Феномен предательства существовал во все времена. Не обошёл он и Великую Отечественную войну. Среди населения, особенно западных областей страны, находились предатели готовые продать оккупантам тех, с кем прожили рядом долгие годы.
У нацистов были свои расценки на предательство, хотя и отличались в зависимости от районов. Дороже всего ценились партизаны и особенно командиры отрядов. Так на Брянщине за поимку командира отряда «Славный» Анатолия Шестакова фашисты готовы были выплатить 40 тыс. марок, в Курской области за командира предлагали предателю 4 тыс. марок и 100 га земли. В Черниговской области 20 тыс. рублей золотом готовы были выдать за Михаила Соколова. Но всех «переплюнул» Сидор Артемьевич Ковпак – за него фашисты обязались выплатить 100 тыс. рублей золотом. Не удивляет, но очень радует то, что среди большого числа людей, вращавшихся вокруг этих командиров, предателя не нашлось.
К сожалению, удалось немцам взять в плен ефрейтора Фрица Шменкеля, который ушёл от немцев и присоединился к партизанам. За его поимку обещали дом, корову и 8 га земли. И всё же его не предали. Он попал в плен в бою, как воин.
Среди обычного населения предатели находились чаще. Легче всего было сдать еврея. Фашисты с равным рвением хватали стариков, женщин и детей. «Оплачивали» за любую «категорию» одинаково – примерно от 2 кг сахара до пуда муки или коровы.
За помощь в поимке беглецов из концлагеря и подпольщиков могли выдать тысячу рублей, землю из разорённого колхоза или поставить первыми в очередь на получение продуктов. За доносы оплачивали сигаретами в розницу, хлебом или солью. Иногда давали несколько грамм масла или сала.
С 1943 года стали оплачивать выступления, которые в наилучшем свете расписывали новый германский порядок. В зависимости от «пламенности» речи пропагандист мог получить до 25 рейхсмарок. Активно занялись поисками таких предателей в связи с усилением партизанского движения.
Те, кто полностью сделал ставку на победу оккупантов, записывались в отряды полицаев. Здесь платили зарплату и свободно можно было заниматься грабежами. Твёрдо оплачивали «работу» и в карательных отрядах.
По подсчётам, которые попытались сделать специалисты после войны, по национальному составу первое место среди предателей занимали латыши, последнее – русские. Историк Александр Дюков вывел «индекс коллаборационизма», (число предателей на каждые 10 тыс. жителей) который, по его словам, оказался наивысшим в Эстонской ССР. Но это, конечно, никак не отменяет того, что среди всех национальностей были как предатели, так и великие патриоты страны.
Ещё больше интересных историй в моём 📕Телеграм-канале. Обязательно загляните
После окончания военных действий на освобождённых территориях сразу же начинали работу органы контрразведки. Методично, день за днём они изучали документы и опрашивали свидетелей, выявляя предателей. Чтобы каждого из них настигло справедливое возмездие.
Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.