Начало ЗДЕСЬ
В 1793 году в Черноморском Войске числилось 12.669 мужчин, а с семьями около 20 000 человек. Немедленно по прибытии на Кубань Черноморцы заняли кордонную линию по Кубани, а курени были поселены на самой линии вблизи Кубани.
Сурово встретил Черноморцев пустынный Кубанский край. Вследствие недостатка продовольствия, непривычных климата и воды, развилась громадная смертность, унесшая 15% черноморцев, и в то же время эпизоотия погубила половину всего скота, что сильно подорвало и без того незавидное их материальное положение. Необъятная степь поглотила эту незначительную кучку людей. И в самом деле, на пространстве 30.691 кв. верст в 1795 году оказывалось всего до 25.000 душ, т. е. на квадратную версту не оказалось даже и по одному человеку. Трудно было жить при таких условиях.
Тем не менее черноморцы в 1794 году построили гор. Екатеринодар и 40 куреней. Впоследствии это станицы с теми же названиями, какие были в Запорожье, кроме двух новых: Екатериновского и Березанского. Все эти курени существовали до Российской революции 1917 года в виде огромнейших станиц, но каковы они были в первое время, это трудно себе представить. Вместо домов были землянки и мазанки, лишенные самых элементарных удобств, и даже церкви были под камышовой крышей.
Крупные неурожаи, посетившие край вначале, совершенно обессилили и изнурили Войско, а тут еще понадобилось защищать всеми наличными силами свой край от набегов воинственных закубанских горцев, во много раз превосходивших черноморцев своею численностью.
Только около четырех лет сначала черкесы жили в мире с черноморцами. Уже в 1796 году черкесы вынудили черноморцев с оружием в руках выступить против них, и с тех пор началась война, длившаяся 70 лет.
Несмотря на все невзгоды, встреченные черноморцами на новом месте, они не забыли духовного просвещения. Когда они только высадились на Тамани и не имели еще ничего, кроме нескольких хат, мы у них встречаем школу, помещавшуюся в доме, где жили причетники. В первые же годы они построили десять церквей, а для изувеченных и престарелых казаков была основана пустынь с келиями.
В 1704 году Войсковым Правительством был издан акт под названием «Порядок общей пользы», заключавший в себе организационные начала по управлению Войском, землепользованию и расселению. Акт этот был подписан Кошевым Атаманом Чепигою, Войсковым Судьей Головатым и Писарем Котляревским. Войсковая Рада этим актом не предусматривалась и с тех пор до 1906 года не собиралась.
Войско было разбито на 5 округов и в них 40 куреней. Для бездомных решено было построить бараки в Екатеринодаре, который был заложен в том же 1794 году. В куренях были выборные куренные атаманы, избираемые на один год.
Казакам и старшинам разрешалось заводить собственные дворы, хутора, мельницы, при них сады, виноградники, хлебопашество, скотоводство и, где можно, рыболовные заводы.
В виду неудобства расположения куреней на кордонной линии, было разрешено перенести их вглубь края. Большинство из них было перенесено, а впоследствии некоторые из них меняли свои места.
В виду большой напряженности службы по охране границы, войсковое начальство в разные периоды времени ходатайствовало об увеличении населения путем переселения. Так первое переселение состоялось по ходатайству Атамана Бурсака, и в период 1809-1811 годов в Черноморию было переселено из Полтавской и Черниговской губернии 41.534 человека. Из них 22.206 мужчин. Второе переселение было произведено по ходатайству Атамана Матвеева в 1821-1825 годах из тех же Полтавской и Черниговской губерний в количестве 48.392 человека, из коих было 25.627 мужчин. Третье и последнее массовое переселение на Черноморье было произведено по ходатайству Наказного Атамана Рашпиля, когда в 1848-1849 годах из Харьковской, Полтавской и Черниговской губерний было переселено 14.227 человек.
В виду большой напряженности службы по старым, часто основывали новые курени. Поселение иногороднего населения начальством не поощрялось, и на территории Войска таковых находились лишь единицы.
Переселившись на Кубань и неся кордонную службу, Черноморцы занялись сельским хозяйством. Отношения с горцами были хорошие поначалу, а затем нарушились черкесами и перешли постепенно в Кавказскую войну, длившуюся до 1864 года.
Начиная с первого года поселения на Кубани, Войско Черноморское грудью своею защищало границу России от набегов воинственных горцев и участвовало в походах за Кубань. Кроме того, Черноморцы послали свои полки в Польшу и Персию. В 1794 году два полка под командой Кошевого Атамана Чепиги ходили в Польшу, а в 1796 году два полка под командой Войскового Судьи Головатого были командированы в Персию, где Головатый умер в 1797 году. За две недели до его смерти умер на Кубани Кошевой Чепига, вместо которого был избран атаманом Головатый, но известие об этом не застало его в живых.
