Друзья, привет. Продолжим разговор об огороде на подоконнике в детском саду. Какие растения посадить с детьми младшей, средней, старшей и подготовительной к школе групп? Подобные поисковые запросы в различных формулировках я ежедневно обнаруживаю в метрике.
В одной из предыдущих статей я тезисно озвучила основные подходы к работе над огородом на подоконнике в детском саду, в одном из которых коснулась количества видов выращиваемых в каждой возрастной группе растений. Ссылку на этот материал оставлю в конце статьи. А сейчас вернёмся к основной теме статьи и для каждой возрастной группы определим приемлемый ассортимент выращиваемых растений.
Сразу обращаю ваше внимание, что мой опыт распространяется на плюс/минус среднюю полосу России, однако будет полезен для прочтения педагогам как северных, так и южных регионов для понимания закономерностей отбора тех или иных сортов растений для организации огорода на подоконнике в детском саду.
Каковы основные правила создания огорода на подоконнике в детском саду?
- Безопасность выращиваемых экземпляров
- Контрастность существенных признаков у выращиваемых растений: строение побега, форма и размер листа, отсутствие/наличие цветков и так далее
- Быстрые всхожесть, рост и развитие выращиваемых растений
Что ещё будет важным? Активное участие в создании огорода детей, лёгкость в осуществлении ухода за выращиваемыми растениями, возможность использования посадок в последующем и ещё некоторые моменты, которые так или иначе будут отражены ниже.
Что выращивать в огороде на подоконнике с детьми младшей группы?
Дети младших групп, давайте назовём их "мне тоже это надо". Да, в этом возрасте дети хотят держать в руках то, что есть у другого. Сейчас же. Поэтому и в случае с огородом у малышей должен быть "свой" экземпляр. Выращиваете лук? Каждый ребёнок должен посадить "свою" луковицу. Идентифицировать луковицы в общей массе помогут прикреплённые к стаканчикам (если это не мешает просматриваться корневой системе) мини-фото детей или же те картинки, которые вы используете при маркировке, к примеру, шкафчиков в раздевальной комнате.
Лук лучше взять мелкий, потому что размер луковицы никак не влияет на качество пера и, собственно, количество перьев. Зато места сэкономите немало. И стаканчики пластиковые есть совсем маленькие, кстати.
Семена гороха. Проще говоря - горошины. Здесь вот какой момент: ввиду особенностей строения и размера семени с целью исключения опасных для жизни и здоровья факторов эту посадку стоит сделать педагогу, дети будут лишь наблюдателями. Почему горох?
- Потому что, во-первых, это то, что знакомо детям. Даже если дети живут в мегаполисе, а не в деревне, с горохом они точно встречались, в том числе в детском саду во время приёма пищи.
- Во-вторых, всходы гороха очень симпатичные и интересные, плюс контрастны по отношению к перу лука.
- В-третьих, условия их посадки разные. Лук мы сажаем чаще всего в прозрачную ёмкость, наполненную водой, для того, чтобы отслеживать формирование и развитие корневой системы. Посадку гороха делаем уже иным способом. Повторюсь, сажает семена гороха воспитатель. В своём Телеграм-канале я писала о классной штуке, которая помогает проращивать семена. Она так и называется - "Проращиватель для семян и микрозелени". Это и наглядно, и эстетично. Если вам интересен этот девайс и вы бы им воспользовались, велком в Телеграм, ссылку оставлю в закреплённом комментарии. Рассказываю там, где найти такой, ну а поскольку это не реклама, а просто личный опыт, здесь публиковать не буду.
Вот и всё. Младший дошкольный возраст - лук на перо и горох.
Могу предположить, что администрация очень удивится и будет не особо довольна, если увидит в вашем огороде всего два вида растений, но это будет правильным. Не гонитесь за количеством, делайте ставку на качество. "Дорого-богато" - это не про детский огород на подоконнике, тем более, учитывая особенности восприятия детей младшего дошкольного возраста.
Средняя группа детского сада - выращиваем на подоконнике до четырёх культур
Что сажаем? Лук, горох (имеем в виду любые бобовые, но всё же горох детям ближе). Добавляем кресс-салат, у которого достаточно мелкий лист, но всё же он отличается и от пера лука, и от побега бобовых. Вот что нашлось в интернете:
Можно, в общем-то взять, и любой другой сорт салата.
Дайте поумничать: у животных - породы, у растений, да - сорта.
Важно взять салат не кочанный, а обычный. Какие сорта? Вот, что нашлось в семенах из ассортимента известного строительно-садового супермаркета:
Интересный сорт "Лолло Росса", я его выращивала в прошлом году на своём балконе. Листья этого салата краснеют, а это ещё один повод для посадки и наблюдения.
Так, это уже три. Добавим цветочков? Бархатцы - одни из самых быстро всхожих и неприхотливых в уходе растений. Смело сажаем. К моменту, когда вы их высадите в открытый грунт (убъете двух зайцев, оформив клумбы), они ещё не успеют зацвести и не будут ароматить.
Ну и всё. 4 сорта растений - оптимальное решение для средней группы. Здесь и овощные культуры, и цветы. Все они фенотипически контрастны по отношению друг к другу и просты в проращивании семян и последующем уходе. В средней полосе России бархатцы - отличный материал и для посадок, и для последующих наблюдений и ухода, а так же для организации труда в осенний период. Возможно, у вас даже хранятся семена бархатцев, собранных детьми по осени, и вы будете сеять именно их. Это просто супер способ вовлечения детей в деятельность. Собранные семена - это их личный ресурс, их труд, они обязательно это вспомнят. Не рано ли по осени в средней группе собирать семена бархатцев? Нет, не рано. Умений особых там не потребуется. Важна лишь сухая погода и демонстрация способа деятельности воспитателем.
