Итак, мы все смогли преодолеть и наш музей открылся. Начались будни.
Подпишись на канал "Исповедь предпринимателя"
Большой поддержкой для нас стало то, что к нам в команду на должность администратора пришла Людмила Александровна (все имена изменены), миловидная и худенькая женщина и на долгие годы стала душой коллектива.
Такой идеальной семьи как у нее я еще не видела. Любящий ее ещё с юности муж был предпринимателем и перевез семью с двумя большими дочками в Вологду из поселка неподалеку от Великого Устюга. Людмила Александровна работала зам. главы района, семья по российским меркам была обеспеченной, и ей можно было бы не работать, но она не могла сидеть без дела.
Всегда прекрасно одетая, корректная и доброжелательная, в тоже время требовательная к себе и к окружающим, ответственная она высоко подняла планку отношения к работе для всех в коллективе и стала эталоном для всех. Прием заказов, работу с посетителями она поставила на самом высоком уровне и я многому у нее научилась. Очень скоро в дополнение к административным функциям мы ей поручили всё делопроизводство, документацию по кадрам. Кроме того, Людмила Александровна держала в голове все, что относилось к деятельности музея и напоминала мне о самых неотложных делах.
Но особенно ценным стало, то, что она обеспечила детальный учет денежных средств. В этом вопросе я ей доверяла больше, чем себе и знала, что все учтено до копейки.Она проработала с нами до самого конца моей деятельности в музее, за что я ей безмерно благодарна.
Музей принимал посетителей весьма активно, количество экскурсионных программ возрастало.
В программе «Научная одиссея» ребята окунались в мир морских баек и легенд, узнавали, как развивалась морская навигация, когда появился компас и почему океаны так называются, есть ли гигантские кракены, что такое чаша дзюон, держали в своих руках астролябию самый первый компьютер.
Для самых маленьких Ольга разработала программу «Незнайка и лунный цветок», где малыши далеком космическом путешествии узнавали много интересного про Луну, рисовали лунные цветы. Пока с малышами занимались наши ведущие, родители решали задания Незнайки и разгадывали тайны экспонатов музея, а потом делились своими открытиями с детьми.
Каждый день у нас было пять- шесть групп школьников по 20-40 человек, а вечером группа индивидуальных посетителей. Экскурсоводы очень уставали, все были уже без голосов, а 30-минутного перерыва между экскурсиями только -только хватало подготовиться к следующей группе.
Людмила Александровне не могла отойти от телефона, так много было звонков, а еще продавала билеты, решала вопросы с посетителями, а когда выдавалась свободная минутка бежала на помощь экскурсоводам. Стало понятно, что персонала не хватает, и мы решили ввести должность дежурного по музею.
Это оказалось отличным решением! Дежурный сотрудник встречал группы, помогал детям раздеваться, подготавливал реквизит и наглядные материалы к экскурсиям, работал с посетителями в залах в свободное время.
А в это время ведущие могли перевести дух, уходили в медиа-зал или в кабинет, старались ни с кем не разговаривать, чтобы набраться сил и энергии для следующей экскурсии и хоть немного восстановить голос.
Постоянный эмоциональный напряг ведущих стал огромной проблемой для нас. Дети не могут спокойно стоять и слушать, они все время в разговорах, движении, в выяснении своих отношений. Кроме того, разнообразие экспонатов отвлекает, хочется все посмотреть и потрогать, а экскурсовод должен сохранять темп экскурсии, ее смысловое содержание, успевать работать с реквизитом. и так на протяжении всего дня.
Постепенно, год за годом мы совершенствовали работу экскурсоводов, находя все новые и новые решения (о них я буду рассказывать далее), но так и не смогли решить эти проблемы до конца.
Рекомендую цикл статей про социальное предпринимательство.