27 июня 1797 года Император Павел 1-й назначил Войсковым Атаманом Тимофея Котляревского. Этим актом было упразднено выборное начало в Черноморском Войске.
С 1801 года к Черноморскому Войску стали применять «Положение о Донском Войске». В этот же год Войсковое Правительство было заменено Войсковой Канцелярией. В это время Войсковым Атаманом был Ф.Я. Бурсак, стоящий во главе Войска 1799-1816 годы. Его 17-тилетнее атаманство ознаменовалось почти беспрерывными боевыми столкновениями с черкесами, которые делали набеги, переходя Кубань во многих местах, между тем как Черноморцы были стеснены распоряжением Павла 1-го от 1798 года, которым им было запрещено переходить через Кубань.
Таким образом черкесы были свободны в своих действиях и не боялись возмездия. Только по особым распоряжениям из Петербурга Атаман Бурсак с казаками переходил Кубань и наказывал черкесов, виновных в нападениях.
После Атамана Бурсака, с 1816 по 1827 год во главе Черноморского Войска стоял Войсковой Атаман полковник Г. К. Матвеев, который был шестым атаманом Черноморского Войска. Г. К. Матвеев происходил из крепостных графа Разумовского, от которого он бежал к черноморцам во время Второй Турецкой войны. Участвуя в ряде сражений, он быстро выдвинулся среди черноморцев, как храбрый казак, и стал видным членом казачьего товарищества. Он участвовал в поражении турецкого флота под Очаковом, в штурме Очакова, во взятии Бендер и штурме Измаила. За боевые отличия он был в 1790 году произведен в хорунжие.
С переходом на Кубань, Матвеев попал в отряд Головатого, отправленный в 1796 г. в Персию, и там был произведен в есаулы.
В 1807 г. Матвеев в составе Сводного Черноморского полка участвует в походе за Дунай, а после того, как был убит командир полка, в чине войскового старшины вступает в командование полком. За выдающиеся боевые подвиги он награждается несколькими орденами и чином полковника. По окончании войны полковник Г. Матвеев возвращается с полком на Кубань, сдает командование полком и откомандировывается в Войсковую канцелярию, в которой и находится до своего назначения в 1816 году Войсковым Атаманом Черноморского Войска.
Насколько удачна была карьера Матвеева в строю, настолько неудачна в годы атаманства. Началось с того, что родовитая черноморская старшина отнеслась весьма недружелюбно к его назначению атаманом и считала это несправедливым. И так как среди чиновой старшины Черномории Матвеев не пользовался ни симпатиями, ни авторитетом, — это была одна из главных причин неудачного его атаманства. Вторая причина — мягкость его характера и некоторая нерешительность, что учли горцы и стали дерзкими в своих набегах на Черноморье.
Атаман Матвеев усилил кордоны, но недостаточно, невидимому не желая подрывать экономическое состояние края, что было неизбежно при большом боевом напряжении черноморцев. Он просил высшее начальство прислать ему на усиление армейские части, ждал этой помощи, ее не получал, а черкесы делались все смелее, разоряли край, грабили казачье имущество, убивали население и уводили в плен. Народ начал роптать.
В это время Командующим Кавказским корпусом был известный генерал Ермолов, человек решительный и требовательный. Ему было подчинено Черноморское Войско, а его деятельность на Кавказе совпала с годами атаманства Матвеева.
Зная слабость атамана Матвеева, Ермолов назначил командующим Черноморской кордонной линией хорошо известного ему генерала Власова, с подчинением ему в военном отношении атамана Матвеева. Положение Черноморского Войска оказалось весьма тяжелым. Ермолов был требователен, Власов решителен, горцы дерзки, и для укрощения их от Черноморского Войска требовалось чрезмерное боевое напряжение.
Немедленно по прибытии на Кубань, вступив в должность командующего Черноморской линией, Власов повел энергичную войну с горцами. 3-го октября 1821 г. Власовым была разбита трехтысячная группа черкесов на Калаусском лимане, близ Петровского кордона, причем больше трети их были потоплены в трясине, взяты в плен один князь и 42 всадника. Власов потерял одного казака убитым, четырех потонувших и 14 раненых. Второй случай был 12 марта 1823 года, когда черкесский наездник Казбич, славившийся своей удалью и отвагой, переправился с 1500 всадниками через Кубань к Тимашевскому куту, намереваясь взять курень, строившийся возле Елизаветинского кордона. Здесь его встретил подполковник Ляшенко с 200 казаками и на подмогу прискакал полковник Шабанец тоже с 200 казаками и двумя пушками. Начался бой, а тем временем Власов с отрядом казаков направился в тыл черкесов, чтобы отрезать им путь отступления. Партия Казбича была разгромлена. Преследовавшие его казаки Ляшенка и Шабанца врезались в толпу горцев, Власов ударил сбоку. Лишь небольшой части горцев удалось уйти, причем сам Казбич был ранен, а сын его убит. Казаки потеряли одного убитым и 18 ранеными, но черкесам удалось увести с собой трех казаков.
За каждый набег Власов жестоко карал черкесов, вторгаясь в их земли, разоряя аулы, угоняя скот, уводя пленных. Одно из таких вторжений и послужило причиной отрешения его от должности Командующего Черноморской линии и предания суду. А дело состояло в том, что в 1826 году, выступив за Кубань с карательной целью, он разорил несколько аулов дружественных России Натухайцев.
Несмотря на весьма напряженную службу и набеги горцев в пределы Черномории, что требовало от войскового начальства много забот и причиняло большие хлопоты, жизнь в крае постепенно налаживалась, как и налаживалась и воинская организация Войска.
От Атамана Бурсака в руки Атамана Матвеева Войско перешло в составе Гвардейской сотни, 10 конных и 10 пеших полков и одной батареи. Войско в военном отношении подчинялось Инспектору Крымской инспекции.
В 1818 г. установлены общие правила наряда казаков на службу. Каждый курень должен был выставлять число казаков пропорционально числу годных к службе казаков, но оставался существенный недостаток комплектования, заключавшийся в том, что в полки назначались казаки из разных куреней, иногда из двадцати. Только в 1823 году, по предложению Атамана Матвеева, Власов изменил этот способ, — и в дальнейшем каждый полк комплектовался только из соседних куреней, не больше, как из шести. В 1819 г. количество Черноморских полков было увеличено до 11-ти.
Говоря о военной организации Войска в годы Атамана Матвеева, необходимо отметить, что в 1824 году впервые официально упомянуто слово «пластун», и упомянул его генерал Власов. Он вызвал охотников из льготных казаков для пополнения кадров «лучших стрелков или пластунов». Таковых явилось 134, и из них была сформирована первая пластунская команда. С этого времени наименование черноморской пехоты пластунами как бы узаконилось.
Население Черномории в первые годы атаманства Матвеева было малочисленно в сравнении с нарядом на службу и понадобилось дополнительное переселение с Украины в 1821-1825 годах в составе 48.392 человека, после которого население Черномории почти удвоилось.
Характерно то обстоятельство, что Правительство зорко следило, чтобы на казачьи территории не проникали на постоянное жительство посторонние люди, и чтобы казаки не уходили из Войска на сторону. Надо отметить интересный случай в 1822 году, когда генерал Власов распорядился никого не выпускать за границу Войска без документов. Вызвано это распоряжение было тем, что несколько черноморских девушек вышло замуж за границу Войска.
Чтобы закончить данные о населении Черномории за время Матвеева, надо отметить два явления: это борьба с хуторянами, число которых все увеличивалось, чем стеснялось землепользование куреней, а второе — борьба с некоторыми старшинами, которые старались завести на своих хуторах крепостных. Как это ни кажется странным и не вяжущимся с казачьим бытом и традициями, в Черномории единичные случаи поселения крепостных были и таковых там в 1823 году числилось 454 человека.
На это обратил внимание Правительства ревизовавший в 1818 году Войско генерад Киселев. Следствием его доклада было Высочайше утвержденное постановление Совета Министров от 19 апреля 1820 года о воспрещении покупать и поселять на Черномории крепостных.
В годы атаманства Матвеева было обращено большое внимание на народное образование. Душой этого дела был протоиерей О. Кирилл Российский, который начал свою просветительную деятельность при атамане Бурсаке. В 1818 году в Екатеринодаре было открыто приходское духовное училище, в 1819 г. была открыта Войсковая гимназия. В то же время по куреням было 11 войсковых низших училищ.
Чтобы закончить краткий обзор атаманства Матвеева, необходимо отметить попытки добычи нефти на Таманском полуострове, которые впоследствии дали положительные результаты.
Атаман Черноморского Войска полковник Г. К. Матвеев умер 9 января 1827 года.
Боевой службой того времени была выяснена необходимость строгой организации Черноморских частей, были установлены штаты полков и старшины переименованы в офицерские чины. Войско во всех отношениях подчинено Военному Министерству. Во главе Войска Наказный Атаман. Войско делится на 3 округа с окружным начальством. Курени названы станицами, в них выборные станичные атаманы.
М. Черныш
Продолжение следует
======================
Электронный научно-практический журнал "Бюллетень инновационных технологий" (ISSN 2520–2839) является сетевым средством массовой информации и публикует статьи по актуальным проблемам гуманитарных и естественных наук
======================