В психологии существуют различные феномены, которые показывают, как ожидания и вера в успех или неудачу могут оказывать реальное влияние на результаты. Один из таких феноменов - эффект Розенталя или эффект ожиданий. Суть этого эффекта заключается в том, что вера или ожидания о чьем-либо успехе, способна повысить вероятность этого успеха. В этой статье мы рассмотрим, что такое эффект Розенталя, как он работает и какие практические применения имеет это психологическое явление.
Эффект Розенталя был назван в честь американского психолога Роберта Розенталя, который в 1968 году провел серию исследований. Логика проста - если человек верит в какую-то информацию, то он бессознательно ведет себя так, чтобы эта информация максимально подтверждалась.
Первая серия экспериментов заключалась в том, что группу незнакомых друг другу людей разбивали на пары. В одной группе пар говорили, что партнер симпатизирует другому партнеру. А в другой группе, наоборот, что партнер испытывает к испытуемому неприязнь. В тех парах, где человек думал, что симпатичен другому, он вел себя деликатно, мягко, конформно, соглашаясь с позицией напарника, даже если она была слегка не логичной. А в парах, где человек думал, что он неприятен напарнику, он был скован, подозрителен, насторожен и реже соглашался с у его мнением.
Более показательной была вторая серия экспериментов - "Дети Розенталя". Суть заключалась в следующем: при наборе нового класса учителю сообщались характеристики учеников. Дети были выбраны примерно одинаковые по успеваемости. Про часть детей сообщалось, что они очень успешны, кандидаты в будущие гении. А про часть сообщалось, что они обычные, средние и даже плохо успевающие по некоторым предметам. Через несколько месяцев проведены срезы мнений преподавателей об успешности учеников. По итогу выяснилось, что группа учеников, заявленная в качестве "суперуспешных будущих гениев" получала от учителей хорошие отзывы, похвалы и отличные оценки. Все остальные, кто на входе не имел таких хороших характеристик, оставались посредственностью со средней или даже плохой успеваемостью. Розенталь показал, что если преподаватели верили в способности учеников и демонстрировали высокие ожидания относительно их успеха, то это также стимулировало учеников показать лучшие результаты. Здесь мы видим 2 вектора: со стороны преподавателя - вера учителя в успех позволяет ему также и оценивать этот успех; со стороны ученика - вера в его успешность стимулировала учиться лучше.
Эффект Розенталя основан на понятии «самоисполняющееся пророчество»: когда ожидания об успехе или неудаче становятся самоисполняющимся. Значит, когда кто-то верит, что другой человек будет успешным в определенной области, он начинает обращать внимание и искать признаки этого успеха. Это взаимодействие между ожиданиями и воздействием на других людей может привести к настоящему изменению поведения и достижению лучших результатов.
Применение эффекта Розенталя может быть обнаружено в различных сферах либо контекстах. Например:
1. Образование: Учителя, которые верят в потенциал своих учеников, демонстрируют высокие ожидания и предоставляют дополнительную поддержку, способствуют повышению успеваемости и раскрытию потенциала учеников.
2. Работа: Руководители, которые доверяют своим сотрудникам, выражают веру в их способности выполнить работу на высоком уровне, повышают уровень самоэффективности и мотивации сотрудников, что может привести к улучшению их производительности.
3. Спорт: Тренеры, которые полагаются на способности своих спортсменов и умеют демонстрировать высокие ожидания, могут помочь им достигнуть новых спортивных результатов и повысить уровень успеха.
4. Личные отношения: Верить в партнера и его потенциал может положительно влиять на личные отношения и успех совместных проектов.
Использование эффекта Розенталя требует осознанности и ответственности, так как ожидания могут иметь как положительные, так и отрицательные последствия на других людей. Важно быть осведомленным о своих ожиданиях, быть честным и справедливым в своих оценках, и нести ответственность за влияние, которое они могут оказывать на окружающих.
Понимание эффекта Розенталя имеет большую практическую значимость и может быть использовано для повышения производительности, мотивации и успеха в различных сферах жизни. Ключевыми аспектами воздействия эффекта Розенталя являются высокие ожидания, доверие, поддержка и вера в потенциал других людей. Формирование позитивных ожиданий и создание благоприятной обстановки может способствовать развитию потенциала и достижению более высоких результатов.
Если вам нужна помощь психолога, я с радостью вам помогу. Моя страница на B17 - https://www.b17.ru/shershnev_roman/