Этот человек безусловный гений. Он остается, пожалуй, единственной звездой немого кино, которую до сих пор обожают зрители. Как все истинные гении, Чаплин был универсален. Он демонстрирует незаурядность во всем. И явный литературный дар - в автобиографии.
Что такое литература? Если по существу, то это умение рассказывать истории. Рассказывать так, чтобы было интересно, а в идеале еще и поучительно. Не в смысле занудства и назидания, а чтобы слушатели или читатели могли извлечь какую-то пользу для себя из этих историй. Если это анекдот – то посмеяться. Если это рассказ о чем-то страшном – то получить представление о том, чего стоит опасаться, избегая неприятностей. Литература начиналась именно с этого – с попытки передать историю, свой жизненный опыт, свое знание о мире. Поэтому автобиографии, всевозможные жизнеописания и житии никогда (надеюсь) не уйдут с великой сцены искусства литературы.
Если в детстве все мы любим сказки, а в юношестве – фантастику и приключения, то, чем старше становимся, тем более живой интерес у большинства читателей вызывают автобиографии. Ведь далеко не каждый человек способен прожить интересную жизнь, а уж написать об этом интересную автобиографию – способны единицы.
Чарли Чаплин – один из тех, кто это сделал. Поэтому, думаю, его книге стоит уделить внимание. Вот как она начинается. Оцените.
«Кеннингтон-роуд, до того как построили Вестминстерский мост, была всего лишь дорожкой для верховой езды. Но после 1750 года здесь прошла новая дорога на Брайтон. И тогда вдоль Кеннингтон-роуд, где прошли годы моего детства, выросли красивые дома с балконами, украшенными чугунными решетками. С этих балконов обитатели домов могли некогда созерцать, как Георг IV катил в карете в Брайтон».
Меня, как человека, закончившего Литинститут и пишущего всю жизнь, восхищает это начало. С первого предложения начинается история. С первого абзаца задается экспозиция, стиль, интонация повествования. И присущая и этому тексту, и этому человеку личная скромность, интерес к окружающему миру, внимание к деталям.
На самом деле нет ничего удивительного, что автобиографию Чаплина интересно читать даже как обычную книгу – ведь он сам был сценаристом своих фильмов, которые до сих пор интересно смотреть зрителю. «Малыш», «Золотая лихорадка», «Огни большого города», «Новые времена» - это все замечательные истории о людях и событиях, это увлекательные сюжеты.
Обычно автобиографии звездных персон читают ради сенсаций и сплетен. В книге Чаплина тоже при желании многие отыщут именно это. А если не найдут, то придумают – можно не сомневаться. Мне уже приходилось видеть «странные прочтения» его книги. В расчете на скандал некоторые недобросовестные авторы насочиняли, что якобы Чаплин ненавидел свою мать – "женщину легкого поведения" - за свое нищее детство, а своих братьев терпел, как терпят прихлебателей, когда разбогател, став знаменитым.
Нет никакого желания пускаться в споры с такими сочинителями. По-моему, первая же цитата из книги самого Чаплина моментально опровергает их инсинуации: вы сами можете видеть, что у нее другой тон. Совершенно не подходящий к подобным измышлениям.
Чарли Чаплин написал свои воспоминания о детстве, об эпохе и людях, о близких и любимых – и посвятил их Уне, своей горячо любимой жене, которая родила ему восьмерых детей и была ему самым близким другом в течение всех 36 лет, что они прожили вместе. Само это посвящение говорит о том, что книга повествует о любви в первую очередь – о любви Чаплина к миру и людям, в целом и в частностях.
Читаю Чаплина
В начале 90-х мне довелось приобрести двухтомный сборник, выпущенный издательством «Искусство». В первом томе была опубликована автобиография Чарльза Спенсера Чаплина, которая впервые выходила в свет 1964 году. Там же были основные материалы книги-альбома «Моя жизнь в фильмах» 1974 года.
Второй том этого сборника включал чаплиновский мемуар «Мое путешествие за границу», статьи Чаплина о кинематографе, сценарий и сценарную запись фильма «Великий диктатор», а также воспоминания о Чаплине тех, кто знал его близко или встречался с ним при жизни. Среди этих авторов: его дети - Чарльз Чаплин-младший, Джеральдин Чаплин, Жан Кокто, Константин Симонов, Сергей Герасимов и другие.
Сейчас этот замечательный двухтомник можно найти в букинистических, в том числе на Озоне. А недавно издательство «Бомбора» выпустило переиздание автобиографии Чаплина – 528 страниц в мягкой обложке. Без фотографий, и сама книга довольно хлипко сделана (это подчеркивают многие, кто ее купил), но практически все комментаторы пишут, что книга увлекательна и читается как роман, так что о покупке не жалеют.
Чарли Чаплин «Моя удивительная жизнь. Автобиография Чарли Чаплина»
16+
Я не буду пересказывать сюжеты из автобиографии великого актера, режиссера, композитора (кстати, многие, кто пишут о Чаплине почему-то забывают упомянуть о том, какую великолепную музыку для своих фильмов Чаплин сочинял сам - не закончивший ни одну школу человек; он был не только исполнителем, но и композитором). Он танцевал, пел, он управлял своей кинокомпанией, он был новатором кино, придумал не мало трюков, технических фокусов и приспособлений, расширявших возможности киноискусства, довольно бедные в начале 20-го века.
Но этот невероятно разносторонний человек и мир воспринимал как будто в объеме – знаете этот современный прием в кино, когда сцену снимают с множества разных точек? Вот так же всесторонне читатель может увидеть мир и эпоху Чаплина, если воспользуется его глазами – и прочитает его автобиографию.
Овсянка, сэр
Я читала эту книгу в 93 году. Для меня это было голодное и страшное время, которое я не хочу, чтобы когда-нибудь для кого-то повторилось. И что же первое зацепило меня в книге Чаплина?
Рецепт «квакерской овсянки», который приводит Чаплин, рассказывая о том времени, когда его и брата Сидни отправили в работный дом после того, как их мать сошла с ума и не могла больше о них заботится. «Квакерская овсянка» - это соленая овсянка, приготовленная не на молоке с сахаром, а на мясном бульоне. Ничего особенного, очень простое и сытное блюдо. Чаплин (уже будучи миллиардером и сидя в своем шикарном доме в Веве, в своем шикарном поместье в Швейцарии) вспоминал о нем с такой теплотой и описывал с таким вкусом, что я загорелась и тут же приготовила себе нечто подобное. Только вместо бульона у меня был затхлый бульонный кубик «Галины Бланки». Поначалу вкус соленой овсянки непривычен, но Чаплин прав – это отличная еда, если нужно просто насытиться и согреться. Спасибо за рецепт, Чарли!
Отношения с женщинами
Мне было ужасно неприятно прочитать здесь, в Дзене, как Чаплину приписывают чуть ли не извращенный интерес к юным девочкам. Это не только отвратительно, но и глупо. Совершенно очевидно, что Чаплин не выискивал специально для себя юных Лолит. Они сами шли к нему косяком: мир кино, Голливуд, эта фабрика звезд вся строилась на этом – на юных, фотогеничных личиках. Особенно в начале 20 века, когда большинство фильмов снимали по однотипным сюжетам с одним и тем же однотипным набором персонажей: герой, героиня, злодей, старуха, пройдоха-слуга и т.д. Было б куда более странно, если бы Чаплин увлекался не молоденькими героинями, а какими-нибудь характерными старухами – вот уж сплетен бы о нем пошло!
Его отношения с женщинами могут показаться странными только на первый взгляд. Да, было много романов, и некоторые кончались некрасивыми скандалами, но другим своим подругам он был предан до конца жизни: у него сохранились хорошие отношения с Полетт Годар, он лично выплачивал пенсию Эдне Первиенс, его первой подруге и музе в кино. Ему, бездомному с детства и рано потерявшему и отца, и мать, была нужна особенная женщина: способная дать и сердечное тепло, и семейный уют, стать ему помощником и соратником, но в то же время и не домашняя клуша, к которой быстро угаснет интерес на фоне того киноблеска, в котором он жил и работал.
Такую уникальную подругу Чаплин нашел в юной 18-летней дочери драматурга Юджина О’Нила – Уне О’Нил. Ему 54, ей 18 – 36 лет разницы. И 36 лет они прожили вместе.
Не так давно Фредерик Бегдебер выпустил книгу «Уна и Сэлинджер», в которой рассказал совершенно выдуманную им самим историю о якобы огромной любви между Уной О’Нил и Дж. Сэлинджером. Они были знакомы, и, возможно, Сэлинджер был влюблен в юную красавицу и умницу Уну. Но это не могло быть чем-то большим, чем мимолетное увлечение – для Уны уж точно. Не смотря на юный возраст, Уна была крепкой и самодостаточной личностью, с твердым характером. Другой и не могла быть жена всемирно известного актера, любимца публики во всем мире и мать восьмерых детей.
Уна и Чаплин встретились, когда она пришла к нему пробоваться на роль в новом фильме. Фильм в итоге так и не состоялся, зато Чаплин, наконец, нашел жену и свое истинное семейное счастье.
Крепость любви можно увидеть в том числе и по ее плодам. Невозможно сомневаться в любви Уны и Чаплина: ведь плодом их союза стали не только годы совместной жизни и долгая творческая жизнь великого Чаплина, но и целая актерская династия талантливейших людей, которую они вместе создали. Большинство детей Чаплина и Уны стали артистами. И не только дети, но и внуки.
Будучи внешне очень похожими и на Чаплина, и на Уну, никто из них не повторяет своих великих предков, не копирует Чаплина, не живет прошлыми достижениями. Они создают свое оригинальное искусство. Уну Чаплин – внучку Чаплина весь мир видел и оценил, например, в сериале «Игра престолов», где она играла невесту короля Севера Робба Старка. А вот у Джеймса Тьерри, внука Чаплина, сына Виктории Чаплин – свой театр пантомимы во Франции и свой особый стиль, сочетающий клоунаду, цирковые трюки, философию и абсурдизм. Посмотрите его необыкновенный спектакль «Симфония майского жука» - это удивительное, ни на что не похожее зрелище.
Бегство из Америки
Что еще меня удивило в биографии Чаплина? Его отношения с властями США. В своей автобиографии он рассказывает, почему им с Уной пришлось покинуть Америку – страну, которая стала вторым домом для англичанина по рождению Чаплина. Страну, которая дала ему профессию, мировую славу, богатство – и которая в своем мстительном неразумном рвении была готова все отобрать.
А история такова. Когда Америка собралась, наконец, вступить в войну с Гитлером, стране понадобились деньги и поддержка граждан. Правительство обратилось к артистам Голливуда с просьбой организовать пропагандистский тур по стране. Чаплин горячо откликнулся на этот призыв: он ездил, выступал, собирал деньги на военные займы. Сразу после войны ему это припомнили.
Маккартисты принялись активно выслеживать «коммунистов», устроив настоящую охоту на ведьм. И тут им подвернулся Чаплин, антифашист, друг Советского Союза. Ему не простили ни доброго отношения к русским, ни враждебности к нацистам. Ему ставили в вину именно те самые артистические туры, которые он делал по просьбе правительства. Полный абсурд, но ненависть – она такая. Всегда лишает разума. Фактически Чаплин едва успел унести ноги из Америки. Его спасло то, что он не стал гражданином США, а Уна была гражданкой США по рождению. Это помогло им в финансовом смысле. Чаплин уехал, чтобы не быть арестованным, а Уна завершила все дела по закрытию студии и продаже имущества.
Зная мстительность американского государства – например, великого шахматиста Роберта Фишера власти США преследовали до конца его жизни, более 20 лет – супругам Чаплиным исключительно повезло.
Великий человек, который мог сделать честь любой стране, если бы стал ее гражданином, был затравлен и буквально изгнан из «самой свободной страны мира». В свое время эта история меня поразила. Сейчас уже не удивляет.
А вот Чаплин удивляет. По-прежнему. Если нужно поднять настроение – нет ничего лучше Чаплина. Он не перестанет удивлять никогда - своими фильмами и ролями, своей музыкой и пением, своими книгами и статьями.
Великий художественный гений, великий маленький человек, проживший удивительную жизнь, осветивший весь мир светом своей улыбки, добра, любви и надежды.