В документальной части предыдущей публикации мы обсудили, за какую боевую работу инженер-капитан Самарин был награжден орденом Суворова 3-й степени в сентябое 1943 года.
В наградном листе на инженер-капитана Самарина, оформленного в апреле 1944 года, был упомянут младший лейтенант Починин, командир взвода автоматчиков отдельного батальона морской пехоты.
Вот наградной лист на младшего лейтенанта Николая Починина, подготовленный 21 марта 1944 года на орден Красного Знамени.
Из преамбулы представления мы узнаем, что Николай Починин служит в Красной Армии с 1938 года, в войне участвовал в боях под Измаилом и Одессой. Был один раз ранен. До этого он уже был награжден орденом Красного Знамени.
В тексте представления перечислены результаты боевой работы взвода австоматчиков в нескольких боях с 13 по 16 марта 1944 года.
Младший лейтенант Починин был сражен вражеской пулей при штурме ДЗОТа в бою 16 марта 1944 года. Комендант 1-го гвардейского Укрепрайона снизил старшинство награды до ордена Отечественной войны 1-й степени. Приказом по 28 армии младший лейтенант Починин был награжден 2-й степенью этого ордена.
Вот фрагменты наградного листа на сержанта Николая Починина. Целиком этого наградного листа в открытых источниках я не нашел.
Упомянутый в тексте "г.Рени", как я понимаю, это порт на Дунае на границе Украины с Румынией. Тексты фрагментов отпечаты и хорошо читаются. Сержант Починин был и разведчиков, и пулеметчиком в боях, которые шли в июле-сентябре 1941 года в юго-западных районах Украины. 18 сентября сержант Починин был ранен.
Некоторые из уважаемых читателей в своих комментариях высказывают пожелания, чтобы в этом цикле исключить из публикаций документальные части, посвященные описанию награждений бойцов и командиров Красной Армии.
Прошу высказаться других уважаемых читателей, продолжать ли публиковать документальные части про награждния или нет. Итоги этого "мини-опроса" подведём 10 марта с.г.
Начало истории про Степку и его боевых товарищей, начавших воевавать в 192-м мотострелковом батальоне, который входил в состав 192-й танковой бригады (с конца октября 1943 года - 39-й гвардейской танковой бригады), можно прочитать здесь, а её продолжение здесь и здесь, а также в предыдущей публикации.
Теперь публикации "про Степку" выходят дважды в неделю, по понедельникам и пятницам.
Степка громким шепотом ещё раз предупредил лейтенанта и сержанта:
- Двигаемся быстро, но осторожно. За мной!
У сержанта выполнить прозвучавшую команду получалось полностью и хорошо. У лейтенанта с выполнением первой части команды было "на троечку", а за выполнение команды в части "осторожно" ему можно было ставить твёрдый "неуд".
Этот "неуд" и был поставлен в виде длинной пулемётной очереди, прозвучавшей с западной окраины табачного поля. Это поле занимало почти всю площадь с трёх сторон от деревни и имело "ширину" от полукилометра и более. Среди сравнительно густо растущих табачных "кустов" и скрывались гамидие, умудряясь среди растений в метр высотой не только прятаться самим, но скрывать своих лошадей.
Пули густо "запели" над головами и зацокали по камням. Степка быстро распластался за небольшим валуном. Сержант опять подскочил к замеревшему от неожиданности лейтенанту и закричал:
- Товарищ лейтенант, ложись! Падай, тебе говорят!..
В ответ от замершей фигуры, решившей вдруг сыграть в детскую игру "море волнуется" никакой реакции не последовало. Тогда сержант опять сильно толкнул лейтенанта в бок, одновременно подбивая его ноги под коленями. Офицер упал навзничь. Вторая пулемётная очередь в этот момент прошила сержанту спину. Он со стоном опустился рядом с лейтенантом на землю.
Все эти движения, происходящие справа от него, Степка наблюдал "пунктирно и краем глаза". Его основное внимание было приковано сейчас к табачному полю перед деревней и площадке, примыкающей к полю, которвя была очищена от больших камней и вскопана примерно на пару сотен метров. Камни с этой площадке были аккуратно убраны и сложены в рукотворную гряду высотой в примерно половину человеческого роста. Эта гряда окаймляла поле и соседний "пятачок", которому надлежало в недалеком будущем стать продолжением табачной плантации. Луна, передохнув за тучкой, снова осветила поле боя.