Старшая и подготовительная группы - что сажать на подоконнике?
Лук, горох (опять же, под горохом я имею в виду бобовые - нут, чечевица, да попросту бобы), салат, бархатцы. Это всё путешествует с нами уже который год. Что добавим? Я бы добавила уже что-то из злаков, поскольку хлебную тему воспитатели старшей и подготовительной групп по осени уже поднимали. Пшеница, рожь, овёс. Раздобыть семена придётся (их, как мне кажется, продают даже в аптеках), конечно, но попробовать стоит. Правда, что-то одно из списка, потому что на том этапе, когда вы будете заниматься городом на подоконнике, все эти растения будут выглядеть одинаково. Похожий эффект даст проращивание травянчиков, однако эта штука больше для развлечения детей. Куда более полезно будет проращивание с нуля.
Добавляем к бархатцам декоративные растения - циннии, однолетние георгины. Все эти сорта растений беспроблемные, быстро всходят и развиваются. Ну а позже они замечательно украсят вашу прогулочную площадку. Как и подсолнечник, семена которого не только интересно сеять и наблюдать за входами и развитием молодого растения. Подсолнечник очень выигрышно смотрится в комплексе огорода на подоконнике, если приложить творчество и детский ручной труд. Расскажу об этом в скором времени в видеоформате. Плюс молодые подсолнечники можно высадить и на участок, это не только красиво, но и впоследствии станет кормом для птиц. Вот он, результат детского труда.
А вообще, старший возраст - это возраст, когда дети уже могут принимать решения самостоятельно. Спросите у детей, что бы они хотели видеть в своём огороде. Уверена, что будет лес рук. От этого и пляшите. Вот вам и огород готовый, и требования Стандарта учтены. При условии, что огород этот будет безопасным.
Про выгонку я уже писала, но напомню: гиацинты, тюльпаны и нарциссы - всё это классно, но ароматит знатно. Да и повозиться с этой выгонкой придётся. Если уж решили браться, стоит рассмотреть вариант нарциссов из супермаркета. Конечно, это будет вообще не выгонка, там как бы уже всё сделано за вас. Но рассмотреть растение это стоит, и особенно луковицу.
Так какое количество культур выращивать в старшей, а какое в подготовительной группе? В старшей берём пять-шесть, в подготовительной - до семи.
Ещё момент: часто воспитатели с детьми сажают "шапочки" корнеплодов и ждут появления ботвы. Тоже интересно и доступно с младшего возраста ввиду понятности моркови и свёклы для ребёнка. Когда там "Вершки и корешки" читают? В средней группе. Вот, пожалуйста, тоже можно.
Что лучше не сажать в детском саду и какие растения мы вообще обязаны исключить?
- Всё, что долго входит и медленно развивается, нам не подходит. Ребёнок хочет видеть свою "плантацию" здесь и сейчас. Через две недели ожидания всходов интерес ребёнка попросту пропадёт. Петрушка - один из ярких примеров.
- То, что не позволит получить конечный продукт. Например, тыквы, кабачки. Если в вашем детском саду сохранился настоящий огород на территории, то вы просто образцово-показательное учреждение. В этом случае в вашем рукаве козыри. Сажайте смело. Но, например, в нашем муниципальном районе такая практика уже давно ушла в историю. К сожалению. Конечно, тут палка о двух концах: кому ухаживать за огородом в период отпусков педагогических и детских (даже если в детском саду есть дежурные группы)? Огурцы? Ну, теоретически, да. Только не забывайте про колючие листья и плоды у многих сортов. Ну и дыни с арбузами как бы тоже не практично сажать, особенно в северных регионах. А вообще, детям будет достаточно того, что может расти на подоконнике.
- Ядовитые растения. Перцы, томаты, баклажаны - все растения семейства Паслёновые. Нельзя. Картофель? Ну тут спорно, ведь ядовиты именно его ягоды, а до них ещё нужно попытаться вырастить растение. Я встречала несколько опытов с картофелем в детском саду. Например, проращивание картофеля в темноте. Стоит ли это делать? Это отдельный разговор.
Как и вот эти темы:
- Как фиксировать наблюдения?
- Как использовать урожай?
- Как обыграть посадки при оформлении огорода (к примеру, на ботву какого растения похожи листья салата и как эту схожесть использовать в обыгрывании сюжета сказки).
Отвечу на эти и другие вопросы в одной из следующих статей, поэтому рекомендую подписаться на канал "Методист в отставке", чтобы увидеть новый материал одним из первых.
А пока поделитесь в комментариях, делаете ли вы с детьми посадки? Организовываете это в рамках воспитательно-образовательного процесса или как участник конкурса на уровне образовательной организации? Что сажаете? В общем, очень интересен ваш опыт. Лайкните этот материал, я надеюсь, что он был для вас полезен. Всем добра.
Здесь можно почитать об общих подходах к организации огорода на подоконнике в детском саду:
А ещё у вас есть возможность присоединиться к бесплатному тематическому марафону, которыц стартует 1 апреля. Переходите по ссылке, чтобы узнать подробности и условия участия: