Найти тему
The New Historical Magazine

Отсталое государство или Российская империя начала 20 века.

Оглавление

Демонстрация рабочих и солдат
Демонстрация рабочих и солдат

Отречемся от старого мира!

Отряхнем его прах с наших ног!

Нам враждебны златые кумиры;

Ненавистен нам царский чертог!

Рабочая Марсельеза

Часть I: Введение

1. Обзор политической, социальной и экономической ситуации в Российской империи в начале 20 века.

В начале 20 века Российская империя оказалась на рубеже исторических изменений, которые стали предвестниками революционных событий и крупных трансформаций в стране. Взглянем на политическую, социальную и экономическую ситуацию в этот период:

а) Политическая ситуация:

- Российская империя в начале 20 века была монархией, правившейся Николаем II. Только лишь после революции 1905 года и знаменитом Петергофском совещании Николай после уговоров министров согласился на создании Государственной Думы и конституции. В будущем когда начнёт разгораться Февральская Революция, царь откажется от удовлетворения требований бастующих, за что и поплатится в 1918 году.

- Политическая система была охарактеризована централизованной властью, отсутствием политических свобод.

- Оппозиционные движения, такие как социал-демократы и социалисты-революционеры, активно противостояли монархическому режиму.

Редакция "Искры" - рупора социал-демократии.
Редакция "Искры" - рупора социал-демократии.

б) Социальная ситуация:

- Общество было разделено на различные социальные классы, включая дворянство, крестьянство, рабочий класс и интеллигенцию.

- Крестьянство, составлявшее большинство населения, страдало от малоземелья и социальной несправедливости, постоянный голод от которого гибли миллионы, усугублял и без того бедственное положение крестьян.

"От просящих хлеба нет прохода. Окружают повсюду толпой. Картина душераздирающая. На почве голода тиф и цинга. Его величество не верит, что есть голод. За завтраком в тесном кругу он говорит о голоде почти со смехом. Находит, что раздаваемые пособия только деморализуют народ, вышучивает тех, кто уезжает в губернии, чтобы наладить помощь... И такое отношение к бедствию разделяется, по-видимому, всей семьей..."

Царский сановник Ламздорф

-3

- Рабочий класс стал активным участником протестных движений и стачек, требуя улучшения условий труда и жизни. Работали все, от детей до стариков. На спичечных заводах Российской империи на 100 рабочих приходится 15 детей.

в) Экономическая ситуация:

- Экономика Российской империи в начале 20 века была в основном аграрной, с преобладанием сельского хозяйства.

- Промышленное производство было отставшим от западных стандартов, что приводило к низкой производительности и технологическому отставанию. Царское правительство пыталось исправить ситуацию, промышленный рост был, но промышленность все равно отставала от США и Германии.

- Экономические неравенства и социальные противоречия усиливались, что создавало напряженность в обществе. После начала Первой Мировой (Империалистической войны) Социальные противоречия ещё больше возросли, солдаты не понимали, почему они должны воевать за тех, кто катается на яхтах и устраивает балы.

В целом, политическая, социальная и экономическая ситуация в Российской империи в начале 20 века характеризовалась глубокими противоречиями и недовольством населения. Эти факторы стали катализаторами для последующих революционных событий, включая 1905 год и Великую Октябрьскую революцию 1917 года, которые привели к падению монархии и установлению советской власти.

2. Немного историй связанных с голодом в Российской империи.

а) Для особо пострадавшей Самарской губернии должен был обеспечить закупки Алабин, председатель губернской земской управы. Он заключил сделки с двумя хлеботорговыми фирмами: Шихабадова и Дрейфуса. Первый представил в условленные пункты муку формально «5-го сорта», а на деле заведомо гнилую, к употреблению непригодную; второй — зерно с примесью ядовитых семян куколя и других сорных трав, также непригодное. К голодным смертям теперь прибавились массовые заболевания и гибель людей отравлений. Оказалось, Алабин получил от поставщиков взятки. Он предстал перед судом в Московской судебной палате. Оправдывался «неумелостью». Обвинитель А. Ф. Кони отверг довод, заметив, что обвиняемый прослужил 48 лет, занимая такие должности, как управляющий палатой государственных имуществ, посол в Болгарии, городской голова в Самаре и т. д. Обвинитель предостерег суд от мягкого решения, ибо «такой прецедент был бы опасен»: он открыл бы возможность «относиться к общественному бедствию легкомысленно, невнимательно, высокомерно или бездушно... уходить из-под карающей длани закона и драпироваться в удобную и безопасную мантию неумелости». Но именно со ссылкой на «неумелость» суд вынес Алабину оправдательный приговор.¹

б) В середине 50-х годов в Нью-Йорке была издана книга бело-эмигранта А. Н. Наумова, бывшего в 1915—1916 гг. министром земледелия. Наумов председательствует в Особом совещании по продовольственному снабжению, которое занято той же проблемой. «И что же мне пришлось увидеть? —спрашивает он. И отвечает: — Россия фактически не вылезает из состояния голода то в одной, то в другой губернии, как до войны, так и во время войны». По-прежнему подвергаются «мучению голодом» знакомые ему и Саратовская, и Симбирская, и Казанская, и Уфимская губернии... Все так же процветают спекуляция хлебом, хищничество, взяточничество; «комиссионеры, поставляющие зерно, наживают состояния, не отходя от телефона».

Голод в России, 1910 год.
Голод в России, 1910 год.

Часть II: Политическая обстановка.

Политическая обстановка в Российской империи в начале 20 века была напряженной и характеризовалась рядом особенностей, которые стали предпосылками для последующих революционных событий. Основные аспекты политической ситуации в это время:

а) Оппозиционные движения:

В начале 20 века в России активно действовали различные оппозиционные силы, включая Рост политической активности:

Эти группы стремились к политическим реформам, свержению монархии, установлению конституционного строя и улучшению условий жизни населения.

б) Рост политической активности:

В начале 20 века в России наблюдался рост политической активности населения, включая массовые протесты, стачки и революционные движения. Эти проявления политической активности свидетельствовали о растущем недовольстве населения и стремлении к переменам.

в) Реакция монархии:

Монархия реагировала на политические требования жесткостью и подавлением оппозиционных движений, что только усиливало напряженность в обществе.

Поговорим о репрессиях царского режима.

Трупы блуждают в морской ширине,
Плещут волнами зелеными...
Связаны руки локтями к спине,
Лица покрыты мешками солеными...
Там, над водою, спокойно красуется
Царский дворец — Петергоф...
«Где же ты, царь? Покажись, выходи
К нам из-под крепкой охраны!
Видишь, какие кровавые раны
В каждой зияют груди?»
Трупы плывут через Финский залив,
Серым туманом повитый.
«Царь Николай, выходи на призыв
С мертвой беседовать свитой»

Матросская баллада "Царские гости"

а) Начнём с приказа генерал-майора Рауха²:

-5

Так решили расправится с матросами крейсера "Память Азова".

б) 21 сентября 1906 г. генерал-лейтенант Адлерберг, кронштадтский комендант, приказывает вывезти за крепостной обвод 19 матросов, приговоренных военным судом к расстрелу. На пароходах "Минер" и "Артиллерист" их под конвоем доставили на отдаленный пустырь, к месту казни; распоряжается полковник Турбин. Положено каждого осужденного привязать к столбу. Турбин решил сделать "дешевле и проще". Он натянул поперек пустыря на высоте пояса канат, "нанизал" на него всех девятнадцать. Залп. Одни привязанные к канату убиты наповал, другие ранены, третьи невредимы. Кто еще в живых, те рвутся в стороны, судорожно бьются в узлах каната. Поскольку Турбин, экономя, выдал только по два патрона, солдаты могут выстрелить еще лишь раз. Турбин подал команду ко второму (последнему) залпу.³

-6

в) Министр внутренних дел П. Н. Дурново 12 февраля 1906 г. рассылает всем губернаторам циркуляр, гласящий: Особое внимание обратить на крамольную пропаганду среди населения, в том числе среди крестьян. Извлечь из деревень всех студентов, земских служащих и шляющихся без надобности евреев. Бросить их в тюрьмы. Земским начальникам не дозволять никакого неповиновения властям.⁴

г) генерал Шейдеман 19 декабря того же года требует: Пройти Пресню, истребляя всех, не арестовывая никого. В свою очередь полковник Мин, огнем прокладывая себе путь через Пресню, издает приказ по полку, основной пункт которого таков: Арестованных не иметь, пощады не давать.⁵

