Сейчас наблюдается заметный рост интереса среди абитуриентов к инженерным специальностям, вопреки тенденции сокращения количества выпускников школ.
При этом беспокойство вызывает относительно низкая успеваемость поступающих, отраженная в средних баллах ЕГЭ. Ученые из НИУ ВШЭ проанализировали уровень подготовки инженерных кадров в высших учебных заведениях страны — и слегка удивились.
Оригинальный источник данного материала находится по ссылке . По вопросам образования за рубежом в школах, вузах, лагерях, курсах обращайтесь на http://smapse.ru/ или по телефону 8-800-775-54-97
Количество студентов-инженеров
С началом текущего учебного года количество студентов на инженерных, технологических и технических факультетах вузов преодолело рубеж в 1,3 миллиона — это означает, что каждый третий студент в высших учебных заведениях выбрал одно из этих направлений.
Рост количества студентов стал результатом увеличения приема на программы бакалавриата, специалитета и магистратуры в области инженерии: согласно отчету института, в 2023 году более 400 000 абитуриентов были зачислены на соответствующие программы. Примечательно, что более 60% из них получили бюджетные места, тогда как в общем числе поступающих доля бюджетников не превышает 45%.
Исследование, выполненное Институтом статистических исследований и экономики знаний, отмечает постоянный рост доли абитуриентов, выбирающих инженерно-технические направления, который начиная с 2018 года превышает 31% — в течение этого времени абсолютное число поступающих на эти специальности возросло на 50 тысяч человек.
Будущие специалисты
Несмотря на увеличение числа студентов, поступающих на инженерно-технические специальности в последние годы, анализ, проведенный ИСИЭЗ, показал сокращение процента инженерных выпускников по отношению к общему числу занятых в экономике за период с 2013 по 2022 год.
Среди всех выпускников высших учебных заведений в 2023 году около 28,5% составили именно те, кто окончил инженерные специальности — этот показатель уступает только сфере социальных наук (включая экономику, управление, юриспруденцию и прочее), где доля выпускников составила 38,6%. При этом падение количества выпускников инженерных специальностей оказалось менее выраженным по сравнению с другими областями, доля инженеров среди выпускников, несмотря на общее снижение их числа, фактически увеличилась.
Согласно статистике, вузы России в основном выпускают специалистов по следующим направлениям: информатика и вычислительная техника, техника и технологии строительства и наземного транспорта, электро- и теплоэнергетика, машиностроение, прикладная геология, нефтегазовое дело и геодезия.
Уровень подготовки выпускников школ
Пока число студентов, выбирающих инженерные специальности, растет, уровень их подготовки, основанный на средних баллах ЕГЭ, вызывает опасения. В 2023 году абитуриенты, поступившие на бюджетные места инженерных направлений, имели средний балл ЕГЭ 68 баллов, что ниже общенационального среднего показателя в 70,3 балла и существенно уступает баллам по другим направлениям: общественные науки (78,9), гуманитарные науки (75,3), математические и естественные науки (71,4).
Эксперты объясняют эту тенденцию уменьшением количества выпускников школ, сдающих ЕГЭ по профильной математике и физике, которые считаются ключевыми для поступления на инженерные программы. Количество бюджетных мест на эти специальности увеличивается, что ведет к снижению конкурса и, как следствие, к набору абитуриентов с более низкими баллами ЕГЭ. Возможно, что уже ближайшая приемная кампания может подтвердить существующий тренд недобора на инженерные специальности в некоторых вузах.
Проблема отбора абитуриентов на инженерные программы обсуждается на высоком уровне уже давно: многие эксперты требуют улучшения отборочных процедур и повышения уровня естественно-научных дисциплин по всей стране.
Рост интереса к инженерным направлениям связан и с развитием системы дополнительного образования. Согласно заявлениям Минпросвещения, в нынешнем учебном году число учеников, записавшихся в технические и естественно-научные кружки, достигло рекордных показателей — около 3 миллионов человек, из которых более 2,8 млн детей выбрали техническую направленность, а более 2,9 миллионов — естественно-научную. При этом за последний год охват детей такими программами вырос более чем на 30%, что не может не радовать.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал!
Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал.
Читайте также: