, мои дорогие, без имён).
Дело в том, что мы не проводим каких то сборов, залпов и т.п., мы просто делаем дело. Иногда мы умудряемся самофинансироваться, например, когда я принял тяжелое решение продавать часть своих авторских изделий на Озон. Как сегодня заявила одна особа по телевизору (на встрече В.В. Путина со студентами-участниками СВО в Петербурге 26 января, – прим. М.Т.), она вывела себестоимость «заряжайки» (интересно, чья модель там?) в 50 рублей. Легко говорить когда у тебя за спиной целый «Народный Фронт».
Мы же пошли немного другим путем: когда многие модели утекли в руки барыг, включая мои авторские разработки, те стали продавать за 1000-1200 рублей. Мы решили не дать им жизни спокойной и демпинговать своими ценами. В 3-4 раза дешевле. Даже с этого капает скудный поток средств, так как агентская помощь «Озона» – слишком дорогое удовольствие. Но с каждой проданной «заряжайки» получается минимум еще одна-две, ушедшие на фронт бесплатно или окупившие оснастку для сброса, или пластик.
Очень много бывает расходов на логистику. Какая бы доля не была из пожертвований, все уходит, так или иначе, на помощь бойцам. Есть куча неочевидных трат, о которых я никогда не задумывался раньше, но они есть, и их нельзя отложить или игнорировать, просто приходится крутиться и изыскивать. Находиться в постоянном поиске где подешевле, где быстрее. Среди «Умельцев» не так много людей, кто богат или может позволить себе тратить на пластик 1500-2000 рублей в день (мой средний расход пластика).
Я вывел очень хорошее правило: помогая другим, ты помогаешь и себе. Добро очень часто возвращается добром. Иногда помощь приходит с совершенно неожиданной стороны. Низкий поклон тем людям кто нам помогает.
Кстати, про официальную поддержку. Наша областная администрация, насколько можно судить, стараются держать руку на пульсе, и (опять же, насколько можно судить по бумагам) на фоне других регионов у нас всё выглядит неплохо, по крайней мере, с соцзащитой для фронтовиков и их семей. В конце концов, целая супруга губернатора, Анна Цивилёва, руководит фондом «Защитники Отечества».
А пытались ли Вы обращаться за поддержкой волонтёрской работы, хотя бы в виде грантов на оплату материалов? Если да, то насколько успешно?
Сразу и честно скажу, что не обращался.
Давайте посмотрим на это с юридической стороны. Чтобы обратиться за помощью, надо представлять какую-либо организацию, НКО или фонд помощи. Так как мы – просто объединение людей без формы юридического образования, то и обращаться бессмысленно. Государство не помогает «непоймикому» т.е. физическим лицам.
А ещё, есть немалая вероятность, что всю нашу прямую помощь на передок просто завернут, потому что так не положено, а надо по спискам со слайдами и красивыми отчетами. Именно тем, что так любят бюрократия и очковтиратели.
Мы бы и рады любой помощи... Даже писали вопросы президенту, просили помощи в нашей организации как всероссийского движения. Но ответа пока нет... Различные взаимодействия с государством чаще всего заканчиваются улыбками, похлопыванием по плечу и словами «молодцы, ребята». Совместным фото на фоне наших изделий.
Возьмем как пример наше присутствие на форуме «Армия-2023». Это там, в Москве. Было очень много посетителей с большими погонами, очень влиятельных людей и медиа. Кстати, там публично была презентована и моя «заряжайка». Форум прошёл, и остались фото на память. После всего этого как то уже и не сильно тянет к такому взаимодействию.
Вы поймите, рано или поздно до наших руководителей дойдет, что некоторые вещи и изделия проще печатать прям на фронте, корабле или в Арктике! Чем везти их и хранить про запас. Это снимет колоссальную нагрузку на логистику войск. Между прочим, наши заклятые заокеанские друзья уже во всю создают такую систему, где при каждом подразделении будет система снабжения через 3D-печать.
Мы же опять готовимся к «прошлым» войнам. Лучший пример – это значение дронов до и после начала СВО.
Когда-нибудь эта война закончится. Задумывались ли Вы о перспективах движения «Умельцев» после победы над украинскими фашистами? Планируете ли Вы как-то сохранить свой опыт для будущего?
Конечно! Знаете, еще до СВО была, наверное, мечта помогать людям с инвалидностью. Людям, которые потеряли конечность. Тогда не хватило бы ни опыта, ни сил... Но сейчас с каждым днём все больше уверенности, что лично я вернусь к этой мечте. И поверьте, не я один так думаю, поэтому помощь в создании различных протезов видится мне очень добрым делом. Предел мечтаний это полностью бионический протез с возможностью управления.
Но задача воистину нетривиальная, мало сделать его, нужно сделать его простым и доступным для каждого. Ещё, наверное, хотелось бы обучать детей, но тут нужны крепкие нервы и образование, не каждый человек имеет к этому талант. Но «Умельцев» сотни, и каждому, я надеюсь, найдется занятие после нашей Победы!
#3d-печать #3d-принтер #печать #принтер #сво #война #кузбасс #новокузнецк