Найти тему

Огород на подоконнике в детском саду: 6 шагов к созданию безопасной, грамотной и по-настоящему рабочей игровой зоны

Оглавление

Друзья, привет! Самое время затронуть тему так называемого "огорода на подоконнике" в группе детского сада. Создание условий для развития познавательно-исследовательской деятельности детей. Расширение представлений о растениях как объектах живой природы, об особенностях их роста и развития, зависимости этих процессов от факторов окружающей среды и способов ухода. Развитие у детей эстетического восприятия, любознательности, игровой мотивации... В общем, можно не буду спамить? В сети этого спама переспамленного полно. Красивые слова - это одно. Другое - где взять руководство к действию, а не обтекаемые фразы? Я, в свою очередь, хочу предложить вам это руководство, но обо всём по порядку. Дочитайте эту статью до конца.

Огород на подоконнике в детском саду и теоретическая база, на которую стоит опираться

Если честно, то я люблю всё, что связано с изучением природы в детском саду. Это интересно и мне, и отклик у детей здесь тоже отличный. Это то, что ребёнку близко и понятно (насколько это возможно), ведь с живой природой дошкольник имеет дело каждый день. Ну а огород на подоконнике - неплохой вариант для того, чтобы попытаться сделать понятным то, о чем ребёнок в силу своего возраста ещё не имеет представления.

Огород на подоконнике в детском саду: 6 шагов к созданию безопасной, грамотной и по-настоящему рабочей игровой зоны
Огород на подоконнике в детском саду: 6 шагов к созданию безопасной, грамотной и по-настоящему рабочей игровой зоны

"Огород на подоконнике" в детском саду - скорее образное выражение

На подоконнике он лишь потому, что там больше света, согласитесь? На самом деле в группе наверняка найдётся место с достаточным естественным освещением. Это для тех, кто переживает за визиты РПН, который не велит размещать ничего на подоконниках. Вредные советы давать не буду, в нашей работе взаимоисключений хоть отбавляй, вы и сами знаете, как в этом случае следует поступать. Для тех, кто переживает за безопасность детей и размещённые на подоконнике вещи, - вот это более здравые мысли, нежели страх перед РПН. Высота подоконника не только представляет опасность падения с него чего-либо, но и попросту не даёт наблюдать за развитием растений в этом огороде детям. Как и осуществлять необходимый уход. А, собственно, огород, он для кого? Для методиста с заведующим, которые придут оценивать конкурсные работы? Нет, совсем не для них. Огород - для детей, и он должен быть не только в поле их зрения (реально ли это на подоконнике?), он должен быть рабочим. 

Количество выращиваемых культур прямо пропорционально возрасту воспитанников

В различного рода методических материалах встречаются следующие цифры: 1-2 растения для детей младшего дошкольного возраста, 2-3 для среднего, до 5 для старшего.

Я бы этот момент несколько откорректировала. Один экземпляр в группе младшего возраста - это не то чтобы мало, это позволит наблюдать за растением, да, но не будет представлять возможности сравнивать это растение с другим. Два растения с контрастными признаками - отлично. Что это может быть? Обязательно лук и растение с контрастными признаками, знакомое ребенку и с относительно большим семенем. Средняя группа - штуки четыре вполне можно брать. Старший возраст - смело берем 5-7 растений (соответственно возрасту). А что с ранним возрастом? Лука на перо будет достаточно.

Выращиваемые культуры должны быть безопасны для ребёнка

Когда мы говорим о безопасности детей с точки зрения растений как образовательного материала, мы исключаем следующие моменты:

  • колющиеся растения или растения, имеющие тонкие и узкие листья, которыми на раз можно порезаться. Всё то, что представляет физическую опасность, потому что мы планируем всё-таки и уход, а не только наблюдение.
  • явные аллергены и попросту ядовитые экземпляры. В первую очередь исключаем все растения семейства Паслёновые (включая томаты и даже картофель) и те, которые обладают ярким запахом. И это, кстати, не обязательно проявляется в период цветения. Возьмём, к примеру, базилик. Он может быть интересен в том числе с точки зрения окраса листьев (посеять зелёный и фиолетовый, вот было бы интересно их сравнивать). Но ароматит он уже на стадии появления первых настоящих листочков. Обращаю внимание, что мы не рассматриваем здесь аллергены пищевые, потому как употреблять в пищу посадки мы не планируем. Это запрещено. Поэтому такие виды растений, как шпинат, вполне можно выращивать. Он очень быстро развивается, не имеет запаха, а если выбрать сорт крупнолистовой, то он станет отличным материалом для сравнения с другими растениями.

Фенотипы выращиваемых в детском саду растений должны быть контрастными относительно друг друга

Это правило применимо и для постоянных жителей группы, так называемых комнатных растений. Что это значит? Это значит, что выращивать одновременно горох и бобы не нужно. Это не интересно с образовательной точки зрения: их всходы и побеги будут плюс-минус одинаковыми. А вот если взять горох и укроп - это уже другое дело.

Растения для огорода на подоконнике в детском саду следует выбирать быстро всхожие и быстро развивающиеся

Выращивать петунии или ещё какие-то очень заморочистые растения - затея такая себя. Дети по природе своей "торопыги", а на это ещё наслаивается слабая ориентировка во временных промежутках. Длительное ожидание всходов попросту охладит интерес ребенка к посадке. Он посеял семена и хочет действовать здесь и сейчас. Уже поливать, уже рыхлить, уже измерять высоту побега. Что взойдёт быстро и будет расти не по дням, а по часам? Из овощных - бобы, горох, кресс-салат. А вот петрушку придется очень подождать. Из цветочных - бархатцы (и да, их можно сеять, потому что к моменту цветения вы их уже высадите на клумбу), циннии и даже подсолнечник (который будет очень неплохо высадить позже на участок). Кстати, семена этих цветов так же контрастны визуально, это тоже играет нам на руку. Лук на перо сажают все и всегда, поэтому здесь я даже не буду останавливаться. Чеснок? Ароматит, давайте не будем рисковать. Что касается луковичных, так называемого "материала для выгонки", которые рекомендуют брать в старшем возрасте? Тюльпан, нарцисс, гиацинт. Ох, ну, во-первых, ароматные товарищи, особенно последний. Во-вторых, это "возня". Думаю, большинство из вас представляет, что такое луковичные растения и сколько манипуляций необходимо произвести в течение года, чтобы выгонку осуществить. Поэтому останавливаться не буду, как и призывать отказаться от этой идее. Если вам по силам это осуществить - аплодировать буду стоя. Серьёзно. И уж если брать луковичные, я бы остановилась на тюльпане или нарциссе из супермаркета. Как правило, они практически не ароматят. Но проверить всё же стоит.

Огород на подоконнике в детском саду - это, в первую очередь, про детей, а не про воспитателя

Да, сеют семена, ухаживают, наблюдают за ростом и развитием растений, фиксируют изменения, формулируют выводы - всё это делают дети. Ну, естественно, с учётом возраста. Огород на подоконнике - это ресурс для детской познавательно-исследовательской деятельности, а у исследования есть своя структура. Я не буду на этом останавливаться, думаю, что каждый об этом имеет представления.

На моём первом месте работы ежегодно администрация организовывала конкурс на лучший огород. И некоторые коллеги в погоне за пресловутыми баллами сеяли, оформляли, поливали огород в тихий час. Действительно, а когда ещё это делать? Просили младшего воспитателя посидеть в сон с детьми, чтобы убежать и судорожно ламинировать элементы декора. Без эстетики никуда, это понятно. Но нужно соизмерять степень участия воспитателя и детей в каждой возрастной группе.

Инвентарь. Это особая история. Он не только должен быть в этом огороде, но и быть соразмерным объёмам вашего детско-взрослого "производства" и размеру детской руки, а так же эстетичным. Можно поливать растения из майонезной банки (их, наверное, сейчас и не существует, но в 1997 году, когда я пошла в школу, этими банками заменяли даже часть чашек в школьной столовой), а можно воспитывать эстетическое восприятие и использовать для этой цели красивую леечку для комнатных растений. Помимо эстетики это ещё и работа в направлении развития речи, моторики, организации грамотного полива под корень (а не плескать из банки как получится) и многого чего другого.

Дневники фиксации наблюдений - сложно, но можно. Тем более, что, вопреки распространённому мнению, ход и результаты наблюдений не обязательно нужно зарисовывать и связи с этим тратить уйму времени. Подробно о способах фиксации хода и результатов наблюдений и экспериментов я писала здесь:

Всё, что сделано детскими руками, а также педагогом, но для детей, находит в детях больший отклик, нежели какой-то "чужой" объект, размещённый стационарно выше уровня роста ребёнка.

Друзья, всё, о чём сегодня шла речь, - это база, без понимания которой хорошего огорода на подоконнике не получится. Каким бы ярким и интересным не был дизайн вашего детища, вся работа пойдёт сами понимаете куда, если вы пренебрежёте этими правилами. Дома с родителями - что угодно. В детском саду - в соответствии с педагогическими принципами и головой.

А сейчас о том, почему я просила дочитать эту статью до конца

Смотрите, в статье мы затронули среди прочего количество выращиваемых экземпляров растений в различных возрастных группах, вкратце поговорили о примерах растений для выращивания на подоконнике группы детского сада. Подробнее о каждом из этапов работы - в следующих материалах, и один из них уже вышел:

А ещё у вас есть возможность присоединиться к бесплатному тематическому марафону, которыц стартует 1 апреля. Переходите по ссылке, чтобы узнать подробности и условия участия:

Если вам интересна тема дошкольной педагогики, но вы ещё не с нами, обязательно подпишитесь на канал "Методист в отставке". А для этой статьи не пожалейте лайка, это поможет популяризовать материал и увидеть его большему количеству педагогов. Конструктивные комментарии как всегда приветствую и рада им. Добра всем нам.

Здесь мы о работе и совсем чуть-чуть о жизни вне стен образовательного учреждения. В Телеграм-канале "Методист в отставке" всё с точностью до наоборот, но часто с педагогическим подтекстом. Со мной можно дружить там, ссылку оставлю в закрепленном комментарии.