450 лет назад, 11 марта 1544 года, в Сорренто родился будущий итальянский писатель, драматург и философ Торквато Тассо, один из самых знаменитых поэтов эпохи Возрождения.
Судьба Торквато Тассо трагична, полна взлетов и падений, интриг, злоключений и славы. Приближенный к сильным мира сего, поэт в полной мере познал горькую долю придворного служения и заплатил за нее высокую цену.
Наиболее известный труд Торквато Тассо – поэма «Освобожденный Иерусалим», посвященная событиям первого Крестового похода 1099 года. Произведение стало для поэта роковым, он работал над ним 20 лет (1559-1575(81). Первое издание поэмы состоялось в 1580 году без разрешения поэта, в 1581 году – первое авторское издание. «Освобожденный Иерусалим» стал главным поэтическим трудом Торквато Тассо. Ничего равного по силе этого шедевра поэту создать не удалось. В расцвете славы Тассо поразил душевный недуг. Тяжелейшим испытанием стали семь лет проведенные поэтом в госпитале для умалишенных. Его называли «мудрым безумцем» или «поэтическим безумцем». Он скончался в 1595 году, не дожив до намеченного коронования на Капитолийском холме, так и не получив при жизни лавровый венок величайшего поэта современности.
Тассо посвящали стихи Гете (драма «Торквато Тассо») и Байрон («Жалоба Тассо»), его произведения вдохновляли таких композиторов, как Монтеверди, Вивальди, Гендель, Гайн и другие. Судьба Торквато Тассо многократно отображена в истории живописи.
Для русской культуры XIX века характерна идеализация образа Тассо, как романтического героя-рыцаря, гения-страдальца, ставшего жертвой власть имеющих. В русской литературе к образу Торквато Тассо обращался Нестор Васильевич Кукольник. Ему принадлежит пьеса «Торквато Тассо: Большая драматическая фантазия в стихах» (1830 -1831 гг.)
Николай Алексеевич Некрасов также был горячим поклонником творчества писателя. Путешествуя по Италии осенью 1856 года, Некрасов посетил госпиталь св. Анны в Ферраре, где поэт провел страшные семь лет заточения.
Из письма Некрасова к И. Тургеневу от 3 октября 1856 года, Рим:
«…кроме природы, все остальное производит на меня скорее тяжелое, нежели отрадное впечатление. В Ферраре забрел я в клетку, где держали Тасса, и целый день потом мне было очень гадко. Вся стена исцарапана именами приходивших взглянуть на тюрьму Тасса (то-то много ему от этого радости!). Я не посмел нацарапать своего имени там, где, между прочим, прочел имя Байрона, а хотелось».
В Мемориальном музее-квартире Н.А. Некрасова хранится гравюра, изображающая поэта в момент встречи со своей сестрой Корнелией «Тассо, по возвращении из Рима, узнанный своей сестрой» (Ж-Б.А. Карнилье (Cornilliet) c оригинала Никеза де Кейзера).
Экспонат поступил в Мемориальный музей-квартиру Н.А. Некрасова в дар от Н.П. Лесникова в 1971 году. К Лесниковым гравюра перешла от друга семьи — доктора французского театра в Санкт-Петербурге, Казимира Альбертовича Воловского, который приобрел данную вещь в начале 1878 года на аукционе в квартире поэта. (После кончины Н.А. Некрасова 27 декабря 1877 года, в начале 1878 года, был проведен аукцион, на котором имущество поэта, находившееся в квартире на Литейном, было распродано). На аукционе К.А. Воловский приобрел не только гравюру, изображающую Т. Тассо, но и портреты Байрона, Гейне, Беранже, Гете, Шиллера и Вальтера Скотта, а также пять деревянных черных рам к ним. Все эти вещи Воловский презентовал семье Лесниковых.
Исходя из истории экспоната, можно утверждать, что гравюра в свое время находилась в квартире на Литейном. В данное время «Тассо, по возвращении из Рима, узнанный своей сестрой» можно увидеть в исторических комнатах Н. А. Некрасова, как и портреты его любимых поэтов, облаченные в те самые деревянные черные рамы, что и при жизни Николая Алексеевича Некрасова.
Автор текста - Ю.В. Васильева, хранитель музейных предметов 1 категории.