Во времена существования Российской империи, люди образованные, обеспеченные и обладающие достаточным свободным временем (например, такие как Строгановы, Шереметевы, Нарышкины, Юсуповы, Румянцевы и иные) нуждались в досуге/развлечениях и желательно досуге качественном, соответствующем своему положению и статусу в обществе. А как можно было себя развлечь в 19-20 веках!? Современных "радостей" в виде интернета/телевидения не было, а значит оставались - путешествия, музицирование, театр (балет/опера), книги, балы (хотя многие воспринимали это не как досуг, а необходимость и обязанность быть на подобных мероприятиях, особенно если на них присутствовали члены императорской семьи) и... всевозможное собирательство, с годами (если человек был натурой увлекающейся) перерождающееся в осмысленное коллекционирование и формирование цельных частных коллекций...
Согласитесь, как верно подмечено:
Великому искусству место в музеях. Однако оно попадает туда и живет там после того, как рожденное гением творца проходит через душу собирателя...
💠 СТРОГАНОВЫ
Из многочисленного клана Строгановых хотела бы выделить Александра Сергеевича Строганова (1733–1811) - человека разносторонне образованного для своего времени - президент петербургской Академии художеств и директор Публичной библиотеки, консультировавший императрицу Екатерину II в вопросах приобретения произведений искусства, подаривший миру, стране и городу Казанский собор.
Человек увлеченный и увлекающийся, собравший в стенах своего роскошного Строгановского дворца на Невском проспекте не только картины, но предметы из нумизматики, минералогии, древности...
И Павла Сергеевича Строганова (1823−1911) - правнука вышеупомянутого Александра Строганова по воле судьбы (а точнее семьи, в которой ему было суждено появиться на свет) продолжившего коллекционирование и формирование семейного собрания.
Исполняя дипломатическую миссию и имея возможность длительное время находиться за границей - в Италии, Австрии, Франции и Голландии, скупал и привозил в Россию полотна старых и современных итальянских мастеров; графику, акварель и гуашь; картины русских художников; бронзу; изделия из серебра...
Павел Сергеевич никогда не был владельцем фамильного Строгановского дворца (эта участь выпала его отцу), возникает законный вопрос - где хранить новые и новые предметы разрастающегося собрания? Павел Сергеевич не растерялся, и достаточно быстро нашел выход - он перестроил особняк на Сергиевский улице, доставшийся ему в наследство, расположив тут и картины, и скульптуру, и фарфор...
Тот же особняк, в наши дни, с ярусом надстроенных этажей...
Роскошную обстановку особняка времен Павла Сергеевича сегодня нам передают акварели Жюля Мейблюма...
В свете про Павла Строганова и его супругу (а детей в браке не было) говорили следующее:
(жили).... на углу Сергиевской и Моховой улиц, в красивом доме среди артистической обстановки. Жили они особняком, в тесном кругу, любили искусство и редко показывались в свет. Хозяин - человек добродушный и добрый, хозяйка держалась сдержанно, не отличаясь общительностью...
Может быть оттого, что жили "особняком, в тесном кругу", Павлу Строганову и удалось собрать невероятную коллекцию?!
Мало только собирать, важно выделять и поддерживать талантливых людей - например, Павел Строганов покровительствовал молодому русскому пейзажисту Федору Александровичу Васильеву (1850-1873)
и живописцу , рисовальщику, граверу Ивану Ивановичу Шишкину (1832-1898)
Что же случилось с собранием?! Еще при жизни, Павел Сергеевич многие экспонаты (лучшие, как он считал) своего собрания завещал Императорскому Эрмитажу, воля была исполнена и после его смерти собрание музея пополнилось предметами собрания мецената Павла Строганова.
Обратите внимание на квадратное полотно практически по центру в верхнем ряду картин...
Это Святое семейство с маленьким Ионном Крестителем или Мадонна Строганова, кисти Аньоло Бронзино, 1503-1572г.., в наши дни полотно можно увидеть в собрании ГМИИ им. А.С. Пушкина
После революции, в 1920-х годах бОльшая составляющая коллекции Строгановых (в том числе и иных представителей знаменитой фамилии) была национализирована и попала в многие музеи страны. К сожалению, очень многие вещи в 1930-х были проданы на открытых и закрытых аукционах... огромное количество из них продано за бесценок...
Перед нами Большой зал Строгановского дворца - "до" и "после"...
В период "до" полотен явно было больше, зал наряднее и органичнее...
Делитесь в комментариях - какие работы Вы знаете из собрания Строгановых? Где Вам удалось с ними познакомиться?
Продолжение следует!
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые истории!
#коллекция #музей #полотна #картины #скульптура #фарфор #строгановы #собирательство #коллекционирование #национализирование #1917 #история #дворец #особняк #граф #россия #петербург #достояние