Найти тему
Василисины размышления

Богатая бедняжка Соня Серебрякова ("Дядя Ваня" А.П.Чехова). Часть 1

Даже если вы подзабыли сюжет "Дяди Вани", вы наверняка помните афористичную фразу про небо в алмазах, которое мы увидим после праведных трудов. Только произойдет это воздаяние уже за последней чертой.

Возобновляю прерванную по ряду причин серию статей по "Дяде Ване". Начало здесь, здесь и здесь. Кратко сюжет - здесь:

Произносит эти слова героиня Соня Серебрякова, некрасивая, никем не любимая, задерганная девица.

Произносит так, что зрители, очень ей сочувствуя, тем не менее в глубине души соглашаются - да, девочка, а что тебе еще остается-то? Молодец, что пока в истерику не срываешься, за яд не хватаешься, с пистолетом не бегаешь, как дядюшка, а держишься. Бедняжка!

И молодая мачеха вздыхает: бедняжка, нет в этой глуши для нее женихов. Влюбилась сдуру в единственного более-менее приличного человека из окружающих, старше ее вдвое, и любит уже шесть лет. Без малейших надежд на взаимность.

И соседки не считают нужным понижать голос, судача за ее спиной - хорошая девочка, трудолюбивая, но ведь как некрасива, бедняжка!

Это еще ладно. Хорошо, что Соня не слышит, как соседки обсуждают ее поездки с товаром на базар. Дворянка, барышня из хорошей семьи... Ладно бы модным учением крестьянских детей да визитами к больным баловалась. А то ездит торговать мукой и постным маслом. Да купеческие дочери и жены до такого не опускались! В общем, "потеря лица" полная и бесповоротная. Бедняжка.

Хороший современный вариант представления Сони. И одежда яркая, и данные недурны - но серая мышь. Бедняжка, вечно перед всеми виноватая.
Хороший современный вариант представления Сони. И одежда яркая, и данные недурны - но серая мышь. Бедняжка, вечно перед всеми виноватая.

Но если беспристрастно разобрать историю Сони, то оказывается, что ресурсов девушке изначально дано не так уж и мало. Только вот кто вместо нее пользуется этими ресурсами? И кто прикладывает усилия, чтобы положение не изменилось?

Начнем с самого простого, с имущества. Имение, с доходов которого живут ее отец и мачеха, вообще-то принадлежит лично Соне. Не отцу, не бабушке, не дяде - только ей! Во время разговора о продаже имения дядя четко проговаривает всю юридическую цепочку.

Имение это отнюдь не убыточное. Расположенное в благодатном Черноземье, оно при грамотном управлении приносит неплохой доход - это тоже в пьесе проговаривается. Вот только с этого дохода Соне достается примерно... ничего. Ладно, раньше она была ребенком. Но на момент действия пьесы Соня уже достигла совершеннолетия и может сама распоряжаться своей жизнью и имуществом.

Почему же она этого не делает? - А потому, что все близкие приложили немалые усилия, чтобы такого не случилось. Целенаправленно приложили. Ведь они сами безбедно живут с этой кормушки и не намерены ее отдавать.

К Соне очень хочется применить пушкинское определение Татьяны Лариной: "Она в семье своей родной казалась девочкой чужой". Действительно, трудно поверить, что эта суетливая, заполошная, стесняющаяся самой себя девица - вовсе не бедная родственница, полувоспитанница-полуприслуга. А дочь вальяжного профессора Серебрякова. Внучка строгой эмансипированной дамы. Падчерица талантливой пианистки и эффектной светской женщины. Внучка сенатора, наконец!

Правда, дедушка-сенатор до рождения Сони не дожил. Жаль. Есть надежда, что хоть он прикипел бы к ней душой - деды обычно внучек любят и балуют. А вот для всех остальных Соня оказалась лишней.

Отцу Соня явно не нужна. Спровадил после смерти жены в деревню, к дяде и бабушке, да и думать забыл. Даже должным образованием единственной дочери светило-профессор не озаботился!

Очень странно и больно видеть, как хлопотливая прислужница вдруг обращается к барину "Папа!". Хотя, иной раз проскакивают у нее и повелительные нотки:

Соня. Пожалуйста, не капризничай. Может быть, это некоторым и нравится, но меня избавь, сделай милость! Я этого не люблю. И мне некогда, мне нужно завтра рано вставать, у меня сенокос.

Ах, она хочет поиграть в покровительственность? Ну-ну. Пусть наслаждается своей ролью хозяйки-добытчицы. Лишь бы добытые денежки тратились правильно, на благоденствие родных. До поры до времени, пока этим родным не придет в голову распорядится имением получше.

Про мать Сони в роли именно матери трудно что-то сказать. Яркая, эффектная женщина, явно с фантазиями, если не сказать, с фанабериями.

Моя сестра, прекрасное, кроткое создание, чистая, как вот это голубое небо, благородная, великодушная, имевшая поклонников больше, чем он учеников, – любила его так, как могут любить одни только чистые ангелы таких же чистых и прекрасных, как они сами!

Но если Иван Петрович вспоминает сестру как чистого ангела, то Соня не упоминает о матери никак. Похоже, что ангел парил в своих высях, а дочерью занимались нянька с гувернанткой.

Бабушка? - та как уткнулась в свои "прогрессивные" брошюры, так больше ничего ее не интересует. Желательно только, чтобы действительность не пробивалась каким-то дискомфортом. Что должны обеспечить "специально обученные люди". Вот эта девушка, например - иначе вообще зачем она здесь нужна?

Вроде бы два человека добры к Соне и принимают участие в ее судьбе. Это ее молодая мачеха Елена Андреевна и дядюшка Иван Петрович, дядя Ваня. Но... то ли это участие, которое им следовало бы проявить? Или это лишь способ не таской, так лаской сохранять Соню в ее приниженном состоянии, не дать ей стать хозяйкой своей жизни и своего капитала?

Об этом мы и продолжим разговор в следующий раз. А пока предлагаю высказывать свои соображения в комментариях. Припомните имена других литературных героинь, чье положение похоже на Сонино - интересно будет сравнить.

----------------------------------------------------------------

Все материалы канала по творчеству А.П.Чехова здесь:

Чехов - современник | Василисины размышления | Дзен