Как раз в это время несколько десятков всадников как бы внезапно и почти одновременно стали "вырастать" у края настоящего табачного поля. Пришпоривая коней и набирая скорость, они поскакали двумя неровными шеренгами по свободному участку в северном направлении. Направление атаки было нацелено на гряду камней, то есть на позицию, которую занимали Виктор, дядя Прохор и старший лейтенант.
В лунном свете засверкали клинки, улюлюкание сопровождалось длугими разными устрашающими и громкими криками атакующих. Эта стремительная и отчаянная ночная атака в конном строю представляла действительное завораживающее зредище. Но долго любоваться им времени ни у кого не было.
Из-за камней длинными очерелями открыли огонь два автомата. Первые выстрелы выбили из седел несколько всадников, скакавших впереди. Степка открыл огонь со своей стороны, хотя до левого фланга "конной лавы" было больше двухсот метров. "Рожок", примерно ополовиненный до этого, у него быстро закончился. Лейтенант "исэ" стал вставлять новый магазие. В этот момент сзади и правее него на ноги опять вскочил лейтенант-пограничник и открвл огонь из ППШ длинными очередями "от живота", страшно вращая при этом глазами и крича своё "а-а-а". "Свинцовый дождь" с фронта и с фланга внес в ряды атакующих сильную сумятицу. Упали несколько лошадей. На них наскочили и стали валиться другие лошади. Движение "лавы" вперёд сбилось с ритма, затем и вовсе затормозилось. Все больше всадников разворачивали теперь своих коней и спешили укрыться обратно в табачном поле. Окончательный перелом в настроении атакующих произвели взрывы двух гранат, разорваашихся метрах в сорока от гряды камней и всего метрах в десяти-пятнадцати перед дюжиной особо ретивых всадников, вырвавшихся вперёд. Некоторые из них размахивали саблями, другие стреляли из винтовок.
Степка вдогонку повернувших назад кавалеристов выпутил второй магазин, снова перезаридил "шмайссер" и крикнул лейтенанту-пограничнику:
- Что с сержантом?
- Он дышит... пузырями...
Лейтенант интенданстской службы подбежал к раненому. В уголках его рта надувались и опадали серо-красные в лунном свете пузыри. На спине телогрейки сержанта темнели два тёмных пятна с дырками с серединах. Умирающий был в сознании. Он отыскал глазами Степку, нашарил его руку, сжал её и прохрипел:
- В кармане нагрудном вынь два письма... Отошли одно за другим. Пусть подольше думают, что я ещё живой...
Помощник торгового атташе кивнул "слелаю" и увидел ответную улыбку на окровавленных губах. Через пару секунд кровавые пузыри перестали вздуваться. Глаза сержанта уставились в одну точку и остекленели. Степка закрыл умершему веки и достал из нагрудного кармана гимнастёрки пачку бумаг. Среди них были два "треугольника", к каждому из которых маленькой английской булавкой аккуратно была приколота осьмушка бумашного листа с большими цифрами 1 и 2.
Лейтенант-пограничникс надрывом выдал в Степкино правое ухо вопросы:
- Он меня прикрыл, да? Это из-за меня он погиб?.. Как же я теперь буду?..
Степка кивнул в сторону деревни:
- Это из-за них он погиб. А ты, лейтенант, будешь просто теперь жить за двоих. Я вот сейчас уже за четверых живу...
На поле перед деревней к тому времени уже смолкла не только стрельба, но постепенно затихли крики людей и ржание лошадей. Двое или трое раненых участников неудавшейся кавалерийской атаки, помогая друг другу, скрылись за крайними растениями табака. Над затихшем полем боя удивленно продолжала светить луна. Она пока ничего не понимала, поэтому просто пока поспешила скрыться за тучей.
Из-за камня, возвышающегося перед Степкой в паре десятков шагов, донесся шорох и сразу после него раздался голос Виктора:
- Гей, славяне! По мне не шарахните с перепугу!
- Иди сюда, товарищ капитан, не бойся!..
Виктор показался из-за камня с ППШ наперевес и с винтовкой за спиной:
- Что тут у вас?
- Сержанта потеряли...
- У нас старлея зацепило только из пулемёта, в руку легко... Вот, за ним теперь автомат донашиваю.
- Это бесшумная стрельба спровоцировала их на такую безумную атаку?
- Ага! Они с ума наверно посходили, пока от такой стрельбы десять человек потеряли. А когда пулемёт по вам огонь открыл, то ещё и двух пулемётчиков у них не стало. Правда, у меня всего обойма этих спецпатронов всего осталась. Но твой дядя Прохор уверен, что всего, что уже с ними случилось, будет достаточно. Надо только немного подождать.
Как бы в подтвержении этих слов в середине табачного поля поднялась длинная палка к вершине которой была привязана небольшая светлая тряпка. Палка стала двигаться по полю, превратившись на его северном краю в двух пеших джигитов. У пожилого парламентёра с окладистой бородой правая рука была на перевязи через плечо. А молодой джигит стал размахивать палкой с белый флагом и что-то кричать.
Через минуту из-за гряды камней взлетела зеленая ракета. А ещё через несколько минут на дороге, идущей от ка-пэ-пэ, стал виден свет приближающегося "доджа". Пара парламентёров просто стояла и спокойно наблюдала за этими изменениями в обстановке. "Додж" доехал до камней и остановился, его мотор продолжал работать. Вскоре можно было видеть, как вездеход едет обратно. Капитан прокомментировал эти перемещения так:
- Переговорщиков привезли, раненого старлея увезли.
Ещё через пару минут на открытое пространство из-за камней вышли три человека. Первым шел дядя Прохор, сменивший снова плащ-палатку на "мирный" плащ и опирающийся на сложенный зонтик. Слева от него вышагивал турецкий капитан, а справа шёл мужчина тоже одетый в гражданскую одежду со шляпой на голове. Степка не сразу узнал в третьем "делегате" Якова Соломоновича.
Виктор оценил новое изменение в обтановке, стянул с плеча винтовку, положил рядом с собой автомат и приготовился к открытию огня из положения лежа. Обернувшись к Степке он обронил:
- Займи позицию вон там, на всякий случай. От этих переговорщиков в папахах что угодно можно ждать. Но огонь открывай только одиночными, а то с такого расстояния очередью кого-нибудь из наших ненароком зацепишь.
Лейтенант-пограничник подал голос:
- А мне что делать, товарищ капитан?
- Положи тело сержанта на плащ-палатку и дуй с ним к нашей основной позиции...
Первый раунд переговоров с на основе обретенной "сильной позиции" длился не очень долго, но был достаточно эмоциональнвм. Молодой джигит, отставив "флагшток" в сторону, часто махал руками и даже пару раз хватался за рукоять кинжала, висевшего у него на поясе. В конце концов "гражданский" Яков Соломонович пошел назад и уехал к шлагбауму во вновь прибывшем "додже". Молодой джигит воткнул древко в землю и пошёл назад к полю. Оставшиеся на "переговорном поле" мужчины просто сели и стали ждать.
Снова подъехал "додж". Яков Соломонович с турецким шофёром потащили к ожидающим "посылку" четыре вещевых мешка. Молодой джигит вернулся к "столу переговоров" со стороны поля, принеся с собой ручной пулемёт. Затем он сходил обратно и принёс второй такой же пулемёт. Виктор комментировал происходящее, разглядывая "мизансцену" через винтовочный оптический прицел:
- Отдают мешки... Прохор Лукич проверяет пулемёты. В мешках, похоже, медикаменты и перевязочные пакеты... Видать, договорились об обмене...
Парламентёры с белым флагом покивали головами и потащили мешки к табачному полю. Молодой джигит теперь держал "флагшток" подмышкой и нес три при этом три вещмешка. Наши "делегаты" направились в сторону каменной гряды, унося с собой оба ручных пулемёта. Виктор поднялся на ноги:
- Степан, пошли, поможем лейтенанту с телом сержанта... Всё-таки я себя до сих пор тоже пограничником считаю... Кстати, как лейтенант себя вёл в бою?
- Можно было и получше... Он поначалу всё вперёд лез, а потом "сдулся". Сержант погиб, фактически его прикрыв собой.
Когда "делегатам" оставалось пройти до укрытия всего пару десятков шагов, а Виктор со Степкой почти нагнали лейтенанта, тащившего свою тяжёлую ношу, со стороны деревни вдруг началась ружейная стрельба.
Вечная Слава и Память бойцам и командирам Красной и Советской армии, участникам Великой отечественной войны!
Берегите себя в это трудное время!
Подпишитесь на канал , тогда вы не пропустите ни одной публикации!
Пожалуйста, оставьте комментарии к этой и другим публикациям моего канала. По мотивам сделанных комментариев я готовлю несколько новых публикаций.