Битлы – это такая нескончаемая тема, к которой хочется возвращаться вновь и вновь. Тем более, что и поводы для этого время периодически подбрасывает. Тут как раз подоспел очередной юбилей, и в этот раз к нему причастен наш любимый «тихий битл» Джордж Харрисон. Полвека назад он осчастливил человечество своим вторым пост-битловским – и четвертым в общей дискографии – сольником с многозначительным названием «Living In The Material World». Альбом вышел 30 мая 1973 года в США и 22 июня в Великобритании.
Должен признаться, я нежно люблю у Харрисона эту работу больше других, и это чувство зародилось ещё с того самого дня школьной поры, когда я взял бобину с «Жизнь в Материальном Мире» у одноклассницы, да так и не вернул, сочинив какую-то нелепую «отмазку». Не знаю, что на меня нашло, но я просто не мог тогда с ней расстаться. И ряд критиков и любителей музыки разделяют мои чувства и тоже считают этот релиз самым значимым в карьере музыканта.
Конечно, по событийности он уступал предыдущему «All Things Must Pass». Тот альбом был просто бомбой – настоящей сенсацией. Восторженно принятый поклонниками и специалистами, он возглавил чарты продаж по всему миру. Рок-аудитория вынуждено констатировала, что глубина таланта Джорджа Харрисона во время карьеры в группе была «спрятана у всех на виду» за Джоном Ленноном и Полом Маккартни. Ей просто не давали проявиться в полной мере.
И «Всё должно пройти» стал самым успешно продаваемым сольным альбомом из всех, выпущенных бывшими участниками The Beatles. Многие объясняли это тем, что за время «битловской» карьеры затираемый на второй план Харрисон поднакопил достаточное количество сольных песен и, освободившись от гнёта остальных, в эмоциональном порыве выплеснул их все скопом на тройном лонг-плее. Последовавший концертный тройной альбом «The Concert for Bangladesh», новаторский благотворительный проект, где помимо Джорджа присутствовали и его различные друзья, был также благосклонно встречен и даже удостоился премии «Грэмми» в категории «Альбом года».
После таких триумфов теплилась самая настоящая интрига – есть ли что-то ещё столь же впечатляющее в багаже у звёздного музыканта, или это была разовая акция с отложенным эффектом. В самой способности Харрисона писать выдающиеся композиции уже никто не сомневался, но готов ли он столь же ярко частить хотя бы раз в два года? И Джордж не подкачал: пластинка, вышедшая в мае-июне на лейбле «Apple Records», стала одним из самых ожидаемых релизов 1973 года. Он вновь сверкнул новыми гранями своего таланта, продемонстрировав в очередной раз, что конец 60-х и начало 70-х – самый плодотворный период в его карьере. А ведь подтвердить некогда заданную планку – труднее всего.
Диск был сертифицирован «Американской ассоциацией звукозаписывающей индустрии» как «золотой» уже через два дня после выхода, став у Харрисона вторым альбомом №1 в Соединенных Штатах. Он также возглавил чарты альбомов в Канаде и Австралии и достиг 2-го места в Великобритании, где уступил первую позицию только саундтреку фильма «That'll Be the Day» с хитами 50-х и 60- годов, зато сменил там в топе, как и в Штатах, пластинку Пола Маккартни и группы Wings «Red Rose Speedway».
Ряд музыкальных критиков сочли «Living In The Material World» продолжением альбома «All Things Must Pass». И действительно, как и в нём, тематика композиций здесь также выражала индуистские философски-религиозные воззрения автора и отражала его озабоченность состоянием мира и направлением, в котором двигалось человечество. Причём, некоторые песни провозглашали потребность суперзвезды во внутреннем покое и его отстранённость от всемирной популярности. По этому поводу Харрисон заявлял:
«На самом деле мне было бы всё равно, если бы никто никогда больше обо мне не услышал. Я просто хочу играть, записывать пластинки и работать над музыкальными идеями».
Как заключили критики: «Альбом выражает его впечатления о мирском и духовном мирах, о важности игнорирования соблазнов повседневного мира и сосредоточенности на вечных истинах». Это было недвусмысленное послание человечеству. С другой стороны, в некоторых треках экс-битл ясно давал понять, каково же ему было в The Fab Four, намекая, что их разрыв – это освобождение для него.
Музыкально здесь были собраны номера, стилистически попадающие под поп-рок, фолк-рок и кантри-рок с причудливой помесью баллад и даже госпела. Сочетание пронзительных мелодий с вязью удивительно змеевидных аккордов под ними и звуковых расцветок, вычурно раскрашенных искусными филлзами и риффами слайд-гитары Джорджа, навевало лирические, возвышенные чувства и, казалось, несло отсвет мифического статуса его прежней гениальной группы.
В то время как песни Харрисона и так великолепны, если их исполнять только лишь на акустической гитаре, фортепиано Ники Хопкинса придало духовным посылам автора ауру утонченности и даже мелодрамы. Барабаны, поставленные сессионным барабанщиком Джимом Келтнером, также звучат очень плавно. Хотя это, возможно, и не похоже на фирменную игру Ринго Старра, его нежный пульс на протяжении всех мелодий сочетается с внутренним чувством ритма Харрисона.
Помимо инструментовки, на этом альбоме представлены одни из самых сильных вокализов в карьере музыканта. Поскольку он при записи этого альбома на время бросил курить, в его вокальном стиле не было сбоев, он подпевал только тогда, когда это требовалось, и исполнял каждую песню с максимально искренними эмоциями. Его голос – энергичный, бодрый, проникновенный, с характерными тёплыми фамильными чертами, он как-то по-особому глубоко западает в душу.
Надо заметить, что материал для записи пластинки был готов ещё в конце 1971 года. Пианист Ники Хопкинс рассказывал о том, что в конце октября на нью-йоркских сессиях сингла Джона Леннона «Happy Xmas (War Is Over)» Джордж Харрисон не только присутствовал, но и сыграл им «около двух или трёх часов новых песен», добавив: «Они были действительно невероятны». В декабрьском интервью Эндрю Тайлеру Хопкинс предположил, что работа над следующим сольным альбомом Харрисона должна была начаться в январе или феврале 1972 года.
Но все планы поломали заботы о тех самых благотворительных концертах в помощь Бангладеш. Помимо неожиданно колоссального объёма организаторской работы, свалившейся на Харрисона, и продюсирования концертов, альбома и фильма пришлось утрясать и финансовую сторону: добиваться, чтобы собранные деньги с минимальными потерями дошли до страждущих.
Финансисты, которым он доверял, растратили средства, оставив его на крючке налогового ведомства. Так большую часть 1972 года он провёл в переговорах с правительственными службами об освобождении средств, собранных для беженцев, от налогообложения. О том, что музыкант был всецело предан своему благотворительному проекту, говорит такой факт: Харрисон работал над переизданием альбома и фильма об этих концертах до самой своей смерти в ноябре 2001 года.
В этот же период времени он помог выпустить несколько синглов для Ринго Старра и дуэта Lon & Derrek Van Eaton, а также поучаствовал продвижении документального фильма о Рави Шанкаре с лаконичным названием «Рага».
В августе 1972 года, когда, наконец, документальный фильм «The Concert for Bangladesh» вышел в мировой прокат, Джордж Харрисон без жены в одиночку отправился в путешествие по Европе, во время которого он, по его словам, безостановочно в течение целого дня повторял мантру «Харе Кришна». И эта поездка как раз и была подготовкой и настройкой на запись альбома «Living in the Material World».
К работе над ним Джордж приступил в октябре 1972 года в своей новой домашней студии Фрайар-парк, в Оксфордшире, но сессии периодически перетекали и в лондонскую «Apple Records» на Сэвил-Роу. В отличие от своего тройного альбома 1970 года, Харрисон привлек в этот раз не столь многочисленную группу друзей-музыкантов. Ему помогали: клавишник Гэри Райт, разделявший духовные увлечения Джорджа, старый друг басист Клаус Ворманн, барабанщик Джим Келтнер, который впечатлил Джорджа на концертах в помощь Бангладеш, «шестой роллинг» клавишник Ники Хопкинс, чья музыкальная связь с Харрисоном восходит ещё к синглу Джеки Ломакса «Sour Milk Sea» 1968 года, а также снова Джон Бархэм, сделавший оркестровые и хоровые аранжировки.
К ним присоединились: отвечавший за саксофон, флейту и духовые аранжировки Джим Хорн – другой музыкант из группы «Concert for Bangladesh», и Закир Хуссейн – табла. Ринго Старр, когда позволяла его бурно развивающаяся карьера в кино, тоже внёс свой вклад в работу над альбомом. Ещё одно заметное различие между двумя альбомами заключается в том, что если на «All Things Must Pass» было множество гитаристов, то в это раз все гитарные партии записал только Джордж. Во всяком случае, так гласит официальная информация.
Звукорежиссёром был Фил Макдональд, который выступал в той же роли на сессиях «All Things Must Pass». Первоначально Джордж планировал привлечь Фила Спектора в качестве сопродюсера, но после «восемнадцати порций вишневого бренди» Фила в самом начале первого же дня звукозаписи он отказался от этой идеи. К тому же фирменная спектровская «Стена звука» уже не отвечала эстетическим вкусам Джорджа. Такая подача создала бы излишний пафос, а он хотел добиться в этот раз более сдержанного звучания, чтобы, как он позже выразился, «раскрепостить» песни, обретя большую степень искренности и исповедальности, посему пришлось всё взять на себя.
Правда, после выхода альбома Харрисон высказал благодарность Филу Спектору за его вклад, но это касалось лишь трека «Try Some, Buy Some».
Первоначально Джордж ещё в 1971 году отдал эту песню вместе с некоторыми другими жене Фила – Ронни для её сольного альбома. Тогда же была сделана её запись в Лондоне на «битловском» лейбле «Apple Record» с участием самого Джорджа и Пита Хэма на акустических гитарах, Леона Рассела и Гэри Райта на клавишных, Клауса Ворманна на басу и Джима Гордона на ударных. Однако, из-за нерадивости и пьянства Спектора альбом Ронни к 1973 году так и не вышел, тогда Джордж взял эту минусовку и наложил свой вокал – не пропадать же добру. Как он выразился:
«Сама песня, думаю, действительно хороша. Это так просто и в то же время так сложно. Я поймал себя на том, что играю её снова и снова и поражаюсь простоте движения этих басовых партий».
Позже Джон Леннон заявил, что нисходящая мелодия, исполняемая струнной секцией на «Try Some, Buy Some», послужила источником вдохновения для его песни 1974 года «#9 Dream».
Клаус Ворманн описывал настроение на сессиях «Living in the Material World» как «интимное, тихое, дружелюбное», резко контрастирующее с сессиями, которые он, Харрисон и Хопкинс вели в доме Леннона в 1971 году во время записи его альбома «Imagine». Келтнер вспоминает, что Харрисон был сосредоточен и «находился на пике физической формы» на протяжении всего процесса, он бросил курить и начал пользоваться индуистскими четками.
Первоначально дата выхода альбома была запланирована на январь-февраль 1973 года, а название альбома, по слухам, было «The Light That Has Lighted the World». Позже в журнале «Rolling Stone» альбом уже анонсировали как «The Magic Is Here Again» и обещали, что его выпуск назначен на 20 декабря 1972 год. Однако, записи заняли неожиданно больше времени, чем ожидалось. Сессии продолжались до конца ноября, после чего Ники Хопкинс уехал на Ямайку для работы над альбомом «Goats Head Soup» группы The Rolling Stones, а Харрисон в этот период выступил сопродюсером нового концертного альбома Шанкара и Али Акбар Хана для январского релиза на «Apple Records».
Сессии возобновили в январе 1973 года, именно тогда Джордж записал блюз-роковую «Sue Me, Sue You Blues», которую он первоначально ещё в 1971 году отдавал гитаристу Джесси Эду Дэвису. Решение включить эту песню в свой альбом обуславливалось актуальностью ситуации, когда он, Леннон и Старр вступили в судебные споры с менеджером Алленом Кляйном, который, кстати, был главной причиной их более раннего судебного разбирательства с Маккартни. Тогда, в 1971-м, Джордж писал песню о распаде «Битлз», сейчас же он хотел сделать иной посыл:
Время давать показания под присягой.
Подпиши, что со всем ознакомлен,
Держи Библию в руке.
Теперь остаётся только
Найти себе новую группу...
Кстати, у Джесси Эда Дэвиса вышла достойная версия «Sue Me, Sue You Blues» – резкая, бесцеремонная, оцените.
До конца февраля были сделаны обширные наложения на основные треки альбома, включающие вокал, перкуссию, партии слайд-гитары Харрисона и духовые Хорна. Здесь особо примечательна работа над балладой «Be Here Now», когда на последнем этапе работы были добавлены ситар, флейта и табла Закира Хуссейна.
Написанная в духе песни битловских времён «Long, Long, Long» с нотками Нила Янга на гитаре, она не только выражала индуистское мировоззрение, но и контрастировала с остальными композициями альбома. Музыку ведёт нежная акустическая гитара и разреженное фортепиано, в то время как Джордж исполняет проникновенный вокал поверху. Западная рок-часть и средние восьмерки в индийском стиле подчеркивали борьбу между искушениями физического мира и его духовными целями. Определенно, это один из самых выдающихся треков альбома.
К чему пытаться жить жизнью,
Которая не реальна,
Невозможна.
Разум, который устремляется
К тому, чего нет –
Это разум без мудрости.
Камерный оркестр и хор, собранные Джоном Бархэмом в начале марта, были последними записанными элементами для композиций «Who Can See It», «The Day the World Gets 'Round» и «That Is All». При этом, двум последним песням, не смотря на более утончённую продюсерскую эстетику, по сравнению с Филом Спектором, на мой взгляд, немного не хватило объёма той самой «Стены звука». Это особо заметно, когда слышишь использование кабинета Лесли на «That Is All».
Отдельные композиции
Стартовую песню альбома «Give Me Love (Give Me Peace on Earth)» выпустили синглом за три с половиной недели до выхода лонг-плея, и она с ходу достигла первого места в американских чартах, попав в топ-10 в британских и ряда других стран. Простой, повторяющийся, как мантра, куплет, мастерски подчеркнутый соло-гитарой Харрисона и нежным, но мощным фортепиано Хопкинса – всё сошлось для Харрисона в этой композиции, задающей лейтмотив всему альбому.
Здесь всё можно описывать в превосходной степени. Во-первых, это само послание песни, во-вторых, качество мелодии, которая остаётся с вами еще долго после того, как затихают финальные ноты. Но что ни менее важно, – прекрасное соло Харрисона в середине песни (тайминг 1:51), с его двойными нотами – это просто одна из самых сложных и мелодичных вещей, которые бывший «битл» когда-либо играл слайдами.
Джордж испытывал особую привязанность к «Give Me Love (Give Me Peace on Earth)». В своих мемуарах он написал:
«Эта песня – молитва и личное заявление между мной, Господом и тем, кому она нравится».
«Подари мне любовь (Подари мне мир на Земле)» по праву является сердцем альбома и это – одна из самых красивых песен, когда-либо написанных участниками «Битлз», причём, как до, так и после распада. Эта мелодия объединяет в несколько искрящихся минутах весь гений Джорджа Харрисона, все его мучения, всю его глубокую тоску, разочарование и надежду.
И он возвышает всех присутствующих в студии. Ухала ли когда-нибудь бас-гитара Клаус Ворманна столь увлеченно? Подавал ли когда-нибудь фортепианные аккорды Ники Хопкинс такими блаженными порциями? Звучала ли когда-нибудь какая-нибудь гитара так счастливо в руках Джорджа Харрисона? Пел ли он сам когда-либо столь самозабвенно? Я не берусь ответить на эти вопросы.
«The Light That Has Lighted the World»
Первоначально Джордж задумывал эту песню для записи английской певицей Силлой Блэк, чью версию своей композиции 1970 года «When Every Song Is Sung» он спродюсировал перед началом работы над «Living in the Material World». Однако, тот проект так и не был завершён, и «The Light That Has Lighted the World» чуть не стала заглавным треком уже его собственного альбома.
В своей автобиографии «I, Me, Mine» Харрисон объясняет, что текст песни посвящен феномену взаимодействия успешного артиста и аудитории, «когда публика изначально поддерживает кого-то, кто добивается успеха, но затем не одобряет, если слава или успех меняют этого человека». В итоге тема превратилась в нечто более личное.
Я слышал, некоторые говорят,
Что я изменился,
Что я не тот, кем был раньше,
И что это очень досадно...
В своё время я с друзьями часами заслушивался этой плавной, красивой в медленном темпе композицией. Фортепиано Ники Хопкинса и гитары Харрисона создали здесь удивительный гармонично взаимодействующий дуэт. Их инструментальная перекличка – настоящая жемчужина как песни, так и всего альбома. Как и многие более медленные слайд-соло Харрисона (начинается в 1:42), оно в полной мере отражает разумный выбор нот, синтаксис и необузданные эмоции.
В заключительных тактах соло-гитара Харрисона явственно почти рыдает. Каждая нота и фраза звучат с чистым чувством и сильной эмоцией. Это гитарные звуки идут из самых глубин сердца музыканта. Это высокая поэзия, выраженная колебаниями струн, демонстрирующая, как Джордж может заставить что-то простое звучать очень духовно, почти мечтательно. Как написал Саймон Ленг в биографии Харрисона:
«Джордж, наконец, заставил свою гитару нежно плакать».
«Don't Let Me Wait Too Long»
Планировалось, что «Don't Let Me Wait Too Long» будет выпущена в качестве сингла в сентябре 1973 года, как некое продолжение «Give Me Love». Была создана ацетатная версия и уже присвоен номер по каталогу «Apple» – 1866, но релиз по нераскрытым причинам был отменён в последнюю минуту.
Несмотря на то, что запись была спродюсирована Харрисоном самостоятельно, в ней использованы элементы звукорежиссуры «Стены звука», присущие Филу Спектору – за счёт использования реверберации, двух барабанщиков (Ринго Старра и Джима Келтнера) и нескольких партий акустической ритм-гитары. Пит Хэм и Том Эванс из Badfinger поучаствовали в записи, играя на акустических гитарах, но в официальном релизе их участие почему-то не отразили.
Джордж тщательно, с любовью продумывает каждую деталь: эти драматические барабаны в припеве, клавесин, даже кастаньеты. Музыкальное напряжение, достигаемое таким образом, является одним из аспектов стиля поп-соул.
Это самая чистая песня о любви на альбоме. Послание песни – «Не заставляй меня ждать слишком долго» зашито в самом её названии. Не смотря на то, что некоторые критики восприняли её как обращение Джорджа к своей супруге – Патти, большинство склонялось, что Харрисон так выражает своё нетерпение увидеть и познать Бога.
«Who Can See It»
Драматическая баллада в духе Роя Орбисона отличается необычными изменениями мелодии, которые включают в себя музыкальное напряжение от первого до последнего такта. Джордж Харрисон сам спродюсировал запись, включая и тяжелую оркестровку с хором в аранжировке Джона Бархэма. Ряд комментаторов считают вокальное исполнение Харрисона на «Who Can See It» лучшим в его карьере, в то время как его стиль продюсирования сравнивают с стилем продюсера Джорджа Мартина.
В своей автобиографии «I, Me, Mine» Джордж призывает не обращать внимания на щемящие эмоции, стоящие за песней, описывая её просто как правдивую историю, означающую «дай нам передохнуть». Однако, по словам биографа Харрисона Саймона Ленга, тот в 1972-73 годах находился в таком же состоянии внутреннего конфликта, в каком находился Джон Леннон, когда писал песню «Help!» в 1965 году.
Меня удерживали,
Мною пренебрегали,
Теперь я это ясно понимаю,
После стольких лет,
Когда я беспрекословно следовал правилам...
«Living in the Material World»
Песней, давшей название всему альбому, Харрисон противопоставляет мир материальных забот своей приверженности духовному пути, и этот конфликт дополнительно представлен в музыкальной аранжировке, поскольку рок-аккомпанемент чередуется с фрагментами индийских звуков. Это своеобразный манифест жизненного пути музыканта в соответствии с его кришнаитскими представлениями – необходимость осознать иллюзорную природу человеческого существования и избегать постоянного цикла перевоплощений, и тем самым достичь мокши в индуистской вере.
Харрисон ссылается на своё битловское прошлое, как на один из атрибутов материального мира, и называет по имени каждого из трёх своих бывших коллег по группе. Ринго Старр, кстати, играет здесь на барабанах на пару с Келтнером.
Рок-фрагменты включают соло Харрисона на слайд-гитаре, соло Джима Хорна на саксофона и выдающийся Хаммонд-орган Гэри Райта, в то время как медитативные индийские интерлюдии собрали флейту того же Хорна, таблу Закира Хуссейна и редкий пост-битловский ситар Харрисона. Энергичное хонки-тонк пианино Хопкинса объединительным эскизом довершают гамму красок. А на выходе после загрузки всех ингредиентов получаем шедевр на все времена!
«The Lord Loves the One (That Loves the Lord)»
Композиция была создана в период, отмеченный приверженностью Харрисона аскетическому образу жизни, ориентированному на индуизм. Он поёт о ложности стремления к богатству или власти в материальном мире и выступает за прямые отношения со своим божеством как подлинную жизненную цель. Эта песня проповедует карму, предупреждает о суде после смерти и превозносит любовь как наше самое важное стремление.
Музыкально – это блюз-рок немного в фанковом стиле. Всё начинается с акустической гитары Харрисона и риффа на электрическом пианино Хопкинса, который задаёт ощущение напряжённого предчувствия чего-то важного. Глубину обеспечивает духовая секция Хорна, куда на помощь с тенор-саксофоном неожиданно пришёл Ворманн, а разряжается всё в аутро блистательными слайдами гитары Харрисона. Как всегда – всё точно и аккуратно, нота в ноту, ничего лишнего.
«The Day the World Gets 'Round»
Это прекрасная мольба о мире и взаимопонимании. Песня говорит о расщепленной природе нашего мира, сравнивая любовь и радость от того, что мы все делимся тем, что у нас есть на этой планете, с «глупостью человека» и его стремлением к большему, что приводит к войнам и потерям. По сути, это одновременно и песня протеста, и религиозная молитва, и гимн мира наподобие «Imagine» Джона Леннона. Уже вступительный куплет песни отражает оптимизм и идеализм Харрисона:
В тот день, когда мир опомнится,
Люди поймут, где оказались,
Приложат все силы,
Чтобы помочь друг другу, взявшись за руки.
Медленная баллада, неземную красоту которой обрамляют струнные с духовыми инструментами. Звенящие колокольчиком гармоники флажолётов 12-струнной акустической гитары звучат в одиночестве в тех случаях, когда поются слова. И это просто божественно! Джордж использовал здесь ту же ритм-секцию, которая поддерживала его на концертах в помощь Бангладеш – басист Клаус Ворманн и барабанщики Ринго Старр с Джимом Келтнером, плюс клавишник Ники Хопкинс.
Обложка
Как и в случае с альбомом «All Things Must Pass», Харрисон доверил художественное оформление альбома Тому Уилксу и новому партнеру последнего – Крейгу Бауну. Для изображений на обложке альбома Уилкс использовал фотографии с эффектом Кирлиана. На лицевой стороне рука Харрисона держит индуистский медальон. На обратной стороне на руке Джорджа лежат три монеты США: пара четвертаков и серебряный доллар. Обе фотографии были сделаны в отделении парапсихологии Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. На пятак диска поместили часть картины из издания «Бхагавад-Гиты».
На внутренней левой панели разворота, напротив титров альбома, были изображены Харрисон и его коллеги–музыканты – Старр, Хорн, Ворманн, Хопкинс, Келтнер и Райт – за длинным столом, уставленным едой и вином. Этакий намёк на «Тайную вечерю» да Винчи. Снимок был сделан в Калифорнии в доме адвоката Эйба Сомера голливудским гламурным фотографом Кеном Маркусом.
Другие издания
С появлением эры CD последовали различные переиздания с бонусами. Обычно добавляли «Deep Blue», выходившую в своё время би-сайдом сингла «Bangla Desh», и «Miss O'Dell» – би-сайд сингла «Give Me Love (Give Me Peace on Earth)».
Первая – фолк-блюз в стилистике американского гитариста Дэвида Бромберга, она была написана ещё в середине сессий альбома «All Things Must Pass». Песня включает в себя одно из первых использований Харрисоном резонаторной гитары «Dobro». Это отклик сына на страдания его матери Луизы, умиравшей от рака, и то чувство беспомощности, которое Джордж ощущал, когда навещал её в больнице. Для оригинального альбома она бы вполне подошла по духу.
«Miss O’Dell» – классический кантри-рок, наподобие «Apple Scruffs» с альбома «All Things Must Pass», сделавший бы честь Бобу Дилану. Джордж иронично сплетничает о сотруднице битловской «Apple Corps.» – Крис О'Делл. Как Крис вспоминала об этом в интервью:
«Однажды он заявил: «Крис, у меня есть для тебя сюрприз. Затем он достал свою гитару и сказал: «Я собираюсь сделать тебя знаменитой»».
На записи Харрисон играет на акустической гитаре и губной гармошке при поддержке только ритм-секции Клауса Ворманна и Джима Келтнера, где особо выделяется коубелл Келтнера. Выпущенная версия примечательна тем, что Харрисон разражается смехом в середине куплета.
Следует отметить ремастеринг 2006 года «Deluxe edition DVD». Сюда вошли эти два дополнительных трека, а на DVD было представлено концертное исполнение «Give Me Love», записанное во время японского турне Харрисона 1991 года с Эриком Клэптоном, а также ранее не издававшаяся версия «Sue Me, Sue You Blues» в виде слайд-шоу из архивного фильма.
Ещё оно включало 40-страничный полноцветный буклет с дополнительными фотографиями со съёмок, сделанных Мэлом Эвансом и Барри Файнштейном, примечания Кевина Хоулетта, а также рукописные тексты и комментарии Харрисона к песням.
Наконец, в 2014 году «Living in the Material World» был повторно ремастирован для включения в бокс-сет Харрисона «The Apple Years 1968-75». Переиздание, также доступное на отдельном компакт-диске, воспроизводит эссе Хоулетта 2006 года и добавляет «Bangla Desh» в качестве третьего бонус-трека после «Deep Blue» и «Мисс О'Делл». Какая жалость, что технологии не позволяли выпустить в таком сете этот альбом в 1973 году. Уверен, его фанатов значительно бы прибавилось.
☑ Если понравилась статья, не стесняйтесь ставить лайк и делать комментарии!
❇️Чтобы не пропустить новое, подписывайтесь на канал.
➤Другие материалы подобного рода: