Пламя в печи весело трепетало. Поленья громко потрескивали в тишине. Я сидел и смотрел на огонь. Мне с детства всегда нравилось рассматривать, как горят дрова. Я в то время всегда старался сам растапливать печь, и взрослые не возражали.
Зимой в сильные морозы, мы детишки, собравшись в кружок возле печи, и глядя на горящие в печи дрова, рассказывали всякие истории, которые слышали от взрослых и своих сверстников.
Я думал о том, как так получилось, что я, доктор технических наук, оказался тут в тайге на берегу небольшой речушки на золотом прииске в качестве простого рабочего.
Вспоминал 90-ые годы, когда в нашем институте по полгода не платили зарплату, а потом его вообще закрыли. Как встретил на рынке нашего главного инженера, который торговал в палатке. Он важно сообщил мне, что ему удалось купить это место, и теперь он занимается бизнесом.
Думал о том, как мы с женой очутились в маленькой комнатке бывшего общежития, которую нам удалось приобрести после продажи нашей квартиры, чтобы возместить взятые в долг нашим непутёвым сыном деньги, которые он проиграл в рулетку.
Я в то время работал системным администратором в небольшой торговой фирме. Платили мало, но стабильно. Это была удача, когда многие люди оказались без работы. Но потом и эта фирма приказала долго жить.
Хорошо, что я встретил своего однокашника. Он немного поднялся, но остался нормальным человеком. Видя моё положение, он предложил мне поехать поработать на Севере, на золотом прииске. Предупредил, что хотя начальник прииска его давний друг, работать придётся простым рабочим.
- Там за пару сезонов сможешь заработать себе на новую квартиру. Тут же написал другу записку, вытащил бумажник и извлёк 10 тысяч рублей.
- Это тебе на дорогу.
Я начал отказываться, но тогда он предложил - раз так, то даю тебе в долг, вернёшь, когда будет возможность.
И вот я здесь. Начальник прииска посмотрел поданную мной записку и сказал, что мой однокашник ему звонил и рекомендовал меня, как добросовестного работника.
Потом спросил:
- Это правда, что передо мной доктор технических наук?
Я кивнул ему.
- Есть у меня один кандидат наук, вот теперь и доктор появился.
Не волнуйтесь, я буду работать, как все - пояснил я.
А чем в институте занимался - поинтересовался он.
Космической техникой, готовил различные аппараты для полёта в космос - ответил я ему.
Хорошо - сказал начальник прииска - я вас беру, но сразу предупреждаю - у нас 12-ти часовой рабочий день без выходных, весь сезон, а это почти 6 месяцев.
Артель у нас не большая, работаем в глухой тайге, дорог туда нет. Только водным транспортом и на вертолёте. Сейчас грузим на наш пароходик имущество. Через неделю лёд сойдёт, и сразу отправляемся.
Он написал записку и сказал - идите в общежитие, оно напротив, там вам дадут койку. Обратитесь к завхозу, он выдаст спецодежду.
Завтра приходите на пристань, спросите бригадира Максимова, будете помогать в погрузке. Питание по расписанию, бригадир всё вам расскажет - и протянул мне записку.
Всё сложилось удачно. Я приехал как раз к началу сезона. Пароходик был не большим, и погрузка прошла за 4 дня, и я за это время успел познакомиться со всей артелью, которая была немногочисленной, всего 29 человек.
Вот наконец мы прибыли на место. Рабочие быстро расконсервировали оборудование, запустили генераторы, и закипела работа.
Меня определили в первую половину дня на хозработы. Я должен был вставать за час до подъёма, чтобы нагреть в котельной горячей воды для кухни, которую вечером таскал вёдрами из реки.
Затем заполнял водой ёмкость для умывальников и бани. После подъёма топил печи в 5-ти балках, где располагались члены артели. Во второй половине дня помогал убирать породу от драг, пилил на берегу бензопилой сухие стволы плавника и колол дрова.
За весь 12-ти часовой рабочий день нас кормили 4 раза, понемногу, но сытно. Правда, к концу рабочего дня почти у всех только хватало сил, чтобы дойти до кровати.
Меня удивило, что никто не роптал, не возмущался и не жаловался. Видимо, рабочие прекрасно понимали, что заработок будет зависеть от результатов их труда, и они приехали сюда, чтобы заработать.
Плавник рядом с жилыми балками быстро закончился. Я прихватил инструменты и отправился вниз по течению метров на 150. Плавник там лежал большой бесформенной грудой на берегу.
Мне пришлось разбирать брёвна с помощью ломика и бензопилы. Под брёвнами лежал большой валун, который я использовал в качестве опоры, и в конце концов вывернул его из земли.
Под валуном обнаружил два красивых блестящих камня с крупными жёлтыми прожилками. Я был не силён в геологии, поэтому просто сунул их в карман.
Вспомнил о камнях поздно вечером, когда принёс дрова для растопки печи в балок, где у начальника прииска были 2 маленькие комнаты. В одной стояла кровать, в другой стол, стул и две лавки у стен.
Сложив поленья у печи, я посмотрел на начальника. Он сидел за столом, на котором был целый ворох чертежей, топографических съёмок и книг.
Начальник выглядел уставшим. Он рукой показал мне на скамейку напротив него и сказал:
- Не могу понять, по всем признакам ранее проведенных изысканий здесь должны быть богатые золотом россыпи, а по факту мы намываем совсем крохи.
Как будто кто-то до нас, взял здесь всё золото, а нам ничего не оставил - и тяжело вздохнул. Люди работают, не жалея сил, а я не смогу им достойно заплатить.
Чтобы как-то разрядить обстановку я вынул из кармана найденные камни и протянул их ему.
- Вот нашёл. Когда ходил за плавником. Посмотрите, я не знаю что это такое.
Глаза у начальника вмиг просияли. Так это же золотые самородки - вскрикнул он, где их нашёл?
Продолжение следует.