Подготовку к открытию в Самаре публичной библиотеки начал в 1854-м году губернатор Константин Карлович Грот – горячий сторонник всеобщего просвещения.
В основание легли 200 томов отставного штаб-ротмистра Н.А. Нефедьева и несколько книг из частной библиотеки писателя-баснописца Ивана Дмитриева, размещенные в только что выкупленном у Аристарха Путилова Доме дворянского собрания.
Так же губернатор обратился за помощью в комплектовании фонда в Императорскую публичную библиотеку, Академию наук и к частным лицам. Помимо административного ресурса, действовал личным примером, подарив к открытию, состоявшемуся 1-го января 1860-го года 619 (!) томов, большей частью купленных на личные средства. Спустя 10 лет библиотека вместе с читательским кабинетом, где горожане за символическую плату знакомились с новостям и периодических изданий, переехала в дом купца Василия Шабаева на Алексеевскую площадь, а оттуда в ноябре 1861-го – в Самарскую мужскую гимназию, арендовавшую дом Вощакина на углу Саратовской (Фрунзе) и Заводской (Венцека).
Пестрый социальный состав читателей был представлен всеми классами сословиями – чиновниками, купцами, мещанами, учащимися и крестьянами Кроме художественной литературы, читательский спрос имели труды по естественным наукам, медицине и педагогике. Нуждающиеся могли брать книги на дом бесплатно.
Следующий этап развития связан с именем градоначальника Петра Алабина, постоянно пополнявшего свое детище книжными новинками и лично проработавшего библиотечный устав. Его же стараниями учреждению присвоили имя императора Александра Второго и «переселили» в более подобающее высочайшему наименованию помещение – дом купца Юлия Христензена на главной городской улице Дворянской.
Накануне Февральской революции библиотечные фонды насчитывали 80 тысяч томов. В тревожное время Гражданской войны библиотека продолжала делать свое дело: составляла каталоги, договаривалась с новыми властями о поступлении местных печатных изданий.
Уже в мае 1919-го вновь открылась для читателей под статусом «центральной» и именем в честь уже не самодержца, а Октябрьской Революции. В 1924-м произошел еще один переезд, на этот раз – в здание Самарского университета.
В январе 1939- года библиотека, ставшая Куйбышевской областной, обосновалась в левом крыле Дворца культуры на площади Куйбышева. В годы войны помещения были уплотнены – к библиотекарям подселили аппарат ВЦСПС и московский Метростройпроект. Библиотека обслуживала Президиум Верховного Совета СССР, Наркомат иностранных дел и эвакуированные иностранные посольства.
Свой столетний юбилей библиотека, имеющая миллионный фонд и свыше 40 тысяч читателей, встречала в тех же арендованных помещениях на площади Куйбышева.Необходимость в собственном здании была очевидна, и в 1967-м году московский институт имени Б.С. Мезенцева приступил к проектированию. Изначально строительство планировалось на площади Славы – но затем знаковое место отдали Дому Советов. В итоге решили включить библиотеку в ансамбль проспекта Ленина с его протяженными жилыми домами.
Автор – известнейший советский архитектор, художник, фотограф и дизайнер Андрей Гозак считал проект куйбышевской библиотеки одной из самых важных своих работ: «Здание предполагалось возвести на плоском квадратной формы участке, ограниченном с двух сторон стандартными 8-этажными жилыми домами.Трем соединенным между собой кубическим объемам (в двух находились читальные залы, а в третьем - книгохранилище) были приданы достаточно монументальные и одновременно экспрессивные формы, чтобы выделить библиотеку из окружения, подчеркнуть ее особую роль в застройке».
А.П.Гозак, будучи поклонником и исследователем творчества знаменитого финна Алвара Аалто, как видим, вдохновлялся его идеями. По замыслу автора, отделанные темно-синей керамикой фасады должны были контрастировать со светлыми интерьерами. Солнечный свет в залы должен был поступать через стены-витражи, оконные проёмы в эркерах и систему пирамидальных фонарей на крыше.
Яркий проект был утвержден, строительство началось, а затем из-за проблем с финансированием остановилось, и пошел знаменитый советский долгострой!
Завершения пришлось ждать почти 20 лет, и в итоге без авторского надзора основная идея - контраст насыщенных фасадов и светлых интерьеров – реализована не была, первоначальная идея инсоляции сохранилась лишь на нижнем этаже, от фонарей на крыше отказались, вместо частого ритма окон в читальных залах сделали сплошное остекление, а фасады облицевали известняком.
Тем не менее, по мнению архитектурного сообщества, здание библиотеки стало лучшим из построенных в СССР. Обладало всеми признаками объекта культурного наследия и образца архитектуры модернизма. Оставалось дождаться 40-летнего возраста – минимального, когда, по закону, статус может быть присвоен.
Библиотека, переехав наконец в 1989-м в собственное здание, работает в нем по сей день. Проводит множество массовых социально-значимых мероприятий – лекции, экскурсии, творческие встречи с писателями, конкурсы, презентации, литературно-музыкальные вечера.
В начале 2010-х общественность обеспокоили начавшиеся «реконструктивные работы», проводимые, по мнению специалистов, вне правового поля и могущие «привести к исчезновению для будущих поколений уникального и ценного сооружения - нового памятника архитектурного наследия ХХ века». Несмотря на протесты, «реставрация» продолжилась.
Известняковую облицовку заменили близким по тону керамогранитом – и уникальное модернистское здание, по мнению горожан, стало напоминать периферийный торговый или офисный центр.
Использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете