В Самаре на улице Алексея Толстого,50 имеется интересный памятник культуры, бывший в свое время важной частью самарской жизни. Называется он «Дом Дворянского Собрания».
Поскольку Екатерина II еще в 1775-м году обязала дворян участвовать в общественной жизни страны, то при образовании в январе 1851-го года новой Самарской губернии сразу же образовалось и новое дворянское общество. Первое Дворянское собрание в губернской столице состоялось 18 мая 1851-го года. Присутствовали на нем 24 дворянина, а председательствовал Аристарх Азарович Путилов
Что за человек был? Родился в 1792-м году в помещичьей семье в селе Путиловка Симбирской губернии. Образование получил только домашнее, а в 16 лет поступил на военную службу в Рыльский пехотный полк. Через 10 лет службы был уволен в чине штабс-капитана с формулировкой «за болезнею» . Видимо, болезнь через краткое время отступила, так что Аристарх Азарович вскорости женился и вместе с супругой обзавелся 13-ю(!) детьми. Гражданская карьера Путилова была связана с Самарой – Аристарх Азарович свыше 20 лет был смотрителем первого в Самаре учебного заведения – Уездного училища (на месте нынешней школы №1 – Степана Разина,22). Надо думать, человек был ответственный и преданный службе, поскольку согласился взять на себя обязанности Предводителя дворянства, хотя ему было тогда почти 60 лет – по тем временам немало!
Первоначально Дворянское собрание арендовало помещения у самарских домовладельцев - сначала у купца Василия Шабаева, потом переехали к купчихе Синягиной, затем – к титулярному советнику Р.А. Даненбергу. Переезды были утомительными и сопровождались склоками между купцами за право сдачи в аренду своих домов.
Утомленные разборками дворяне пришли к кардинальному решению – купить собственное здание! А у кого купить? Да у своего же предводителя! Надо сказать, Аристарха Азаровича эта идея не обрадовала. Дом он строил для себя, мечтая встретить старость в красивом особняке с видом на Волгу. Долго сопротивлялся, писал открытые письма в самарские газеты с жалобами, что у него ««ласково отбирают мечту его семейства – собственное гнездышко». Но в итоге, что называется, корпоративные интересы возобладали над личными, и дворянин Путилов продал свой еще не достроенный особняк Собранию.
Опять же, помимо чувства общественного долга, сыграла роль и высоченная цена – 25 тысяч рублей. (Для сравнения – построенный через 50 лет особняк уже другого предводителя дворянства – Александра Наумова – из природного камня , с дорогой отделкой, собственной электростанцией, садом, оранжереями и домами для персонала – обошелся в 15 тысяч рублей) То есть отказаться от сделанного ему предложения Путилов не смог!
Что же касается путиловского особняка – разрабатывал проект и руководил стройкой тогдашний главный архитектор Самары Андрей Иванович Мейснер. По общему признанию, это была его лучшая работа и, пожалуй самый яркий образец классицизма в Самаре. Здание имело четкий монолитный объем, симметричные фасады. Со стороны улицы вход был оформлен четырехколонным накладным портиком, а дворовый фасад был украшен огромным выносным портиком, опирающимся на аркаду.
С учетом крутого рельефа, сбегающего к Волге, со стороны улицы здание имело два этажа, а со стороны двора – четыре. Называлось – «дом с секретом». Почему? С стороны улицы Алексея Толстого дом выглядел «просто красиво» а со двора, со стороны Волги, благодаря балкону и колоннам – великолепно! На первом(цокольном) и втором этажах располагались интернат и пансион для детей малоимущих дворян, выше – зал для собраний и вечеров, а самый верхний этаж занимала семья предводителя дворянства.
В 1853-м году бывший особняк Путилова, а теперь уже дом Дворянского собрания был достроен. Долгие годы к 11-ти утра съезжались кареты, и высший свет собирался решать губернские дела. Дворян, кстати, в Самаре много не было – в 1851-м году числилось чуть больше трехсот фамилий. И хочется напомнить, что враг дворян и вождь мирового пролетариата Владимир Ульянов во время проживания в Самаре тоже был в этих списках в ранге самарского помещика!
Какие вопросы решали? Да разные. Рассматривали внутрисословные проблемы, проводили «выставки художников с диспутами», выбирали судебных заседателей, решали вопросы, предложенные правительством, составляли капиталы для сословных нужд. Но заканчивались все собрания одинаково – написанием писем в правительство о «нелегкой службе дворянства» и предложением открыть им счет в банке. Удивительно, но такой счет открывался, и помощь бездействующим дворянам оказывалась! Известно, что после 1861-го года дворянам-помещикам пришлось задуматься, как самих себя содержать. Около 20% дворян открыли собственный бизнес и неплохо зарабатывали. А часть стала государственными нахлебниками. Причем эта часть особенно раздражала обывателей . Газеты подробно описывали устройство пиров «не по средствам», пляски на крыше бывшего путиловского особняка... Чем это закончилось, мы знаем.
Дворянское владение домом закончилось в 1918-м году. В 1920-е годы в нем размещались семьи военнослужащих местного гарнизона, с 1930-х особняк стал многоквартирным домом. В 2015-м здание прошло долгожданную реставрацию (по проекту архитектора Натальи Басс), которую все единодушно считают очень удачной!
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете