Найти тему
DEUTSCHÖSTERREICH

Вольфганг Хейни

Вольфганг Хейни (Wolfgang Honey), 1924-2017 — был страстным коллекционером, сначала марок и монет, когда ребёнком рос в Берлине. А позже, после успешной карьеры инженера в берлинском магистрате и берлинской коммунальной компании BEWAG, он увлёкся гораздо более важным видом коллекционирования — путешествовал по стране, чтобы собрать все предметы, которые он мог найти, относящиеся к еврейской истории, антисемитизму и Холокосту, и всего собрал более 12 000 экспонатов.

Позже, в возрасте 91 года, Хейни, который являлся автором полудюжины книг, владел одной из самых обширных частных коллекций материалов эпохи Холокоста, финансируемой исключительно за счёт его пенсии по старости. От открыток и писем, отправленных из концентрационных лагерей, до документов, фотографий, плакатов, листовок, марок, банкнот, наклеек, антисемитских карикатур и даже еврейских продовольственных карточек. Предметы Хейни вместе с его личной историей были предметом десятков выставок по всей Германии — от Людвигсбурга до Кобленца, от Гейдельберга до Оснабрюка — и приобрели популярность в Польше, где проходили выставки от Вроцлава до Кракова и Гданьска.

"Моё желание и цель — информировать население Германии, особенно молодёжь, и объяснить, что то, что [сделали] нацисты, было невообразимой катастрофой для всей Германии", — говорил Хейни, который отчасти был мотивирован своими страхами перед возрождением антисемитизма в стране. "В школах они слышат от учителей о нацистах, но они не настолько информированы. Очень важно, чтобы они знали, что произошло. В прежние годы немцы говорили, что они сделали это, и они [признавали, что Холокост] был очень плохим. Но теперь, постепенно, антисемитизм начинается снова".

Родившийся в 1924 году в семье отца-католика и матери-еврейки, Хейни лично столкнулся с этим антисемитизмом: из-за того, что его мать была еврейкой, Хейни выгнали из средней школы, а его отец, пианист, стал свидетелем закрытия нацистами своей музыкальной школы в 1933 году. Когда в 1943 году их дом подвёргся бомбардировке и был разрушен, семья была вынуждена переехать в подвал, прежде чем родственник его отца приютил их. Мать Хейни позже избежала депортации, сбежав в леса под Берлином, где она спряталась и пережила войну. Но остальные члены её большой семьи погибли во время Холокоста. "Мой дядя, моя тётя, вся наша семья были отправлены в Лицманштадт (Лодзь), затем в Освенцим. Никто не вернулся", — говорил Хейни, который избежал депортации благодаря связям своего отца.

Позже Хейни смог посещать школу, а после получения диплома инженера пошёл работать в городскую администрацию, помогая восстанавливать Берлин после войны. Только много лет спустя, после ухода с работы в качестве муниципального инженера-строителя, Хейни понял, что ему нужно обратиться не только к прошлому своей семьи, но и к роли Германии в Холокосте. "Я ушёл с работы и подумал: «Я должен это сделать — я должен что-то сделать, чтобы вспомнить всех людей, погибших в нашей семье. Немцы должны сказать, что они сделали с евреями".

Хейни работал в сотрудничестве с Бундесархивом (Национальным архивом Германии) и Федеральным агентством гражданского образования (Bundeszentrale für politische Bildung), а также с Музеем коммуникаций во Франкфурте и Франкфуртским еврейским музеем (Frankfurt Jewishes Museum) над созданием многочисленных книг по истории Холокоста в Германии, в том числе "Der Weg nach Auschwitz" ("Путь в Освенцим"), "Abgestempelt: Judenfeindliche Postkarten" ("Антисемитские открытки"), "Das Geld des Terrors" ("Деньги террора") и "Spuren aus dem Ghetto Lodz 1940-1944" ("Следы Лодзинского гетто 1940-1944"). Книги Хейни сегодня хранятся в библиотеках, судах, школах, музеях, мемориалах и архивах по всей стране.

Плакат "Вечный жид", 1937 год
Плакат "Вечный жид", 1937 год

Гай Штерн (Guy Stern), директор Института праведников при Мемориальном центре Холокоста в Большом Детройте, говорит, что работа Хейни "абсолютно необходима в усилиях по созданию конкретных напоминаний и доказательств никогда ранее не совершавшегося злодеяния. Его коллекция артефактов, собранная благодаря напряженной работе, личной преданности и расходам … служила не только напоминанием о прошлых зверствах, но и защитой от антисемитизма [сегодня]".

Хейни, получивший высшую награду Берлина — Берлинский орден "За заслуги" из рук мэра в 2006 году, говорил, что действовал с двойной целью: документировать историю нацизма и одновременно донести эту историю до широкой общественности. "Мне пришлось изучать историю, поэтому я купил всё, что мог купить еврейского происхождения. Я покупал их в магазинах, на рынках, в антикварных лавках", — говорил он, вспоминая свои кропотливые исследования. "Ты должен посмотреть, ты должен присмотреться, ты должен пойти, ты должен спросить".