Найти в Дзене
Old school dude

Как Джордж Харрисон сочинял свои песни в «битловскую» эру

Оглавление

«Моя музыка просто остается такой, какая она есть, и все». Джордж Харрисон

Подоспела очередная годовщина «тихого битла» Джорджа Харрисона. Незаурядная личность, явление, своими яркими гитарными штрихами он во многом определял звучание The Beatles. Он никогда не гнался за эффектностью, но обладал врожденным красноречивым чувством мелодии. Его игра на электрогитаре включала в себя элементы кантри, рокабилли и даже джазовые аккорды. Он мог создать незабываемую фразу из двух тактов, которая становилась подписью композиции. Этими средствами он добивался наилучшей подачи любой песни.

Его высокий проникновенный тембр голоса мог пробить любую стену предубеждения, и он удивительно органично встраивался в фирменные вокальные гармонии Fab Four. Именно Харрисон первым из группы увлечётся фолк-роком и Бобом Диланом, а затем и индийской музыкой, что повлияет не только на стилистику «Битлз», но и на всю рок-музыку в целом.

А ещё изумляют его песни – их не спутаешь с песнями Маккартни и Леннона, да и других авторов тоже. У них уникальные фамильные черты, собственный язык композиции и смелые необычные мелодические ходы. Преисполненные мудрости, любви и благодумия, они легко проникали в душу, пробираясь до самых потаённых глубин и вызывая светлые радостные эмоции. Глубочайшие философские темы, обрамлённые в неземные прекрасные мелодии, покорили миллионы людей во всех уголках Земли.

Джордж Харрисон. Фото из открытых источников
Джордж Харрисон. Фото из открытых источников

Не до конца востребованный в своей группе как автор, Харрисон стал первым рок-музыкантом, выпустившим тройной альбом и организовавшим благотворительный концерт. И он был первым «битлом», выпустившим сольный альбом, это был «Wonderwall Music» в 1968 году – амбициозный саундтрек к фильму, сочетающему западный рок и сессии, записанные с традиционными индийскими музыкантами. За ним в 1969-м последовал второй сольный альбом − «Electronic Sound», записанный с помощью первого синтезатора, что было явным музыкальным прорывом. Однако настоящую популярность получил лишь третий − уже «пост-битловский» сольник «All Things Must Pass», ставший «семикратно платиновым» в США и покоривший чарты по всему миру. Именно он окончательно «заткнул» критиков, считавших Джорджа «битлом второго сорта», недостойным талантов Маккартни и Леннона.

Но и в «битловскую» эпоху его композиции были необычайно хороши. Знавал я одну «битломанку», которая так прикипела к творчеству Джорджа, что ещё в доцифровые времена составляла битловские компиляции сугубо из его песен. Давайте обратимся к Джорджу, как сонграйтеру. Я здесь затрону его композиции сугубо эры The Beatles.

«Cry For A Shadow»

Как любой творческий человек Джордж пытался сочинительствовать. История не сохранила его первые опусы, как настоящий художник он «отправлял их в корзину». А вот «Cry For A Shadow» «Битлз» записали в конце июня 1961 года. Сочиненный в основном Джорджем Харрисоном и зафиксированный на первой профессиональной сессии звукозаписи The Beatles, этот необработанный инструментальный бриллиант стал официальным объявлением гитариста в качестве автора песен.

Что ещё более важно, «Cry for a Shadow» была первой оригинальной композицией группы, записанной в студии, и первой, появившейся на пластинке – за шесть месяцев до британского релиза «Love Me Do» в октябре 1962 года. Пьеса была написана совместно Ленноном и Харрисоном в стилистике популярной в те годы группы The Shadows – отсюда и название. Джон импровизировал с аккордами, а Джордж уловил в этой рождающейся гармонии мелодию и вывел её на своей гитаре.

Композиция основывается на простой повторяющейся фразе, разделенной на стаккато, с использованием тремоло, имитации соло-гитары Хэнка Марвина. Есть типичные для The Shadows мелодические басовые партии – такая шутка Джорджа действительно звучала в их стиле. Пьеса, несколько оживленная в средней секции криками Леннона и Маккартни на заднем плане в стиле Джета Харриса, получила неофициальное название «Beatle Вор».

«Мы всегда отпускали шуточки в адрес группы The Shadows, а в Гамбурге мы играли так долго, что имели обыкновение исполнять композицию «Apache», или что там было их хитом. Однажды мы с Джоном дурачились, а у него была новая небольшая гитара «Rickenbacker» с забавным рычагом тремоло. И он начал, а я просто подхватил, и мы сочинили её прямо сходу. Потом мы пару раз ее исполнили, и почему-то записали. Но, на самом деле, это была шутка, поэтому мы назвали ее «Cry For A Shadow»».

Движимая сокрушительной ритм-гитарой Леннона (отсюда и заслуга соавтора) и перемежаемая адскими воплями, песня передала агрессивную точность игры Харрисона в «crude bloom», на полпути между его первой любовью – язвительной сутью богов рокабилли Карла Перкинса и Скотти Мура – и пронзительным звучанием его более поздних соло в «I Saw Her Standing There» и «A Hard Day's Night».

«Don’t Bother Me»

Первая песня Джорджа Харрисона, появившаяся на альбоме The Beatles была написана в середине августа 1963 года, когда гитарист, больной, скрывался в отеле в Борнмуте во время недельной серии концертов. Настроение песни было нехарактерным для The Beatles того времени. «Don’t Bother Me» была задумана как призыв к конфиденциальности, а тон текста отражается в мрачной музыке. «Битлз» потребовалось две сессии, чтобы сделать всё правильно, и в итоге получилась запись с латиноамериканским акцентом и перкуссией Ринго Старра и Пола Маккартни.

««Не беспокой меня» я написал в отеле в Борнмуте, где мы играли летом 1963 года, в качестве упражнения, чтобы проверить, смогу ли я написать песню. Мне было плохо в постели».

Так что уходи,
Оставь меня в покое.
Не беспокой меня.

Такой текст красноречиво говорил о растущем недоверии Джорджа к славе и отчаянной потребности в уединении на фоне безумия его битловской жизни. В то самое время, когда мир падал к его ногам, Харрисон уже писал и пел о своём беспокойстве по поводу успеха и группы, которая сделала это возможным. Самокритика была убийственной:

«Я не думаю, что это особенно хорошая песня; это может быть вообще не песня. Но, по крайней мере, это показало мне, что все, что мне нужно делать, – это продолжать писать, и, возможно, со временем я напишу что-нибудь хорошее...
Раньше я не решался сказать Джону, Полу и Ринго, что у меня есть песня для альбома, потому что в то время я мысленно чувствовал, что пытаюсь конкурировать. И в некотором смысле уровень песен должен был быть хорошим, потому что песни Джона и Пола были очень хороши. Я не хочу, чтобы The Beatles записывали мусор ради меня... только потому, что я это написал».

Но «Don't Bother Me» с её унылыми словами, заряженными лихорадочным ритмом латино-рока, и драматическим эффектом остановки перед припевом была более изощрённой, чем Джордж, как начинающий композитор и автор текстов, мог себе представить в то время. На самом деле «Битлз» потребовалось два дня и 17 дублей, чтобы сделать всё правильно. Первоначально попытка записать песню была предпринята 11 сентября 1963 года, но на следующий день The Beatles вернулись к «Don't Bother Me».

После записи ритм-трека Харрисон дважды записал свой вокал, а Джон Леннон, Пол Маккартни и Ринго Старр добавили перкуссию. Леннон играл на тамбурине, Маккартни ударял по деревянной доске, а Старр играл на арабском бонго. Сам Харрисон подчеркнул мрачную мощь песни коротким, рычащим гитарным соло. Как вспоминал звукоинженер Джефф Эмерик:

«Джордж в студии тратил много времени на разработку соло – ничто не делалось по-настоящему быстро».

«I Need You»

Продюсер группы Джордж Мартин объяснил недостаточную продуктивность гитариста тем, что «никому из нас не понравилось то, что он написал», и Харрисон почувствовал уныние. Где-то со второй половины 1964-го Джордж решил, что с этого момента одна-две песни с его ведущим вокалом на каждом альбоме должны принадлежать его авторству. Теперь наряду с кинокамерой в багаже Джорджа постоянное место занял портативный магнитофон, на который он отныне будет записывать плоды своего вдохновения. В уединении гостиничного номера он ежедневно наигрывал и напевал различные фразы в течение часа, затем воспроизводил запись и выбирал три-четыре фрагмента, которые можно было бы впоследствии использовать.

Его знакомый фотограф из журнала «Тайм» Генри Гроссман вспоминал:

«Однажды Джордж сочинял песню, и он сказал, что у него проблема с подбором слов для стихов». Я спросил: «Почему ты не пользуешься словарем Рогета?» И он уточнил: «Что это?» Тогда я сходил и купил ему этот словарь. Спустя годы я прочитал в одном из его интервью: «После того, как один мой друг подарил мне словарь Рогета, я стал более хорошим сочинителем».

Когда группа в начале 1965 года приступала к съёмкам второго полнометражного фильма «Help!» Харрисон представил на рассмотрение группы две песни «I Need You» и «You Like Me Too Much». Режиссер Ричард Лестер нашёл, что «I Need You» Джорджа вполне уместна для фильма. В итоге она стала его второй композицией, выпущенной The Beatles. Простая, довольно меланхоличная песня о любви была написана для будущей жены Харрисона – Патти Бойд.

Песня обладает характеристиками, типичными для стиля Харрисона – в виде синкопированной мелодической линии и мелодической идиосинкразии. Её ритмическая и тональная структуры чётко идентифицируют это как песню Харрисона. Лирика здесь демонстрирует его «в абсолютно наиболее уязвимом состоянии» и передаёт «горько-сладкую смесь жалобного, неизлечимого отчаяния». Джордж заявляет о своём замешательстве из-за решения своей девушки уйти от него, выражает свою печаль без неё и умоляет её передумать.

Тhe Beatles записали «I Need You» на студии «EMI» в Лондоне 15 и 16 февраля 1965 года.Это были первые записи группы в том году. Песня ознаменовала первое использование группой гитарной педали громкости – предшественнице «wah-wah».

«Think for Yourself»

Харрисон вспоминал:

«Во время работы над альбомом «Rubber Soul» я еще побаивался писать песни, поскольку Джон и Пол писали их с самого детства. Было нелегко вдруг взять и начать писать. Они уже успели этому времени набить руку. Большую часть своих неудачных песен они создали еще до того, как мы впервые попали в студию звукозаписи. А я должен был вдруг взять и начать писать и создавать вещи, которые было бы не стыдно включить в альбом вместе с их замечательными хитами. Это очень трудно».

Тем ни менее, «Think for Yourself» вместе с «If I Needed Somebody» с альбома «Rubber Soul» 1965 года положили начало становлению Харрисона как автора песен, равным Леннону и Маккартни. Считается, что текст песни пропагандирует независимое мышление и отражает стремление The Beatles к более сложным концепциям в своем творчестве на данном этапе их карьеры. Песня предлагала интерпретацию как политического заявления, так и песни о любви.

У меня есть пара соображений
По поводу твоей деятельности.
Ты постоянно врешь, что все будет хорошо,
Стоит лишь нам закрыть глаза.

Среди музыковедов композиция была признана авантюрной из-за степени тональной неоднозначности, которую она использует в параллельных мажорных и минорных тональностях, а также из-за предположения о нескольких музыкальных режимах. Песня отражает влияние Боба Дилана. Сам автор объяснял:

««Think for Yourself», судя по всему, была написана о ком-то конкретном, но прошло уже столько времени, что я не могу толком вспомнить, кто внушил мне этот настрой. Возможно, правительство».

«If I Needed Somebody»

Эта звонкая фолк-роковая жемчужина стала результатом замечательного обмена влияниями между The Beatles и одной из их любимых новых групп – The Byrds. Роджер Макгуинн, Джин Кларк и Дэвид Кросби записывали демо-записи в Лос-Анджелесе как акустическая фолк-группа в 1964 году, когда Макгуинн увидел Харрисона, играющего на вишнево-красной электрической двенадцатиструнной гитаре «Rickenbacker» в фильме «A Hard Day's Night». «Я отнёс своё акустическое пятиструнное банджо в музыкальный магазин», – вспоминал Макгинн, – «и обменял на электрическую двеннадцатиструнку». «Rickenbacker» Макгинна станет фирменным звучанием The Byrds и основным инструментом фолк-рок-революции.

«Битлз» ответили тем же восхищением. Маккартни и Харрисон посетили в 1965-м сессию звукозаписи The Byrds в Лос-Анджелесе. «Мы записывали «She Don't Care About Time» – вспоминал Макгинн. «Я помню, Джорджу очень понравилась вещь Баха в середине, которую я вписал цитатой на «Рикенбакере» в середине. Джордж сказал: «Это здорово. Мне это нравится». Он подумал, что было замечательно, как я вписал это в песню».

Два месяца спустя Харрисон сделал Макгуинну величайший комплимент, когда The Beatles записали «If I Needed Someone» – поразительную смесь интереса Джорджа Харрисона к индийской классической музыке и кристально чистого риффа, адаптированного из песни Макгуинна «The Bells of Rhymney».

В своей автобиографии «I.Me.Mine» Харрисон охарактеризовал песню как набор вариаций на тему аккорда ре-мажор во 2-й позиции: «Слегка передвигая пальцы, можно получить множество небольших мелодий. Подобный гитарный ход или его вариации можно найти во многих песнях, и я поражаюсь, что люди до сих пор отыскивают новые перестановки из тех же самых нот». Но Макгуинну он выразил должное спасибо, отправив запись заранее со словами: «Это для Джима». В интервью Дэвиду Саймонсу Харрисон поведал:

«Я расскажу вам об этой песне. Она былы просто основана на 12-струнном звуке «Rickenbacker». Точно так же, как The Byrds находились под влиянием The Beatles, мы находились под влиянием Byrds».

Позже Джордж сообщал, что написал «If I Needed Somebody» как песню о любви к Патти Бойд.

«Taxman»

Психоделически хард-роковую «Taxman» с острым социально-политическим текстом Джордж написал в то время, когда «Битлз» обнаружили, что находятся в тяжелом финансовом положении. Такие предприятия, как «The Beatles» облагались 95%-ным сверхналогом, введенным лейбористским правительством Гарольда Вильсона:

«Я задумался о том, что приходится отдавать сборщику налогов слишком много денег. Начиная наконец-то зарабатывать деньги, ты радуешься, а потом узнаешь, что существуют еще и налоги. В те времена мы платили девятнадцать шиллингов и шесть пенсов с каждого фунта, а с налогами на сверх прибыль, добавочными налогами и налогами на налоги доходило просто до абсурда: ты словно платил крупный штраф за то, что зарабатываешь деньги. Великобритания отбивала охоту зарабатывать деньги».

Это была первая злободневная песня группы и первое политическое заявление, которое они сделали в своей музыке. Опираясь на музыкальные влияния соула и ритм-энд-блюза 60-х годов, «Taxman» оказала влияние на развитие британской психоделии и поп-музыки в стиле модерн и была признана предшественницей панк-рока. Пол Маккартни исполнил жгучее гитарное соло, а Джон Леннон внёс свой вклад в текст песни. Но по своему содержательному цинизму и резкому ритмическому удару «Taxman» был настоящим триумфом Джорджа Харрисона.

Если отбросить политику, «Taxman» представляет собой важнейшее связующее звено между гитарным лязгом звучания The Beatles 1963-65 годов и зарождающимся великолепием экспериментов группы в области психоделии. В музыкальном плане песня представляет собой скелетон-фанк, прерывистые гитарные аккорды Харрисона с размытыми тонами сочетаются с танцевальным ритмом ритм-энд-блюза; структура предполагает, что он уделял пристальное внимание британским хитам того сезона, таким как «I Got You» Джеймса Брауна и «Somebody Help Me» The Spencer Davis Group.

«Love You To»

Должен признаться, что с годами я всё сильнее проникаюсь этой песней. Сочетание фузза электрогитары, ситара, таблы и тамбуры и вокальной традиции хьяла завораживает даже сегодня, а что, уж, говорить про середину 60-х годов. Это была первая песня «Битлз», полностью отражающая влияние индийской классической музыки. Музыкальное вдохновение Харрисон черпал из работ Рави Шанкара, который стал его наставником по игре на ситаре. По своим лирическим мотивам «Love You To» частично является песней о любви к теперь уже жене Харрисона – Патти Бойд, также включает философские концепции, вдохновленные его экспериментами с галлюциногенами.

«Песню «Love You То» я написал для ситара, потому что ситар звучит так приятно, а мой интерес к нему постоянно усиливался. Мне хотелось написать мелодию специально для ситара. А ещё в ней есть партия для таблы; в тот раз мы впервые пригласили исполнителя, играющего на этом инструменте».

«I Want to Tell You»

Джордж Харрисон написал «I Want to Tell You» в год, когда его авторство песен созрело с точки зрения тематики и продуктивности – в начале 1966-го. Именно тогда он начал формировать свою собственную музыкальную идентичность благодаря погружению в индийскую культуру. При написании «I Want to Tell You» он черпал вдохновение из своих экспериментов с галлюциногенами. Текст песни посвящён тому, что он позже назвал «лавиной мыслей, которые так трудно записать, произнести или передать». В сочетании с философским посылом заикающийся гитарный рифф Джорджа и диссонанс, который он использует в мелодии, отражают трудности достижения осмысленного общения. В тональности ля-мажор и в стандартном темпе 4/4, песня содержит низкий регистр, нисходящий гитарный рифф, типичный для британского мод-рока 1966 года.

«Песня была о разочаровании, которое мы все испытываем, пытаясь передать определенные вещи простыми словами. Я понял, что аккорды, которые я знал в то время, просто не передавали этого чувства. Я придумал этот диссонирующий аккорд E7-9, который действительно отражает это чувство разочарования».

«Within You Without You»

В музыкальном плане композиция напоминает индийскую религиозную традицию, в то время как откровенно духовное качество текстов отражает погруженность Джорджа в индуистскую философию и учение Вед. Эта песня была единственной композицией Харрисона на альбоме «Sgt. Pepper». Благодаря всемирному успеху пластинки, «Within You Without You» представил индийскую классическую музыку новой аудитории на Западе и способствовал пику международной популярности рага-жанра. Это также повлияло на философское направление многих сверстников Харрисона.

«Песня «Within You Without You» появилась после того, как я пожил в Индии и подпал под обаяние этой страны и её музыки. Я привез множество инструментов. Песня была написана в доме Клауса Ворманна в Хэмпстеде однажды вечером после ужина (в начале 1967 года). Она пришла мне в голову, когда я играл на фисгармонии.
А еще я подолгу общался с Рави Шанкаром, учась правильно сидеть, держать ситар и играть на нём. В основу «Within You Without You» легла пьеса Рави, которую он записал для национального радио Индии. Это очень длинная пьеса, она звучит минут тридцать или сорок и состоит из нескольких частей, в каждой из которых присутствуют секвенции. Я написал мини-версию этой пьесы, имитируя ее звучание. Я записал три отрывка, и позднее они были сведены вместе».

Джордж записал основной трек 15 марта с индийскими музыкантами, нанятыми из Eastern Music Circle в Лондоне, которые играли на табле, дилрубе, свармандале и тамбуре, сам Харрисон также играли на тамбуре. На марафонской сессии, длившейся почти двенадцать часов, 3 апреля он наложил свой собственный ситар, немного акустической гитары и ведущий вокал; струнная секция подчеркнула индийскую инструментовку, используя партитуру, написанную Джорджем Мартином. Результатом стала одновременно красивая и суровая, притягательная проповедь о материализме и общественной ответственности.

«While My Guitar Gently Weeps»

Вдохновение для «While My Guitar Gently Weeps» пришло к Харрисону, когда он гостил у своих родителей в Уоррингтоне, графство Чешир, и начал читать книгу мудрости «И Цзин». Песня передает его тревогу по поводу нереализованного потенциала всемирной любви, которую он называет «любовью, которая спит».

«Восточная концепция заключается в том, что, что бы ни случилось, всему суждено сбыться... у каждой мелочи, которая пропадает, есть цель. «While My Guitar Gently Weeps» была простым исследованием, основанным на этой теории... Я взял наугад книгу, открыл её, увидел «gently weeps», затем снова отложил книгу и заиграл песню».

Демо, которое Харрисон записал у себя дома в Эшере, включает неиспользованный куплет: «Я смотрю на проблемы и ненависть, которые бушуют / В то время как моя гитара нежно плачет / Пока я сижу здесь, ничего не делая, кроме состаривания...». В тексте Джордж возвращается к теме всеобщей любви и философским проблемам, которые были присущи в его композициях с явным индийским влиянием. «While My Guitar Gently Weeps» следует лирической традиции, заложенной Вуди Гатри, Питом Сигером и Бо Диддли, согласно которой эмоции и действия приписываются музыкальному инструменту.

Эта камерная версия предполагают влияние фолк-музыки, однако версия The Beatles выдержана в хардовом стиле, типичном для большей части творчества группы конца 60-х годов. Переход от минорного куплета к параллельному мажорному может выражать надежду на то, что «нереализованный потенциал», описанный в текстах, будет «реализован», но продолжающиеся минорные трезвучия, кажется, выражают сильную тревогу по поводу того, что любви не суждено раскрыться.

The Beatles несколько раз записывали «While My Guitar Gally Weeps» во время сессий для своего одноименного двойного альбома. Всего в период с 17 августа по 6 сентября 1968 года было записано около 28 версий будущего хита, Харрисон и Леннон исполняли соло-партию по очереди. Но ни один из них не мог добиться того самого нужного «плачущего» звучания. Страсти накалялись, ситуация зашла в тупик, и чтобы сгладить напряжение внутри группы, Джордж попросил Эрика сыграть на его новой песне. Итог известен всем.

«Piggies»

Такую песню вполне мог бы написать и Джон Леннон. Джордж Харрисон начал создавать «Piggies» в начале 1966 года, примерно в то время, когда The Beatles записывали свой альбом «Revolver». Однако тогда не закончил и вернулся к песне два года спустя, после того как обнаружил свою рукопись на чердаке дома своих родителей в Ливерпуле. Тот же визит привел к тому, что Харрисон начал новую композицию «While My Guitar Gently Weeps», которую и завершил практически одновременно с «Piggies». Он задумывал песню как сатиру на потребительство и классовые различия. Не трудно увидеть, что тематика отсылает к роману Джорджа Оруэлла «Скотный двор». Мать Джорджа, Луиза, предоставила строчку текста «Что им нужно, так это чертовски хорошая взбучка», и какие-то идеи подбросил Леннон.

В мелодии и фактуре «Piggies» присутствуют музыкальные элементы барокко и народной средневековой музыки. Это впечатление усиливается аранжировкой с клавесином и струнной секцией. А вот использование «фрагментов арпеджио» во вступительном мотиве Харрисона и повторение этого четырёхтактового отрывка перед каждым куплетом и бриджем − это приём, типичный для различных песен Шуберта и произведений других классических композиторов девятнадцатого века. Вот вам и тихоня! Каков, а!

«Long, Long, Long»

В большей степени, чем другие члены The Beatles Джордж сочинял свои песни, черпая вдохновение из различной музыки, которую он слышал. Так, «Long Long Long» он начал писать в индийском Ришикеше, вдохновляясь песней Боба Дилана «Sad Eyes Lady Of The Lowlands». Ему очень понравились несколько аккордовых переходов, и он решил написать что-то подобное. Он набросал слова в ежедневнике на 1968 год, назвав песню «It’s Been A Long Long Long Time».

На первый взгляд «Long Long Long» напоминает обычную песню о любви, но Джордж говорил, что тот, к кому он обращается, на самом деле Бог. Он был первым «Битлом», который проявил интерес к восточной религии, и единственным, кто не отвернулся от нее после разочарования в Махариши. Он просто перешел от Махариши и Трансцендентной медитации в Международное сообщество Кришны.

Эмбиентная и медитативная баллада Харрисона, нечто среднее между джазовым вальсом, народной песней и психоделией – одна из самых трогательных и красивых на «Белом альбоме». В подтверждении этого один из критиков даже назвал её «одной из лучших композиций Леннона-Маккартни на альбоме».

«Savoy Truffle»

Джордж Харрисон написал «Savoy Truffle» в сентябре 1968 года. Джордж был хорошим другом Эрика Клэптона, с которым он познакомился в апреле 1966 года, и песня «Savoy Truffle» прославляет его страсть к шоколаду. Эта привычка привела к заболеванию зубов, и Джордж решил предупредить его, что ещё одна конфета, и ему придется удалять ещё один зуб. Он позаимствовал название и большую часть текстов песен из коробки шоколадных конфет «Mackintosh's Good News», которые Клэптон начал есть во время одного из своих визитов в дом Харрисона. Многие названия кондитерских изделий, используемых в песне, являются аутентичными; другие же были изобретением Харрисона, основанным на вкусах, перечисленных на крышке коробки.

««Savoy Truffle» – забавная песня, написанная во время тусовки с Эриком Клэптоном в 60-х... У него всегда болели зубы, но он ел много шоколадных конфет... как только он видел коробку, съедал их все до одной».

Песня отражает повторное открытие Харрисоном своей страсти к ритм-энд-блюзу. Основным музыкальным стилем песни является соул, в то время как её мелодия и настроение частично напоминают «Sour Milk Sea», которую Харрисон написал ранее в 1968 году.

Качество музыкального материала подтверждается тем, что на «Savoy Truffle» делали каверы такие большие артисты, как Элла Фицджеральд и Терри Мэннинг.

«Something»

Песня обычно считается выражением чувств к Патти Бойд, первой жене Харрисона, хотя в более поздних интервью Джордж предлагал альтернативные источники вдохновения: «Вся любовь является частью всеобщая любовь. Когда ты любишь женщину, ты видишь в ней Бога». Он начал писать «Something» в сентябре 1968 года, во время записи двойного «Белого альбома».

Харрисон вспоминал, что работал над мелодией на фортепиано в то же время, когда Пол Маккартни записывал наложения в соседней студии. Джордж даже приостановил работу над песней, полагая, что, поскольку мелодия пришла к нему так легко, это мог быть мотив из другой песни. Джордж представлял, как это поёт Рэй Чарльз, мелодия следовала из серии нисходящих полутонов от тоники к куплетам. Фраза «Что-то есть в том, как она двигается» была, видимо, позаимствована из одноименной песни Джеймса Тейлора, которая появилась на его дебютном альбоме 1968 года. Харрисон присутствовал на лондонских сессиях записи Тейлора и записал бэк-вокал в другой его песне.

25 февраля 1969 года, в свой двадцать шестой день рождения, Джордж Харрисон записал в студии «EMI» три демки. Вместе с группой он трудился над песней в течение следующих шести месяцев, неоднократно возвращаясь к ней во время создания «Эбби Роуд», редактируя, аранжируя и перезаписывая её до совершенства. Джон Леннон позже признал, что «Something» была лучшей песней на альбоме.

Эта песня ознаменовала триумф Харрисона как автора песен, принеся ему уважение, в котором ему долгое время отказывали Леннон и Маккартни – и, в некоторой степени, продюсер Джордж Мартин. Как тот позже рассказывал:

«У меня перехватило дыхание от «Something», и главным образом потому, что я никогда не думал, что Джордж сможет такое создать. К этому времени он написал довольно хорошие песни. Ему было тяжело, потому что у него не было никакого трамплина, на котором он мог бы работать, как это делали двое других. И поэтому он был одиночкой. Я впервые осознал, что у него действительно большой талант, когда он сыграл «Here Comes the Sun». Но когда он принес «Something», это было что-то другое... Это была потрясающая работа – и такая простая.

«Here Comes the Sun»

Харрисон написал песню в начале 1969 года в загородном доме своего друга Эрика Клэптона, где он решил прогулять собрания битловской компании «Apple Corps». Текст отражают облегчение от прихода весны и временную передышку, которую он испытывал в связи с делами группы. Это было особенно трудное время в жизни Джорджа: его отношения с The Beatles были испорчены, поскольку он недавно уходил на время из группы; его арестовывали за хранение мapиxyaны; ему удаляли гланды, и он жил «изолированной жизнью» вдали от своих товарищей по группе. На фоне всего этого песня передаёт удивительную радость и благодарность за красоту творения мира. Утверждение торжества жизни в лирике через естественное появление солнца соответствовало современной тенденции.

В «Here Comes The Sun» есть несколько тактовых размеров, на которые напрямую повлияла его любовь к индийской классической музыке, которую он развил после встречи с Рави Шанкаром. Одной из особенностей является усиливающаяся синкопизация в вокальных партиях. В своей автобиографии «I Me Mine» он рассказал:

«Here Comes the Sun была написана в то время, когда «Apple» становилась похожей на школу, в которую мы должны были ходить и быть бизнесменами: «Подпишите то» и «подпишите это». В один прекрасный день я решил забыть про «Apple» и пошёл в гости к Эрику Клэптону. Более не встречаясь с этими никчёмными бухгалтерами, я испытал огромное облегчение. Это был действительно хороший солнечный день, и я взял в руки гитару Эрика, и это был первый раз, когда я играл на гитаре за пару недель, потому что я был очень занят. И первое, что вышло, была эта песня».

Харрисон завершил эту песню аранжировкой с использованием своего нового синтезатора «Муг». По состоянию на 2023 год по данным сервиса «Spotify» это была самая популярная песня «Битлз» во всём мире.

«I Me Mine»

Джордж Харрисон сочинял «I Me Mine» 7 января 1969 года, во время второй недели репетиций фильма «Битлз» на киностудии «Twickenham Film Studios», когда они рассматривали возможность возвращения к живому исполнению. Текст песни, написанный во времена разлада внутри группы, оплакивает склонность человечества к эгоцентризму. Джордж написал песню дома той же ночью, черпая вдохновение из разногласий в группе. Вальсовая часть в композиции «I Me Mine» была написана под впечатлением «Kaiser walzer» Штрауса.

Кусок длиной в 60 секунд звучал на телеканале «ВВС-2» в документальном фильме «Europa: The Titles and the Unentitled» в исполнении Венского филармонического оркестра под руководством Вилли Босковски. Джордж смотрел программу накануне вечером и решил так же воспроизвести сочетание камерных и взрывных частей в своей песне, плюс размерность 6/8.

Лирика отражает учение Свами Вивекананды, его осуждением эго в пользу универсального сознания:

«Я постоянно встречал слова «я», «мне» и «моё» в книгах о йоге и прочем… разнице между настоящим тобой и тем, кем люди ошибочно считают свою личность… Я, мне и моё – это всё эго. Но это то, что используется постоянно... Никто не боится это говорить, все играют в это, всё время набираясь сил. Всю твою жизнь я – мой».

Когда Харрисон представил «I Me Mine» в Твикенхэме, Джон Леннон не проявил особого интереса и вместо этого станцевал вальс с Йоко Оно, в то время как другие «Битлз» репетировали песню. Кадры танца пары были включены в документальный фильм «Пусть будет так».

Первоначально в композицию входил инструментальный отрывок в стиле фламенко, но впоследствии Джордж заменил эту часть припевом, ритмически повторяющем строчку «I me-me- mine». В январе 1970 года, когда Леннон в частном порядке покинул группу, трое оставшихся «битлов» официально записали песню на студии «EMI» в Лондоне. При подготовке альбома «Let It Be» к выпуску продюсер Фил Спектор расширил трек, повторив припев и второй куплет, и добавил оркестровку и женский хор. Музыкальная аранжировка чередуется между куплетами в стиле вальса и припевами в стиле хард-рок. В итоге получился интересный стилевой гибрид фолка и блюза, в котором присутствует нечто большее, чем просто легкий рок-ритм вальса.

Леннон и Маккартни регулярно игнорировали композиции Харрисона, даже когда его песни были «намного лучше, чем их собственные». И так, уж, вышло, что и самая первая, и самая последняя собственные «битловские» композиции, записанные группой в студии, были Джорджа. Символизм.

☑ Если понравилась статья, не стесняйтесь ставить лайк и делать комментарии! Репост приветствуется!

❇️ Чтобы не пропустить новое, подписывайтесь на канал.

➤Другие материалы подобного рода:

"All Things Must Pass", 50 лет альбому Джорджа Харрисона. Воспоминания участников
Old school dude7 февраля 2021