д) Одесса. Октябрь 1905 г. Градоначальник Нейдгардт. Тот самый, который в юности служил в одном полку с престоло наследником Николаем. Прелюдией к погрому было здесь его воззвание к населению, увенчанное прозрачной концовкой: Вчера с утра по приказу забастовщиков закрылись в нашем городе аптеки, а в некоторых заранее назначенных ими пунктах будущих баррикад открыты перевязочные пункты. Кто же все это организовал, и предвидел, и подготовил? Вы это знаете. Что вам делать — решайте теперь сами, люди благонамеренные! Сигнал понят. Разрешение дано. Черносотенцы выходят на «патриотическое» шествие с трехцветными флагами и портретами царя к дому градоначальника. Нейдгардт появляется на балконе и возглашает: «Спасибо, братцы!» Внизу затянули гимн «Боже, царя храни». Толпа, распадаясь на группы, устремляется в близлежащие улицы. Начинаются нападения на прохожих, битье витрин, грабежи и поджоги в магазинах и жилых домах, причем без особенного разбора — ив еврейских, и в православно-христианских. Дикость разгула — звериная: калечат и убивают безвинных, вспарывают животы, проламывают черепа, детей ударами головой о стену убивают, выбрасывают с высоты этажей. Кое-где наспех созданная рабочая самооборона пыталась остановить бойню, но безуспешно: полиция и воинские отряды ограждают громил; то и дело падают на мостовую защитники, подкошенные казенной пулей. Четыре дня — с 18 по 22 октября — длилась расправа. Было убито 500 человек, ранены тысячи, разграблено и разрушено свыше полутора тысяч жилищ.⁶

е) На докладе уфимского губернатора о расстреле рабочей демонстрации и о гибели под пулями 47 человек Николай надписывает: Жаль, что мало.⁷

ё) В трехэтажном здании управления Сибирской железной дороги в Томске — митинг демократической общественности. По сигналу губернатора Азанчевского-Азанчеева черная сотня окружила и подожгла здание. Все три этажа охватило пламя. Гасить огонь запрещено. Итог провокации чудовищный: погибло 1000 человек.⁸

Часть III: Социальные проблемы.

1. Положение рабочих.

Рабочие страдали от низкого уровня жизни, плохого жилищного обеспечения, отсутствия медицинского обслуживания и образования для себя и своих семей.

Многие рабочие жили в переполненных и неблагополучных жилых условиях, что усугубляло их социальное положение.

Рабочие начали организовываться в профсоюзы и другие рабочие организации для защиты своих интересов и требований. Они проводили стачки, массовые протесты и демонстрации, требуя улучшения условий труда, повышения зарплаты и сокращения рабочего дняВ целом, положение рабочего класса в Российской империи начала 20 века было сложным и характеризовалось низким уровнем жизни, тяжелыми условиями труда, социальными проблемами и стремлением к улучшению своего положения через организацию, протесты и участие в революционных событиях.

-7

Тут стоит поговорить и о расстрелах рабочих демонстраций.

а) Ленский расстрел.

3 марта 1912 года рабочими Ленского золотопромышленного товарищества, недалеко от города Бодайбо (Иркутская обл.), Российской Империи, были выдвинуты требования к английским и российским капиталистам о повышении условий труда. Вот некоторые из них:

- Улучшить жилищные условия рабочих (холостым — одна комната на двоих, семейным — одна комната).

- Улучшить качество продуктов питания (Не редки были случаи попадания гнилых продуктов на стол);

- Увеличить жалование на 30%;

- Установить 8-часовой рабочий день. В предпраздничные дни — 7-часовой;

- Отменить штрафы;

- Не принуждать женщин к труду.

Требования не были выполнены, а вместо этого были арестованы организаторы забастовки. 4 (17) апреля в знак протеста с требованиями освободить организаторов, вышло более двух тысяч рабочих, по которым открыла огонь жандармерия. Было убито 270 и ранено 250 рабочих.

б) Кровавое воскресенье.

9 (22) января 1905 года в Петербурге произошло Кровавое воскресенье — варварский расстрел мирной демонстрации рабочих и крестьян царскими властями. В России началась революция.

Непосредственный свидетель Кровавого воскресенья, пролетарский писатель М. Горький писал:

«Рабочие проявляли сегодня много героизма, но это пока еще героизм жертв. Они становились под ружья, раскрывали груди и кричали: «Пали! Все равно жить — нельзя!»

Также о положении рабочего писал и Л.Н. Толстой.

"Обращаюсь я естественно к русским рабочим, среди которых живу и которых знаю больше, чем рабочих других стран. Но надеюсь, что и рабочим других стран могут быть не бесполезны некоторые из моих мыслей. То, что вы, рабочие, вынуждены проводить всю жизнь в нужде и тяжелой, ненужной вам работе, тогда как другие люди, ничего не работающие, пользуются всем тем, что вы делаете, что вы рабы этих людей, и что этого не должно быть, это видит всякий, у кого есть глаза и сердце."
Лев Толстой среди рабочих
Лев Толстой среди рабочих

2. Положение крестьянства.

Крестьянство в Российской империи начала 20 века составляло значительную часть населения и играло важную роль в социальной и экономической жизни страны. Вот основные аспекты положения крестьянства в это время:

а) Земельные отношения:

- Крестьяне имели ограниченные права на землю и часто сталкивались с недостатком земельных угодий для обеспечения своих семей.

б) Экономическое положение:

- Крестьяне часто жили в нищете и сталкивались с экономическими трудностями из-за ограниченного доступа к земле, низких цен на сельскохозяйственную продукцию и высоких налогов.

- Они работали на земле в тяжелых условиях, часто используя устаревшие методы сельского хозяйства.

- Из-за проблем с неурожаем они вынуждены были идти кулаку, на которого и батрачили в тяжёлых условиях. Я считаю, что стоит напомнить, кто такой кулак:

"Выручая крестьянина в нужде, ссужая его деньгами или товаром в трудную минуту, кулак безбожно дорого заставляет оплачивать свои услуги и поглощает сам львиную долю пользы, извлеченную мужиком из предоставленного ему кредита. Несмотря на это, он усваивает себе высокомерный и повелительный тон в обращении, требует рабского повиновения, позволяет себе самое возмутительное глумление и не знает пределов своему самодурству. Все общественные дела на сходе решаются так, как это ему угодно и выгодно, причём никто не смеет и пикнуть против его предначертаний, хотя все отлично понимают как невыгодно такое влияние отражается на хозяйстве. Здесь не место подробно описывать деятельность и приёмы кулаков. Они слишком хорошо известны и достаточно разработаны литературой."

Кошко И.Ф. "Мелкий народный кредит как могучее средство борьбы с обеднением нашего крестьянина".

в) Роль крестьянства в революционных событиях:

- Крестьянство сыграло важную роль в революционных событиях начала 20 века, особенно в революции 1905 года и Великой Октябрьской революции 1917 года.

- Их участие и поддержка революционных движений способствовали свержению монархии и изменениям в политической системе страны.

Таким образом, крестьянство в Российской империи начала 20 века сталкивалось с экономическими, социальными и политическими проблемами, что привело к их активной роли в революционных событиях и стремлению к улучшению своего положения через социальные реформы.

3. Проблемы с образованием и медициной в Российской империи.

а) По данным на 1912 год, на 10 000 человек приходилось 1,3 врача. В связи с ужасной медициной смертность была очень высокой.⁹

Российская империя в 1913 году была на первом месте по рождаемости. Вот только прирост населения был всего 16,9, что меньше чем даже у Австралии. Такой маленький прирост связан с очень высокой смертностью населения, целых 28,6 на тыс. населения.

-9

б) Образование в Российской империи было недоступно для широких слоев населения из-за различных препятствий, таких как высокие расходы, ограниченный доступ и социальные барьеры.

В основном образование было доступно для дворянства, буржуазии и некоторых слоев городского населения.

Главный факт: к 1917 году 75% населения были абсолютно безграмотны.

Часть IV: Национальный вопрос.

Царское правительство Российской империи в начале 20 века было известно своей политикой централизации и притеснения различных национальностей, проживавших в составе империи.

а) Политика ассимиляции:

- Царское правительство проводило политику ассимиляции, направленную на превращение различных национальностей в "русских" и подавление их культурной и языковой самобытности.

- Национальные языки, культура и традиции подвергались давлению в пользу русификации.

б) Ограничения национальных прав:

- Национальные меньшинства в Российской империи сталкивались с ограничениями своих прав, включая право на образование на родном языке, культурные мероприятия и самоуправление.

- Императорское правительство стремилось подавлять любые формы национального сопротивления и укреплять свою власть за счет централизации.

в) Религиозные и культурные притеснения:

- Национальные и религиозные меньшинства, такие как евреи, мусульмане и другие, также сталкивались с притеснениями со стороны царского правительства.

- Они подвергались дискриминации, ограничениям в правах и были изолированы от политической и социальной жизни. Для евреев была выделена "зона оседлости" за черту которой заходить им было нельзя.

г) Национальные восстания и движения:

- Притеснение национальностей способствовало возникновению национальных восстаний и движений в различных регионах империи, направленных на защиту своих прав и свобод.

- Некоторые из этих восстаний, такие как восстание в Польше 1863 года и в Финляндии, были подавлены царскими властями с применением силы.

В целом, притеснение национальностей царским правительством в Российской империи начала 20 века создавало напряженность и конфликты в обществе, способствуя формированию национального сопротивления и стремлений к самоопределению национальных групп.

Витте советовал царю «предоставить евреям равноправие с другими подданными», но, поскольку и у «других подданных» не было прав, беспредметной была речь о каком-то уравнении в правах — все были уравнены в бесправии. В том числе украинцы и белорусы, которым отказано было в праве на национальную культуру и родной язык. В том числе кавказские народы, под кнутом царизма «возгоревшиеся так, что многие заговорили, что Кавказ нужно снова покорять». Впрочем, размышляли некоторые в правительственных сферах, «нужно покорить Россию, тогда нетрудно будет покорить Кавказ и привести к благоразумию окраины. Ничто не могло поколебать убеждения Николая II: все специальные законы, направленные против национальных меньшинств, подлежат не отмене, а усилению.¹⁰

Польское восстание 1863 г.
Польское восстание 1863 г.

Часть V: Заключение.

Из истории Российской империи начала 20 века можно извлечь несколько важных уроков, которые могут быть актуальны и полезны и сегодня:

а) Уважение культурного и этнического разнообразия:

- Важно уважать и поддерживать культурное и этническое разнообразие в обществе, предоставляя равные права и возможности для всех национальных групп.

- Избегание политики ассимиляции и притеснения национальных меньшинств способствует мирному сосуществованию и развитию общества.

б) Значение прав человека и гражданских свобод:

- Урок из истории Российской империи показывает, что уважение прав человека, гражданских свобод и культурных прав является основой стабильного и справедливого общества.

- Гарантирование свободы вероисповедания, языка, образования и самоопределения национальных групп способствует мирному сосуществованию и процветанию общества.

в) Значение образования и просвещения:

- История Российской империи также подчеркивает важность образования и просвещения для развития общества, критического мышления и формирования гражданской идентичности.

- Образование, доступное для всех слоев населения и уважающее культурные особенности различных национальностей, способствует развитию толерантного и разнообразного общества.

Изучение ошибок и проблем прошлого помогает нам избегать их повторения в будущем, строить более справедливое и устойчивое общество, основанное на уважении культурного разнообразия, прав человека.

В завершении, хочу рассказать и о письме Л.Н. Толстого царю Николаю Второму.

«Любезный брат!» — такую, на первый взгляд странную, форму обращения к Николаю 11 избрал Толстой. И сразу вслед за этим пояснение: «Такое обращение я счёл наиболее уместным потому, что обращаюсь к Вам в этом письме не столько как к царю, сколько как к человеку-брату... Мне не хотелось бы умереть, не сказав Вам того, что я думаю о Вашей теперешней деятельности и о том... какое большое зло она можетпринести людям и Вам, если будет продолжаться в том же направлении, в котором идет теперь».Из дальнейших строк адресат мог без труда уяснить себе, что думают передовые люди как о его теперешней деятельности, так и о видах на продолжение чинимого им зла. Толстой пишет Николаю об архаичности тиранического единовластия вообще, о бессмыслице и несправедливости царского самодержавия в особенности. О глубокой несправедливости привилегий и самоуправства паразитических классов, поддерживающих самодержавие и стоящих за царем. Толстой советует царю, во-первых, отказаться от единоличной власти; во-вторых, решительно улучшить положение рабочих, провести отчуждение помещичьей земли и передачу ее крестьянам. Ответить на это письмо Льву "Великому" Николай "Маленький" не захотел.

"Самодержавие, — поучает царя Лев Николаевич, — есть форма отжившая"

Источники:

1. Кони А.Ф. "Бездействие властей при раздаче хлеба голодающим"// Собр. соч.: В 8 т. Т. 2. М., 1966.

2. ГА РФ, ф. 11, оп. 1, д. 8661, л.9, 12.

3. М.К. Касвинов "Двадцать три ступени вниз" стр. 123.

4. Центральный исторический архив Москвы. ф. Канцелярия московского генерал-губернаторв, 1905 г. оп. 6, д. 154, л. 99.

5. Владимиров В. "Карательной экспедиция лейб-гвардии Семеновского полка в декабрьские дни на Московско-Казанской ж. д."

6. Погромы в дни свободы// Каторга и ссылка. 1925. Вып. 46. С. 8-10, 12.

7. Горький А.М. "Материалы и исследования АН СССР: Сб Т.1. М; Л, 1934. С. 57.

8. М.К. Касвинов. "Двадцать три ступени вниз", стр. 152.

9. Вестник бури. "Россия, которую мы потеряли"