Россия на сегодняшний день является мировым лидером по числу наложенных на одну страну санкций. Общая численность санкций со стороны США, ЕС и их союзников приближается к 13,5 тысячам (с учетом санкций, введенных до начала СВО в связи с присоединением Крыма и Севастополя, малазийским Боингом и другими причинами).
Выстрел себе в ногу
Все эти санкции сейчас объединены в 13 пакетов. Однако, как показывает текущая ситуация авторы санкций брали в прицел российскую экономику, а попали по своим. Несмотря на столь значительный объем экономических ограничений российская экономика не только демонстрирует устойчивость, но и вполне стабильный рост. За 2023 год ВВП России вырос на 3,6%, в свою очередь ВВП ЕС вырос лишь на 0,5%, ВВП США на 2,5% (по предварительным оценкам), для сравнения ВВП Китая вырос на 5,2%. Эти цифры конечно не говорят о том, что санкции вообще не оказывают серьезного влияния на российскую экономику. Конечно оказывают, стало сложнее закупать на мировом рынке оборудование и материалы, производство которых не налажено внутри страны. На начальном этапе сократился объем импортной техники, машин и одежды. Собственно, нас и хотели задавить, тем что дорого для современного европейца или американца, уходом брендов и не возможностью купить бутерброд, который сплошь состоит из вредных добавок и канцерогенов в Макдоналдсе. Однако, авторы этих санкций, забыли или просто не знали никогда русскую поговорку «что русскому хорошо, то немцу смерть», правда теперь ее можно перевернуть «что немцу хорошо, и без чего он жить не сможет, на то русскому, если у него это забрать, наплевать».
Хронология санкций с 2022 года
Теперь немного истории, первые санкции, как ответ на признание независимости ЛНР и ДНР, были введены против России 21 февраля 2022 года. США ввели запрет своим гражданам финансирование и инвестиции в ДНР и ЛНР, а также на торговлю с ними. Затем, последовательно в течение двух лет было введено еще двенадцать пакетов санкций. Если анализировать содержание всех пакетов санкций, введенных против России с февраля 2022 года, то прослеживается их подготовленность заранее. Это говорит о том, что нашу экономику сканировали вдоль и поперек все восемь лет, начиная с 2014 года. Сканировали тщательно, выискивая наиболее уязвимые места, на которые основные пакеты санкций были нацелены в первую очередь.
Очевидно, что наиболее значимыми для устойчивости финансово-экономической системы России стали второй и третий пакеты санкций, которые привели к блокировке валютных активов ЦБ общей суммой 300 млрд. долл. США, отключение крупнейших российских банков Сбербанк, Альфа-банк, ВТБ от системы SWIFT. Эти удары стали болезненными, но не смертельными, как на то рассчитывали авторы санкций. Следующими по значимости, но как потом оказалось не для российской, а для европейской экономики стали решения по отказу ЕС от закупок российских нефти и газа. В результате это привело к резкому, почти в три раза, падению промышленного производства в ФРГ. Крупнейшие германские концерны, такие как «БАСФ» и «Даймлер-Бенц» вынуждены были свернуть свое производство в Германии и искать варианты переезда в США и Китай. При этом ЕС, фактически, продолжает закупать российские нефть и газ, правда через индийских и китайских посредников, что прибавляет к цене от 20 до 45%. Не сработал и введенный осенью 2022 года «потолок цен на российскую нефть». На начальном этапе его введение вызвало необходимость установления Россией дисконта к цене на нефть марки Urals до 20-30%, но уже буквально к началу лета 2023 года ситуация развернулась на 180 градусов, и цена начала расти. Сегодня дисконт к цене российской нефти составляет 1-2%. Что касается ухода с российского рынка западных брендов, то оказалось, что никакими санкциями реалии рыночной экономики победить нельзя, и открывшиеся ниши стали заполнять российские производители, а также компании из Китая, Турции, Юго-Восточной и Восточной Азии. Разумеется, свою эффективную роль сыграло и Постановление Правительства РФ об организации «параллельного импорта», благодаря которому, многие ушедшие товары, хоть и по более высоким ценам, но удалось вернуть на отечественный рынок.
Перспективы санкционного противостояния
Говоря о перспективах санкционного противостояния, стоит отдавать себе отчет, что с окончанием СВО санкции в одночасье не будут отменены. Наши оппоненты будут делать все, чтобы продолжать сдерживать наше развитие. Поэтому ясно, что тринадцатый пакет санкций не последний. При этом наши соперники ограничены в выборе инструментов давления. Каждый следующий пакет санкций в большей степени становится расширением и дополнением предыдущего. В итоге все сводится не к введению новых секторальных санкций, их ввели уже максимальное количество, а к выработке механизмов контроля за соблюдением уже введенных санкций. Все это связано с тем, что санкции вводятся лишь со стороны западных стран, которые на сегодняшний день составляют едва ли чуть больше 30-35% мировой экономики. Оставшиеся 65-70% – санкции не поддерживают и стремятся всячески развивать сотрудничество с Россией. При этом нужно осознавать, что западные оппоненты не будут оставлять попыток оказывать давление на всех наших партнеров, чтобы добиться от них, если не присоединения к санкциям, хотя это было бы для них идеальным вариантом, то хотя бы введения мелких ограничений. С такими мелкими запретами мы периодически сталкиваемся: в Китае, который нас в целом поддерживает, введут ограничения на финансовые операции с российскими компаниями в конкретных банках, в Казахстане, в Узбекистане и Турции. Эти страны стали крупнейшими транспортными импортными хабами для России. Очевидно, что ужесточат таможенные проверки, торговые и банковские нормы и правила. Понять коллег из этих стран можно – вторичные санкции — это больно и неприятно, особенно, если противопоставить этим санкциям, что-то действенное сложно. Но это также значит, что наша экономика нуждается в поддержке со стороны государства как на основе уже принятых решений в экономической сфере, так и новых, озвученных Президентом в Послании Федеральному собранию 29 февраля 2024 года. Только сильная и стабильно функционирующая национальная экономика России и ее надежность в партнерстве с дружественными и нейтральными странами обеспечит общую устойчивость к санкциям и конечную победу в экономической войне.
Санкции, как новые возможности
Важно также понимать, что санкции открывают нам и возможности, которыми мы обязаны пользоваться. Многое уже сделано. За прошедшие два года построено 100 млн. кв. м. жилья, возрождаются целые отрасли, такие как микроэлектроника, самолетостроение, станкостроение. Как уже отмечалось бурными темпами растет сельское хозяйство. Урожай зерна в 2023 году составил рекордные 147 млн. т. Россия остается крупнейшим производителем и экспортером нефти, газа, зерна, металлов. Конечно разрыв торговых связей с Европой нанес значительный ущерб, однако, нам удалось в короткие сроки выстроить новые цепочки экспорта и по состоянию на конец 2023 года более 70% отечественного экспорта приходится на Азию. А это значит, что основная идея санкций – изолировать Россию – так и осталась нереализованной мечтой ее создателей. При этом столь большой объем экспорта в Азию сулит и новые проблемы, так как возможно, что мы просто поменяем зависимость от рынка Европы на зависимость от рынка Азии. Проблема понятна, ее решение лежит в развитии собственной экономики и стимулирования бизнеса. Реализовывать свою продукцию необходимо прежде всего на внутреннем рынке. И только после максимального насыщения внутренних потребностей переходить к экспорту.
Автор: Хачатурян Михаил Владимирович - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры стратегического и инновационного развития Финансового Университета. Эксперт в области менеджмента, экономического и политического анализа, экономической безопасности, риск-менеджмента. Автор более 160 научных работ и публикаций.
Материал с сайта Издания Новый Взгляд: