Найти тему
Первый ярус

"Бывало - сезон, наш бог - Ван Гог, другой сезон - Сезан", - "Серебряный век" Театра Моссовета

Спектакль "Серебряный век". Театр имени Моссовета. Фото- Яндекс-картинки
Спектакль "Серебряный век". Театр имени Моссовета. Фото- Яндекс-картинки

Этому спектаклю , уважаемые читатели, много лет. Еще больше пьесе Михаила Рощина, последняя его драматургическая работа датирована 2000 годом. Существует предположение, что произведение автобиографично. Очень может быть. Главный герой носит еврейскую фамилию погибшего отца, мечтает стать поэтом и без устали декламирует Маяковского: - " Бывало - сезон, наш бог - Ван Гог, другой сезон - Сезан."

Именно таким мечтателем был и парнишка Миша Гибельман, переехавший, как и герой пьесы из Севастополя в Москву. Впоследствии он стал известным драматургом и написал пьесу "Серебряный век".

Артисты Ирина Карташева, Алексей Смирнов, Ольга Остроумова в спектакле "Серебряный век". .Фото - Яндекс-картинки
Артисты Ирина Карташева, Алексей Смирнов, Ольга Остроумова в спектакле "Серебряный век". .Фото - Яндекс-картинки

Думаю, из этого хорошего литературного материала мог получиться и неплохой кинофильм.

Интересная эпоха - конец 40-х прошлого столетия. Коммунальная квартира с видами на Кремль заселена простыми людьми совершенно разных жизненных укладов.Непризнанный художник, идейная литераторша, старушка народной закваски, девочка из бедной семьи, чьи родители уехали на заработки. Прекрасная завязка для сюжета.

Миша - главный герой, артист Алексей Смирнов. Фото - Яндекс-картинки
Миша - главный герой, артист Алексей Смирнов. Фото - Яндекс-картинки

И в центре повествования тот самый стихотворец Миша и его мама Клавдия Тарасовна, работница почты, носящая еврейскую фамилию мужа и справедливо считающая, что это не может быть клеймом для советского человека. К маме захаживает ее возлюбленный Виктор Михайлович, человек вольной жизненной философии, свобода и деньги составляют его счастье.

Он и знакомит Мишу с Кирой Августовной, большой любительницей авторов Серебряного века. Ну, насколько сильно можно было любить эту чудесную поэзию на исходе 40-х.

И как ни странно, именно эта тема, давшая пьесе название , единственно слабое, на мой взгляд, звено постановки.

Кира Августовна и Миша. Фото - Яндекс-картинки
Кира Августовна и Миша. Фото - Яндекс-картинки

И трудно одним словом определить, в чем собственно дело. То ли тема поэзии не достаточно интересна для драматургического произведения. Или не так актуально звучит сегодня про Серебряный век, приоритеты общественного интереса меняются быстро - "Бывало - сезон, наш бог - Ван Гог, другой сезон Сезанн". Понятно, что мысль Маяковского гораздо игривее и легковеснее, но так уж любит декламировать эти строчки главный герой.

Взрыв открытия забытых, а то и запрещенных поэтов, прогремел давно и остался далеко позади. Прекрасно было это возникновение из небытия. Но сложно представить, что такой взрослый человек как Кира Августовна, живет и дышит этими пусть и замечательными стихами. И читает, читает без устали всем давно известные строчки. Ощущение школьного урока литературы.

А финальный на весь экран список авторов, составивших славу прекрасного века, с указанием причины ухода из жизни, кажется явным перебором.

Так нудно тянется поэтическая линия, что не спасает даже присутствие безупречно красивой Ольга Кабо, чей персонаж, собственно, и олицетворят лирику ушедшего века.

Тема собственно поэзии как-то безнадежно провисает. Включая арест Киры Августовны, так любившей эти запрещенные строчки. Но это мое частное мнение.

Посмотреть спектакль все-таки стоит. Во всем остальном он хорош. "Серебряный век" завершил свою сценическую жизнь, но обрел новое дыхание в You Tube-версии.

Безусловный интерес к работе вызывает не только многозначная эпоха 40-х , но и замечательная игра талантливого актерского дуэта.

Дядя Витя и Миша.  Фото -Яндекс-картинки
Дядя Витя и Миша. Фото -Яндекс-картинки

Ольга Остроумова и Георгий Тараторкин, их живописная профессиональная работа поднимает спектакль до необыкновенных высот.

Герой Тараторкина необычайно самобытен, кажется, что Виктор Михайлович совсем не характерный для того времени типаж. Он коммерсант. Хотя почему не характерен? Деловые люди были всегда. А до 1956 года существовали производственные артели, правда, без права самостоятельно продавать свою продукцию. Вот Виктор Михайлович из той артельной когорты.

В целом, он добрый и щедрый человек. Для него не время - деньги, а деньги - это время и свобода. Время для хорошей жизни и удовольствия. А бедность - самый настоящий порок, прока от нее никакого, одни беды. Вот такая у него философия.

Анна Михайловская (Пенькова) и Георгий Тараторкин ( дядя Витя). Фото - Яндекс-картинки
Анна Михайловская (Пенькова) и Георгий Тараторкин ( дядя Витя). Фото - Яндекс-картинки

Существование Тараторкина в таком образе кажется не совсем обычным. Так прочно в зрительском восприятии прижились его классические герои, вдумчивые ученые, интеллигенты. А здесь такой разудалый коммерсант с нетипичным для советского человека мировоззрением.. Но справляется артист с таким имиджем героя достойно.

Фото - яндекс-картинки
Фото - яндекс-картинки

Клавдия Тарасовна полная ему противоположность. Активная комсомолка 30-х, она органично существует в системе советских ценностей.

В ней совсем нет идейной одержимости, она здравомыслящий человек, открытая сердцем женщина. Кажется, что Остроумова вкладывает в героиню всю свою мудрость, сострадательное отношение к людям - что еврей, что сиделец из Магадана - все нормальные советские люди.

Игра Остроумовой напрочь лишена налета излишнего театрального пафоса. Живое выражение чувств свойственно ее органике. Актриса музыкальна и женственно очаровательна.

В своих немногочисленных интервью Остроумова признается, что в работе над ролью важно умело поработать над текстом, отобрать, что для образа важно, второстепенное отодвинуть и вырисовать суть.

Клавдия Тарасовна и Миша. Фото - Яндекс-картинки
Клавдия Тарасовна и Миша. Фото - Яндекс-картинки

Не приняв влюбленность сына во взрослую даму, ту самую Киру Августовну, она тем не менее находит какие-то точечки соприкосновения через свое женское понимание. И сцена объяснения матери с возлюбленной сына просто ослепительно хороша.

Клавдия Тарасовна не растворяется и в своем возлюбленном, четко сохраняя свою позицию. И то, что они вроде такие разные, вместе, определяется только одним - оба порядочные и самодостаточные люди.

Актерский дуэт с Тараторкиным настолько устоялся, что даже драматург одобрил те импровизации, которые актеры себе позволяли. А после ухода в 2017 году Георгия Георгиевича из жизни спектакль просто перестали играть.

Они артисты Театра имени Моссовета во всем. Остроумова еще и училась у Павла Хомского в ГИТИСе. Тараторкин играл главных героев, включая и "Серебряный век", во всех постановках Юрия Еремина, ученика Хомского.

Работа, в целом, получилась добротная. Начальная сцена собирает актеров в кинозале, словно они вместе со зрителем смотрят фильм с собственным участием.

Живая музыка, оркестр на сцене придают действию особый шарм. В заключительной сцене на экране идут титры с именами актеров.

Фото -Яндекс-картинки
Фото -Яндекс-картинки

Спасибо, с вами было интересно. Подписывайтесь на канал. Возможно, найдете для себя что-то полезное. Приятных театральных просмотров!

Рекомендательный обзор в поддержку коллекции театральных постановок на платформе You Tube подготовила автор канала Яна Никитина

Ссылка на You Tube-версию спектакля ниже: