В заголовок вынесен вопрос, который комментаторы сформулировали под статьей о Соне Серебряковой, героине пьесы "Дядя Ваня".
Ну, справедливости ради, для позднего Чехова почти любая работа - трагедия. Хоть мужская, хоть женская. Работа сушит душу, отнимает силы, не дает исполнять мечты и планы. Не успел оглянуться - ан и жизнь к концу подходит. А ведь я еще и не жил, мне жить хочется! - восклицает герой. И... уже не находит в себе сил совершить хоть какие-то телодвижения.
Причем работа эта сама по себе не обязательно тяжелая или дурная, мутная, не приносящая удовлетворения хотя бы значимостью для общества или карьерным и профессиональным ростом. Иной раз очень даже достойные работы попадаются! Но человеку при этом и тошно, и грустно, и хоть удавись.
Ладно, если человек занимался всю жизнь чем-то вынужденным, попав в колею обстоятельств. Но даже из тех, кто выбрал занятие по своему хотению, счастливых мало. Разве что доктора Дорна из "Чайки" могу припомнить, как счастливого: живет "со вкусом", периодически ездит в Европу прогуляться, купается в дамском обожании и чуть свысока наблюдает за соседями. Хотя находящийся примерно в тех же обстоятельствах доктор Астров из "Дяди Вани" потихоньку спивается и тупеет.
Но вернемся все-таки к Соне. Почему ее судьба работящей женщины столь тягостна, что она ждет смерти как избавления?
Напомню: Соня, совместно с дядюшкой, управляет большим и доходным имением, доставшимся ей в полную собственность после смерти матери. В этом имении и на дядюшкиных руках она и выросла. К самым разным делам приучена с детства, делать их умеет хорошо. И счета ведет, и за сенокосом приглядывает, и товар продает, и лечить-учить берется.
Как опять же отметили комментаторы, ситуация у нее не самая плохая. На имении нет долгов, закладов, как в "Вишневом саде". О каких-либо конфликтах с крестьянами, соседями или контрагентами ни разу не упоминает. Не шикует, но и не бедствует - лошадку для поездки выпрашивать не приходится. Сказать, что из сил выбивается и костьми ложится - тоже будет неправдой.
Да, может быть, скучновато девице в провинции. Но в остальном образ прямо-таки архетипичный для русской литературы. Начиная с мамаши Лариной, которая в своем имении и по работам езжала, и грибы солила, и рекрутским набором ведала - до тургеневских героинь, твердой рукой и ведущих, и приумножающих свое хозяйство. Вспомните хоть непробиваемую Одинцову из "Отцов и детей", хоть демоническую Полозову из "Вешних вод".
А сколько вдовушек чином пожиже тоже жили "своим домком" да радовались, иной судьбы и не желая - и не перечислить!
Так почему же Соня Серебрякова не может жить да радоваться? Да, у нее неразделенная любовь. Но мало ли такого на свете случается?
Однако и от этой любви можно потянуть важную ниточку. Почему совсем юная Соня влюбилась в немолодого, пьющего, не брезгующего легкими интрижками мужчину? - Да потому, что других, хоть сколь-либо привлекательных кандидатов, вокруг нет! Этот хоть образованный, интересное хобби имеет. Манеры какие-никакие. А остальные - грубое, сиволапое мужичье да замшелые провинциалы, общения с которыми и крепкие мужчины не выдерживают!
Ситуация безвыходная? - Не скажите!
Вспомните, как ее разрешила та же матушка Ларина, заметив, что с дочкой что-то неладное творится? Собралась со средствами, призаняла деньжат, да и двинулась в столицу, "на ярмарку невест". И в первую же зиму дочку пристроила наилучшим образом! Заодно лишняя дурь из дочкиной головушки в столице быстро вылетела.
Что же мешает Соне поступить точно также? - А мешают совместные, слаженные усилия всех Сониных родственников! Которым превращение девушки в безропотную рабочую лошадку очень выгодно. Про отца-профессора и бабушку, "просвещенную" вдову сенатора, мы уже говорили.
Но ведь и дядюшка, стенающий о своей загубленной в глуши жизни, тоже пальцем не шевельнул, чтобы показать племяннице другой путь. Или выделить ей (из ее же, обратите внимание!) средств, хоть сколько-то свободных денег. Нет, он собой гордится: я не ворую, себе оставляю 500 р, а остальное - зятю! Честный человек! А что тем самым он обворовывает хозяйку поместья Соню - не замечает.
И молодая мачеха, видящая и Сонино одиночество, и ее тягу к музыке и другим прекрасным вещам, тоже блюдет свой интерес. Сочувствует вроде - ах, да, дурнушка, но глазки какие добрые... Вместо того, чтобы помочь накупить красивых нарядов, посоветовать поехать в город, выводить в театры и на концерты. Средства-то позволяют. Глядишь, и посимпатичнее Соня стала бы, и человека по сердцу встретила.
Но нет. Ведь Елена Андреевна тоже живет на деньги от Сониного имения. Сама-то она в глуши жить не хочет. И идти в народ учить-лечить не хочет. Для этого, что ли, консерваторию заканчивала? Не обязана, раз душа не лежит. Помаялась полгода да и убедила мужа опять в город переехать. А Соня пусть остается работать. Всем на красивую жизнь денег не хватит, Боливар не вынесет двоих.
Вот и ответ, почему Соня несчастна, почему работа для нее превращается в трагедию. Потому, что результатами своих трудов она пользоваться не может. Ее специально так воспитали, подавляя в зародыше чувство собственного достоинства и возвеличивая жертвенность. Выйти из упряжки ей не дадут.
Собственно, у всех работающих героев и героинь Чехова две основные причины для страданий. Либо они неправильно представляли будущую деятельность, руководствовались иллюзиями. Либо результаты их труда присваивают другие.
Кстати, если вдруг вы сами не удовлетворены своей работой - подумайте: к какой категории вы относитесь?
Еще на канале по теме: