Знавшие Алексея Николаевича Косыгина отмечали его способность достойно выходить из любой ситуации: он умел держать удар, проявлял незаурядные самообладание и выдержку. Эта его черта нашла отражение и в его облике. Он всегда выглядел достойно, даже в не слишком элегантных отечественных костюмах и пальто.
В 60-х классические костюмы были достаточно жесткой формы: с бортовыми прокладками из холста, усиленного конским волосом, в несколько слоев, с использованием ваты. Строгие геометрические линии, жесткие лацканы и плечевой пояс, унифицированный крой лишали мужчин индивидуальности, делали их солидными, но одинаково скучными.
«Впрочем, высокий и стройный Косыгин даже в "цековской униформе" выглядел презентабельно. Костюмы сидели на нем хорошо, и он умел их носить»
Ему, как и другим партийным бонзам, их шили на заказ в спецателье на Кутузовском проспекте. За безликим фасадом этого здания скрывался шедевр фортификации. Оно было сконструировано таким образом, чтобы члены Политбюро не пересекались с просто членами ЦК, а те в свою очередь — с техническим персоналом партии. Впрочем, чтобы не отрывать слуг народа от государственных дел, закройщики снимали мерки у сильных мира сего прямо у них на работе. Обувь для премьера тоже изготавливали на заказ в мастерской, находящейся в Комсомольском переулке у метро «Кировская». Косыгин предпочитал элегантные и легкие кожаные туфли на кожаной подошве, по фасону напоминающие оксфорды plain toe.
На официальных мероприятиях Алексей Николаевич, как правило, появлялся в черных, темно-серых, темно-синих однобортных классических костюмах на двух или трех пуговицах, дополнив их белой сорочкой и спокойно-нейтральными неширокими галстуками в диагональную полоску, горошек, крапинку или в мелкий геометрический рисунок, подобранными в цвет костюма, но отличающиеся по силе тона или по принципу цветового контраста.
«Как и все члены Политбюро, Косыгин носил шляпу»
Иногда «хомбург», с высокой тульей, слегка загнутыми к верху небольшими полями, обшитыми репсовой лентой; в ней он выглядел особенно импозантно, иногда традиционный «трибли». Стоит сказать, что шляпы для советского руководства заказывались в США, в нью-йоркском магазине «Стетсон», и каждый такой головной убор внутри был украшен инициалами его владельца НАК, ААГ, ЛИБ, ЮВА.
Сдержанный, закрытый, не улыбчивый, Председатель Совмина готов был не только к преобразованиям в экономике страны, но и в собственном облике.
«Когда позволяла ситуация, он отказывался от строгой офисной униформы и был не прочь поэкспериментировать со своим имиджем, выбирая вещи неформальные, а подчас и просто экстравагантные по тем временам»
Он носил, например, костюм с двубортным пиджаком на шести пуговицах, который на его поджарой фигуре выглядел весьма эффектно, надевал под классический пиджак рубашку в яркую полоску, сочетая ее с галстуком с крупным рисунком. На отдыхе мог щеголять в белом костюме с черной сорочкой, как какой-нибудь житель Палермо или Неаполя.
Конечно, Алексей Николаевич Косыгин был продуктом своей эпохи и своей среды, ему приходилось соответствовать высокому статусу и окружению. Но ему удалось сохранить свою индивидуальность как в государственном управлении, так и в своем облике.
Хотите узнавать больше об искусстве, дизайне и технологиях? Подписывайтесь на канал РГУ им. А. Н. Косыгина в Дзен: здесь вы найдете тематические авторские тексты и статьи преподавателей университета. За нашими обновлениями следите в социальных сетях: