О нарциссах говорят, что они носители эмоциональной пустоты. В какой-то момент, когда вы хорошо их узнаете, начинает казаться, что их эмоциональный упадок связан с тем, что они не способны чувствовать. И внутри них существует зияющая пропасть или знойная пустыня, где нет ничего. Только пустота.
Что стало причиной этого? Есть ли надежда на восстановление полного спектра человеческих эмоций внутри них? Они ничего чувствуют?
Во многом, — это обобщение. А любое обобщение не является правдой. Нарцисс эмоционально жив. Он проживает и переживает множество эмоций.
Он чувствует жгучую горечь от критики в его адрес. Чувствует зависть, когда взоры людей обращены на кого-то другого, а не на него. Испытывает зависть, разглядывая машину, которая круче его собственной. Ощущает разочарование, будучи не в состоянии заставить кого-то поступать так, как он хочет. Он чувствует ненависть к тем, кто восстал против него и своими действиями стремится причинить ему вред. Он ощущает ярость, когда приходится сталкиваться с критикой.
Все эти и другие чувства, переживаемые им, сильны, интуитивны и реальны.
Еще он ощущает силу. Сила — это тоже подобие эмоции. Знакомый прилив воодушевления, когда первые огонечки его силы вспыхивают один за другим. Его сила возрастает, когда он получает ресурсы от других людей — их внимание, эмоции и энергию. Это воодушевляет его, двигая вперед.
А как насчет других эмоций: печали, радости, счастья, страха, беспокойства, сострадания, сочувствия и так далее по длинному списку? Где живут у нарцисса эти эмоции?
Они нигде не живут. Они отсутствуют. Он и сам полагает, что они ему не нужны.
Нарцисс все время наблюдает в окружающих определенные реакции и прислушивался к тому, как их описывают люди. Чтобы знать, как выглядит счастье, и знать, как оно ощущается кем-то еще. Но сам он его не испытывает. Ему ясно, что, для вас предпочтительнее счастье. Он же вместо него предпочитает силу. Когда вы испытываете радость, он ощущает еще большую силу.
Чтобы что-то ушло в небытие, оно должно сначала существовать. Что-то должно было быть с самого начала. А затем эти эмоции исчезли, были стерты или удалены.
Был ли нарцисс когда-то счастлив, а потом у него «отняли» способность быть счастливым? Кто ее отнял? Злые люди? Высшие силы? Или он сам решил лишить себя счастья и вместо этого вооружиться силой?
Опять же, может быть, некоторые элементы его эмоционального спектра вовсе не исчезли, а вместо этого он испытывает своего рода эмоциональный паралич?
Нарцисс знает, что и состраданию можно научиться у других. Неужели он когда-то научился состраданию от себе подобных, а потом по какой-то причине все прекратилось. И этому чувству не дали развиться?
Что, если он был создан без способности к радости, печали или состраданию? Что, если он создан по-другому? Что, если его предназначение предполагает необходимость отказаться от части эмоций, чтобы облегчить определенный образ жизни, который позволил бы ему добиваться более эффективных результатов?
Его не волнует, через кого он может переступить по пути вверх, поэтому он поднимается быстрее и намного выше, чем другие люди. Может ли быть так, что для того, чтобы стать тем, кто преуспевает во многих областях, ему было необходимо отказаться от определенных эмоций, чтобы гарантировать свою эффективность? Он и сам признает, что не каждый, кто является лидером в своей области, победителем, успешным человеком — обязательно является одним из нарциссов. Но нарциссов среди них большинство.
Предположим, нарцисс смеется? Ему весело? Есть ли у него чувство юмора? Сам он думает, что у него отличное чувство юмора.
А что он чувствует, когда смеется? Если он смеется вместе с другими над тем, что сказал сам, то он чувствует силу, потому что его это подпитывает. Что он чувствует, когда смеется, когда смотрит на комика или стендапера на сцене? Он смеется, потому что знает, что от него этого ждут. Он смеется, так как в состоянии понять, что сказанное было остроумно или смешно, но в этом случае он не чувствует силы. Не испытывает никакого воодушевления, которое описывают другие. Часто нарцисс испытывает беспокойство и зависть, потому что люди смеются над чьим-то остроумием, а не над его.
Что он переживает, когда видит, как спортсмен завоевывает золото на Олимпийских играх? Гордится ли он им, страной, народом? Скорее нет, чем да. Он знает, что нужно говорить в этой ситуации. Нужно признать его достижения и похвалить. Но на него снова налетает чувство зависти из-за того, что это не он на том пьедестале, срывает аплодисменты и восторг толпы на стадионе.
Вы сидите рядом, аплодируете и улыбаетесь, и он завидует, что вы аплодируете какому-то человеку в телевизоре или на ютуб канале, а не ему. Он уязвлен, потому что ваши аплодисменты предполагают, что тот другой лучше него, и воспринимает это как критику. Критику, которую ненавидит. В этот момент нарцисс испытывает необходимость рассказать вам о своих достижениях. Чтобы вы похвалили его и таким образом в нем утихла боль от косвенной критики. Прежде чем она захватит его разум и в нем вспыхнет ярость.
Иногда он может позволить разгореться своей злости и находит способ затеять ссору… Чтобы вы отреагировали и уделили ему свое внимание, расстроившись или обидевшись. Вот почему довольно часто приятное общение в мгновение ока перерастает в спор. Или в ситуацию, когда вы часами вынуждены выслушивать нудное хвастовство, или бахвальство.
Нарцисс не может радоваться за какого-то спортсмена. Он способен признать его достижение, потому что тот — победитель, а он и сам любит побеждать. Он признает достижения некоторых людей чтобы произвести благоприятное впечатление. Чтобы продемонстрировать публике «правильные чувства», если находится в ситуации, когда было бы неуместно проявлять свою горячую ярость. А чтобы привлечь внимание непосредственно к себе, нарцисс начнет рассказывать, как занял 1 место на чемпионате города по футболу в подростковом возрасте. Или продолжит нудно бубнить о своих достижениях на работе.
Что он чувствует, когда видит по телевизору рекламу благотворительной организации, помогающей конкретным людям? Его трогают сами призывы о помощи или грустный саундтрек на заднем фоне? Чувствует ли он жалость, сочувствие и сострадание? Нет. Он не чувствует ничего.
Услышав ваши слова сочувствия, он переводит внимание на себя. Он тот, кто способен соврать что помогает людям, лишь для того, чтобы вы его похвалили. Или отпустить резкое замечание о том, что это пустая трата денег, потому что очень малая часть пожертвований доходит до тех, кто в них нуждается. Все для того, чтобы заставить вас отреагировать.
Нарцисс умеет чувствовать. Он испытывает много эмоций. Но большинство из них сам же и блокирует.
Но главное, что в нем преобладает — это чувство пустоты, которую он пытается заполнить ощущением силы.
Ему необходимо наполниться этой силой, чтобы убрать чувство пустоты. Потому что она вынуждает нарцисса испытывать дискомфорт и неудобства. Он ощущает, что, будучи «пустым» он становится «невидимым». И только забрав ваши ресурсы, начинает чувствовать себя могущественным. Таким образом он подкрепляет факт своего существования. Его признают, почитают и хвалят.
Он знает, что чувствует. Он знает то, чего не чувствует. У него есть осознание и понимание того, почему все сложилось именно так и что с этим делать.
Он понимает свою потребность во власти и то, что она способна заменить ему любые эмоции.
Он — не ходячий зомби. Он по-человечески бодро идет к чему-то важному для себя.
Удачи.
Юлия Демидова