Найти тему
Old school dude

К 80-летию Джорджа Харрисона: величайшие гитарные моменты после The Beatles

Оглавление

"Он – великая душа, со всей возможной простотой и сочувствием". Боб Дилан

Вот и самому младшему "битлу" стукнуло 80 лет. Вернее, могло, если бы он дожил до наших времён. Размышляю о том, как бы он провёл этот день. Проснулся с рассветом, как истинный приверженец Сознания Кришны после принятия омовения провёл обряд Пуджа, вместе с Оливией прочитали бы на пару мантры, подкрепились праздничным вегетарианским завтраком, потом Джордж включил бы телефон и стал принимать славословия от коллег и знакомых, иронично улыбаясь...

Друзья бы подъехали: любимый сын Дхани, уж, точно бы наведался, Эрик Клэптон и Боб Дилан – тоже, скорее всего. И Ринго – обязательно, как частица былого, а вот по поводу Пола не уверен. Харрисон-старший в сотый раз бы поведал, что имя сыну он дал, исходя из терминологии индийской музыки. "Дха" и "ни" – это названия двух нот звукоряда в индийской традиции, а в европейской они соответствуют нотам "ля" и "си". Нравится, как они звучат в большом нонаккорде "H9", и это ещё и названия 5-й и 2-й гитарных струн. Как с таким именем, да и фамилией, не стать гитаристом!

Все бы заулыбались, словно услышали это впервые, а потом бы выдали такой гитарный джем, какой стены поместья "Фрайар-парк" давно не слышали. Кто-то обязательно заговорил бы о новом альбоме... Но, нет... карма, в которую он так верил, карма... А, может, он после достижения мокши освободился от сансары – кто знает.

Джордж Харрисон. Фото из открытых источников
Джордж Харрисон. Фото из открытых источников

Как кому, а мне в этот день радостно от того, что 80 лет назад в наш мир пришёл этот светлый человек – талантливый, глубокий, остроумный, щедрый. Где-то внутри, конечно, затаилась и грустинка, но больше всё же – лучезарно и солнечно. Он сделал то, что ему было предначертано, и никто не вправе требовать большего.

К индуизму Джорджа привела духовная неуспокоенность. Другой при той славе, что он имел, поглощал бы всевозможные блага, не беспокоясь о каких-то внутренних дисгармониях, а Харрисону нужны были высшие смыслы. Не смотря на то, что Джордж рос в католической семье, ему с юных лет претила наигранность в отношениях с Богом:

"В реальности было много фальши, и я её хорошо ощущал, несмотря на мои одиннадцать лет. В любом районе любого английского города неподалеку от церкви обязательно был расположен паб. Люди выходили из пивной навеселе и шли в церковь, читали молитвы Деве Марии и "Отче наш" и клали пятерку на поднос. Всё это было мне чуждо".

С годами такое мировоззрение обусловило сочинение песен, преисполненных мудрости, любви и благодумия, но были, конечно, среди них и весёлые, с добродушной "подколкой". В своё время именно гитара Харрисона во многом определяла инструментальное звучание The Beatles, а его голос был неотъемлемой частью большинства их красивых вокальных гармоний. Хотя и его сольный проникновенный вокал очаровывал по-особому. Именно Джордж первым из группы увлечётся фолк-роком и Бобом Диланом, а затем и индийской музыкой, что повлияет не только на стилистику "Битлз", но и на всю рок-музыку в целом.

Его песни – особенные, композиционно они несут сугубо фамильный почерк, зачастую они мало на что похожи, в том числе и на творения своих коллег по группе – Леннона и Маккартни. Хотя Джон немного снисходительно их оценивал, подсознательно всё же гордясь их признанием у публики:

"Его таланты развивались годами, и он работал с двумя чертовски одаренными авторами песен и многому у нас научился. Я бы не возражал быть Джорджем, невидимкой, и научиться тому, чему он научился".

Помимо гитары Харрисон освоил ситар, мог сыграть на клавишных и ещё на огромном списке инструментов: конга, африканский барабан, ксилофон, скрипка, бас-гитара, губная гармошка, маримба, металлофон, укулеле, саранги, мандолина, цитра – и это еще неполный перечень. Джордж великолепно чувствовал какой стиль лучше всего подходит к песням The Beatles, да и его собственным песням. Это само по себе свидетельствует об очень глубоком им понимании структуры композиции, мелодии и его эстетическом суждении о стилистике.

Его настоящий талант заключался в подаче песни – он не играл длинных, протяженных соло – он часто играл короткое соло, которое идеально к ней подходило – правильная партия, точно в нужный момент. Он никогда не гнался за эффектностью, но при этом обладал врожденным красноречивым чувством мелодии. Этими средствами он добивался наилучшей подачи любой композиции.

Его гитарный стиль отличали не бездумная скорость и вычурная виртуозность, а вкус, разнообразная и гибкая работа. В фильме Питера Джексона "The Beatles: Get Back" есть эпизод, где Харрисон работает над песней Ринго "Octopus's Garden". И ведь именно его последующая аранжировка во многом и сделает позже эту песню такой яркой и запоминающейся.

Хотя Джордж после распада группы неохотно говорил о "Битлз", он все равно оставался неотъемлемой частью квартета. В "битловскую" эпоху он написал гениальные песни, которые украшают каталог The Beatles – "Taxman", "While My Guitar Gently Weeps", "Something", "Неrе Comes The Sun", – и своими безупречными и мелодичными гитарными партиями сделал незабываемыми другие опусы группы.

А после того, как "Великой четвёрки" не стало, Джордж ко всеобщему изумлению сверкнул новыми гранями своего таланта. Давайте посмотрим правде в глаза, какими бы замечательными ни были альбомы отдельных участников разных культовых коллективов, редко, какие из них достигают того же мифического статуса, что и музыка, выпущенная самими группами. Джордж Харрисон в этом ряду стоит исключением. Его тройник "All Things Must Pass" был не только восторженно встречен поклонниками, но и остаётся по сей день одной из самых востребованных работ.

"All Things Must Pass", 50 лет альбому Джорджа Харрисона. Воспоминания участников
Old school dude7 февраля 2021

Харрисона дважды вводили в "Зал славы рок-н-ролла", первый раз в 1988 году – как участника The Beatles и посмертно – за сольную карьеру в 2004 году. Журнал "Rolling Stone" поставил его на 11-е место в своем списке "100 величайших гитаристов всех времен". В 2010 году Харрисон занял 11-е место в списке "50 величайших гитаристов всех времен" по версии "Gibson.com", а в 2020 году по опросу читателей журнала "Total Guitar" Джордж Харрисон разместился в аналогичном списке на 20-м месте. Гитарные журналы десятилетиями восхваляли гитарную работу Харрисона в The Beatles с 1962 по 1970 год. Но как насчет его музыки и игры на гитаре после распада группы?

Джордж начал играть слайдами в конце 60-х во время гастролей по Европе с Delaney & Bonnie в 1969-м, внезапно придумав для себя совершенно новый образ гитариста. То, что он создал, было уникальным, самобытным и часто имитируемым стилем, который включал в себя намёки на индийскую музыку и несколько причудливых приёмов, которые он подхватил, изучая ситар, – все это он смешал с другими вещами в стиле "Битлз".

Он дебютировал с новым звучанием на своём первом полноценном сольном альбоме 1970 года – "All Things Must Pass" и совершенствовал его на протяжении многих лет и на своих последующих альбомах, и как очень востребованный сессионный музыкант, если бывшего "битла" можно таковым величать. Давайте обратимся к лучшим примерам студийной гитарной работы Харрисона, записанным после распада The Beatles в апреле 1970 года.

"My Sweet Lord" – George Harrison ("All Things Must Pass", 1970)

Альбом "All Things Must Pass", когда был выпущен в конце 1970 года, вызвал звуковой удар, подобный явлению, которое возникает при распространении в атмосфере ударных волн от тела, летящего со сверхзвуковой скоростью. Харрисон, который слишком долго был младшим партнером по написанию песен Джона Леннона и Пола Маккартни, вышел из тени своих коллег по группе с потрясающим шедевром. Альбом, считающийся одним из величайших релизов в истории сольных работ участников "Битлз", наполнен песнями, которые гитарист припрятывал с 1966 года, включая сюда и несколько, которые по разным причинам не попали на альбомы The Beatles.

Сокровища изобилуют на каждом шагу, включая и первый же сингл альбома – "My Sweet Lord". И хотя великолепная мелодия с двумя слайдами и величественное, захватывающее соло, возможно, – не самые технически сложные вещи, когда-либо записанные музыкантом, они явственно провозгласили о приходе "Джорджа Харрисона – слайд-гитариста".

Во время соло (на тайминге 2:47) интонация Харрисона и аккуратность приглушения звука (что очень важно при воспроизведении слайдом в стандартной настройке) безупречны. Повторив своё вступление теперь в фа-диез-мажоре, Харрисон описывает последовательность аккордов смелой, плывущей мелодией, основанной на мажорных, минорных и уменьшенных септаккордах, гармонизировав их ниже мелодии с помощью второй соло-гитары.

Отмечу, что Джордж в композиции "My Sweet Lord" набросал гармонически-мелодические и гитарные схемы, которые использовали разные другие исполнители, включая America в "Sister Golden Hair", Todd Rundgren в "I Saw the Light", Eric Carmen в "All by Myself" и Teenage Fanclub в "The Cabbage".

"Gimme Some Truth" – John Lennon ("Imagine", 1971)

Успешный альбом Леннона стал одним из немногих, где он записывался с Харрисоном после распада The Fab Four. Гитару Харрисона можно услышать на нескольких треках "Imagine", включая "Oh, My Love", "I Don't Wanna Be a Soldier", "How Do You Sleep?" и даже с резонатором на "Crippled Inside". Но есть что-то совершенно пугающее в его работе слайдами на "Gimme Some Truth" – песне, с которой The Beatles ненадолго поигрались во время сессий "Let It Be".

Харрисон ни в коем случае не был шреддером, его магия заключается в выборе нот, структуре, фразировке и эмоциональной подаче – черте, которую он разделял с Дэвидом Гилмором и, в меньшей степени, Би Би Кингом. В этом сердито звучащем соло, которое начинается на 0:49, он использует слайд, чтобы добиться пронзительного, устойчивого певучего тона с большим количеством нот. Харрисон использует открытый строй гитары для своих слайд-мелодий и мажорных трезвучий, которые он выдаёт на любом ладу, – когда он играет лирическую мелодию, которая очерчивает аккордовые тона, атакуя их снизу и позволяя нотам на том же ладу звучать вместе на соседних струнах. А потом это восхитительное вибрато!

"Back Off Boogaloo" – Ringo Starr (1972)

Слайд-гитара Харрисона присутствует во всей композиции Ричарда Старки, являющейся продолжением первого хитового сингла Ринго "It Don't Come Easy" 1971 года, в котором также представлены блестящие гитарные работы Харрисона. В песне, спродюсированной Харрисоном, Старр играет на барабанах и поёт, их приятель Клаус Ворманн терзает бас-гитару, а Гэри Райт – клавишные. Но главным моментом, безусловно, является бодрая, немного дикая и дурашливая работа Харрисона слайдами, включающая альтернативную мелодическую линию, которая даже более запоминается, чем мелодия, которую поёт Ринго.

Харрисон на протяжении десятилетий записал на песнях Ринго несколько со вкусом подобранных соло, включая "You and Me (Babe)", "I'm the Greatest" (вместе с Ленноном), "Down and Out", "Wrack My Brain", "You Belong to Me" и "King of Broken Hearts".

"Give Me Love (Give Me Peace on Earth)" – George Harrison ("Living in the Material World", 1973)

Всё сошлось для Харрисона в этом треке – первом сингле с альбома "Living in the Material World". Во-первых, это само послание песни, во-вторых, качество мелодии, которая остаётся с вами еще долго после того, как затихают финальные ноты. Но что ни менее важно, – прекрасное соло в середине песни (тайминг 1:51), с его двойными нотами – это просто одна из самых сложных и мелодичных вещей, которые бывший "битл" когда-либо играл слайдами.

Сингл "Give Me Love (Give Me Peace on Earth)" провел несколько недель на вершине американских чартов в 1973 году, который также стал знаменательным годом для "Mind Games" Леннона, а также "Live and Let Die", "Red Rose Speedway", "Band on the Run" Маккартни и " Ringo" Старра.

"The Light That Has Lighted the World" – George Harrison ("Living in the Material World", 1973)

В своё время я с друзьями заслушивался этой плавной, красивой в медленном темпе песней. Фортепиано Ники Хопкинса и гитары Харрисона создали здесь удивительный гармонично взаимодействующий дуэт. Их инструментальная перекличка – настоящая жемчужина как песни, так и всего альбома. Как и многие более медленные слайд-соло Харрисона (начинается в 1:42), оно в полной мере отражает разумный выбор нот, синтаксис и необузданные эмоции.

В заключительных тактах соло-гитара явственно почти рыдает. Каждая нота и фраза звучат с чистым чувством и сильной эмоцией. Это гитарные звуки идут из самых глубин сердца музыканта. Это высокая поэзия, выраженная колебаниями струн, демонстрирующая, как Джордж может заставить что-то простое звучать очень духовно, почти мечтательно. Как написал Саймон Ленг биографии Харрисона: "Джордж, наконец, заставил свою гитару нежно плакать".

"Learning How to Love You" – George Harrison ("Thirty Three & 1/3", 1976)

Вот одна из записей альбома Харрисона "Thirty Three & 1/3". Его красивое и образное соло на стальных струнах, которое начинается в 2:24, словно танцует на углях этой тягучей, джазовой песни о любви, которую Харрисон первоначально написал для легенды джаза Херба Альперта, который попросил песню, но так её отчего-то и не записал.

Бывший "битл" показывает, что он знает, как солировать в довольно сложной последовательности аккордов, поскольку он ориентируется на движущиеся тона аккорда от смены к смене и очерчивает лежащее в основе гармоническое движение лирическими мелодическими линиями. Харрисон признал, что большинство меломанов, как правило, предпочли бы "Something" тому, что он записал в качестве сольного исполнителя – просто потому, что "Something" была песней "Битлз". Тем не менее, он всегда считал, что "Learning How to Love You" так же хороша, как и "Something".

"True Love" – George Harrison ("Thirty Three & 1/3", 1976)

"True Love"– блестящий кавер на мелодию Коула Портера 1956 года. Песня представляет собой идеальный образец его игры слайдами середины-конца 70-х и зеркальную гладь тона "Stratocaster". Просто обратите внимание на его идеальную интонацию во время мини-соло, которые начинаются в 1:18 и 1:33.

Для своей слайд-гитары он снова использует то, что звучит как открытая D-настройка (вероятнее всего), чтобы воспроизводить двух- и трёхнотные комбинации аккордов на одном ладу, с отличной центровкой высоты тона и проникновенным, отточенным вибрато. Подобно тому, что он классно сделал в "My Sweet Lord", гитарист использует свои фирменные уменьшенные септаккорды, а вторая слайд-гитара наложением добавляет гармоническую линию под мелодию.

"Dark Sweet Lady" – George Harrison ("George Harrison", 1979)

Композицию "Dark Sweet Lady" Джордж посвятил своей жене Оливии, а написал он её на Гавайях, что и обусловило её звучание. Именно здесь он исполняет своё лучшее гитарное соло на нейлоновых струнах со времен "And I Love Her" The Beatles. Вероятнее всего, он использовал одну и ту же испанскую гитару в обеих песнях. Весь альбом 1979 года до краёв наполнен прекрасными гитарными партиями и текстурами, сдержанными слайд-мотивами и тягучими мелодиями: "Blow Away", "Your Love Is Forever", "Here Comes the Moon" и, наконец, "If You Believe".

На "Dark Sweet Lady" Харрисон играет ещё одно напористое соло (начинается в 1:44), используя фирменные приемы игры на нейлоновых струнах, такие как похожие на квази-фламенко всплески чередующихся нот, скольжение пальца вверх и вниз по одной струне и мерцающие вибрато в стиле цыганского джаза. Также заслуживает внимания то, как он передаёт основные изменения аккордов, ориентируясь на ноты основного тона.

"That Which I Have Lost" – George Harrison ("Somewhere in England", 1981)

Это мини-шедевральное соло очень похоже по своему подходу на современные ему сольные партии начала 80-х – Эллиота Истона из The Cars, Дейва Дэвиса из The Kinks, Гленна Тилбрука из Squeeze. Все начинается на тайминге 2:37: Харрисон быстро излагает свою точку зрения, делает пару умных заходов и убирается оттуда ко всем чертям. Он даже добавляет приятное маленькое впечатление от педальной слайд-гитары в 2:54. Эта песня также содержит несколько заставляющих задуматься текстов, ну, да этого у Харрисона – сплошь и рядом.

"Cloud 9" – George Harrison ("Cloud Nine", 1987)

Не буду утомлять вас старыми историями о том, как Эрик Клэптон играл на соло-гитаре в песне The Beatles "While My Guitar Gently Weeps" или как Харрисон был соавтором Клэптона и играл на записи песни Cream "Badge", поскольку оба этих события произошли ещё в конце 60-х. Однако напомню, что эти ребята продолжали работать вместе еще долго после того мифического патриархального времени.

Альбом-комбэк Харрисона, "Cloud Nine" 1987 года, содержит изрядную порцию гитарных партий Клэптона. На заглавном треке он и Харрисон (слайдами, конечно же) обмениваются вкусными блюзовыми линками в соль-миноре. Это исполнение говорит скорее о взаимной эмпатии, а не о соперничестве.

Харрисон исполнял эту песню на концертах во время своего японского турне с Клэптоном в 1991 году и в 1992 году. Концертная версия появилась на альбоме "Live in Japan", в то время как оригинальная студийная запись была ещё включена в его сборник 1989 года "Best of Dark Horse".

"Cheer Down" – George Harrison ("Lethal Weapon 2" soundtrack, 1989)

Эта одновременно драматичная и комедийная композиция Харрисона и Тома Петти (Том помог с текстом) – скрытый шедевр, хит, которого никогда не было. Сингл лета 1989 года, который также был включен в саундтрек к фильму "Смертельное оружие 2", так и не получил того признания, которого заслуживал в своё время. И нет оправдания игнорированию продолжительной слайдовой "поездке на американских горках", которой Харрисон заканчивает песню.

Этот слайд-финал, который начинается в 2:35, на самом деле представляет собой дуэль на слайд-гитаре между Харрисоном и... Харрисоном – или, по крайней мере, одним Харрисоном с двумя слегка отличающимися тонами "Stratocaster", один из которых особенно теплый и слегка перегруженный. Восхищается его плавность и вариативность.

"Cheer Down" была кульминацией концертов Харрисона и Клэптона в 1991 году. В отличие от своего предыдущего тура, который состоялся в 1974 году, в 1991-м Джордж сам исполнил большинство гитарных соло. Когда как в 1974 году молодой Роббен Форд выполнял эту тяжелую работу, в то время как Джордж тогда в основном пел и бренчал.

"Leave a Light On" – Belinda Carlisle ("Runaway Horses", 1989)

В одном из своих интервью 1992 года Джордж Харрисон так ответил на вопрос Вика Гарбарини о его лучшем слайд-соло:

"Лучшее слайд-соло, которое я когда-либо играл, было на… как же её зовут? Ту девушку-певицу, которая раньше была в той женской группе? Белинда Карлайл из The Go-Go's! Вот кто это был. Я играл на одном из её альбомов. Там у одного из слайд-соло была своя маленькая мелодия, которая была связана с мелодией, которую пела Белинда, но это также небольшая композиция сама по себе, которой я был действительно доволен".

Поскольку Харрисон играл на двух треках альбома "Runaway Horses" – "Leave a Light On" и "Deep Deep Ocean", – эксперты полагают, что он говорил именно о "Leave a Light On". Соло начинается на отметке 3:01, и оно действительно восхитительно! Белинда вспоминает:

"Рик Ноуэлс сказал, что мы должны найти кого-нибудь крутого и с характерным стилем для исполнения партии соло-гитары. Я на мгновение задумалась и спросила: "А как насчет Джорджа Харрисона?" Джордж сразу же откликнулся, сказав, что с удовольствием помог бы".

"The Bluest Blues" – Alvin Lee ("Nineteen Ninety-Four", 1994)

В какой-то момент Харрисон и фронтмен Ten Years After Элвин Ли стали соседями в Хенли-на-Темзе, Англия. Так что записываться вместе было неизбежно, что они и сделали в начале 90-х. Со стороны Джорджа это был ответный жест за вклад Ли в запись на треке Харрисона "Ding Dong, Ding Dong" в 1974 году.

На альбоме Элвина Ли "Nineteen Ninety-Four" (также изданном под названием "I Hear You Rockin’") Харрисон записался на трёх треках, включая кавер-версию песни The Beatles "I Want You". Изюминкой, однако, является медленная блюзовая песня под названием "The Bluest Blues". Когда в осеннюю промозглость вас одолевает хандра, налейте бокал вина и поставьте эту композицию. С каждым тактом гитарной грусти ваш сплин начнёт преобразовываться во что-то осязаемо воздушное и уноситься в иные дали – проверенно неоднократно.

Немного странно слышать, как Харрисон играет на блюзовой слайд-гитаре, но это так. В своём соло, которое начинается в 2:15, бывший "битл" исполняет несколько хриплых пассажей, которые напоминают его злые линки в песне Леннона "How Do You Sleep?".

"Real Love" – The Beatles ("Anthology 2", 1996)

В середине 90-х Маккартни, Харрисон и Старр объединились с продюсером Джеффом Линном, чтобы закончить две демозаписи Леннона конца 70-х – "Free As a Bird" и "Real Love", – создав таким образом пару совершенно новых песен The Beatles более, чем через четверть века после их распада.

Хотя у обеих песен есть свои достоинства, "Real Love" дает Харрисону большую возможность раскрепоститься и немного "оттянуться" на соло и в коротких пассажах (филах). Интересно услышать и увидеть – посмотрите видео – как Джордж поздней сольной эры играет без слайда – точно так же, как он делал это во времена "Битлз".

Если вы знакомы только с миксами этих песен середины 90-х, обязательно обратите внимание на ремиксы 2015 года, которые получились сочными, широкими и превосходными по звучанию; в них также представлены совершенно другие вокальные и гитарные партии.

"Marwa Blues" – George Harrison ("Brainwashed", 2002)

Этот спокойный инструментальный трек с последнего студийного альбома Харрисона "Brainwashed" демонстрирует его ловкое владение слайдами, не говоря уже о его мастерстве владения мелодией и интонацией. Фразировка и чувство высоты тона – волшебны, напоминают немного "Where Were You" Джеффа Бека, только достигается всё иными средствами, без тремоло. "Brainwashed" в целом – это здоровая порция качественного владения Харрисона исполнительством на гитаре.

Можно ещё предоставить немало примеров демонстрации Джорджем своего гитарного таланта: сольные треки "Isn’t It a Pity", "Beware of Darkness", "Blow Away", "Woman Don’t You Cry for Me", "Maya Love", а также "If You've Got Love" Дэйва Мейсона, "Day After Day" Badfinger, "A Long Time Gone" ELO, "Free As a Bird" The Beatles, "September Song" Джеффа Линна и "Poor House" The Travelling Wilburys...

Но я в заключении приведу "I'm the Greatest" Ринго Старра – с Джоном Ленноном на фортепиано, Харрисоном на гитаре, Старром на барабанах, Билли Престоном на клавишных и Клаусом Ворманном на басу. Сердитый язвительный тон гитары, арпеджио-фразы – безупречное понимание того, какой звук подходит для каждой песни. Он предпочитал, чтобы его гитарная работа поддерживала песню, а не была её акцентом. Правильная партия, точно в нужный момент и каждый раз в обязательном порядке – это то, чем отличается настоящий гитарист от высокотехничного.

☑ Если понравилось, подписывайтесь и ставьте лайк!

➤Другие статьи подобного рода:

"All Things Must Pass", 50 лет альбому Джорджа Харрисона. Воспоминания участников
Old school dude7 февраля 2021