О том, как идёт реформа контрольной деятельности, что приходит на смену проверкам, рассказал статс-секретарь — замминистра экономического развития РФ Алексей Херсонцев на форуме Российского союза промышленников и предпринимателей.
Минэкономразвития координирует реформу контрольной деятельности на федеральном уровне. В 2016 году запущен Единый реестр проверок, внедрены базовые принципы систем профилактики и управления рисками. Но настоящий прорыв произошёл в 2020-м, когда был принят новый закон о контроле. Он установил следующие правила для контролёров и контролируемых.
• Опираться на индикаторы риска.
• Предупреждать нарушения, а не штрафовать за них.
• Перевести контроль в онлайн-режим.
• Дать возможность обжаловать решения контролёров в досудебном порядке.
Как проводится реформа и что она даёт
Реформа проводится в условиях моратория на проверки бизнеса. До 2030 года действует запрет на проведение плановых проверок предприятий, которые не относятся к чрезвычайно высокой и высокой категориям риска. На 2024 год продлён мораторий и на внеплановые проверки — за исключением объектов контроля, отнесённых к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска, а также проверок, которые проводятся контрольными органами на основании индикаторов риска нарушения обязательных требований.
За счёт моратория число проверок бизнеса сократилось в 4 раза по сравнению с дореформенным 2019 годом. При этом, по данным самих контрольных ведомств, количество инцидентов не увеличивается.
Индикаторы риска
Индикаторы подсвечивают контрольным ведомствам проблемные объекты, а бизнесу помогают формировать ориентир на добросовестное поведение. Проверки на основании индикаторов риска показывают ~ 100%-ную эффективность, в ряде случаев в 2 раза результативнее, чем проверки без индикаторов риска. В прошлом году утверждены ~ 200 новых индикаторов риска.
Профилактические визиты
В 2023 году проведено > 1 млн профилактических визитов — в 2 раза больше, чем в 2022-м. Теперь контролирующие органы помогают бизнесу исправлять ошибки, а не наказывают за них.
Как бизнес оценивает профилактические визиты
На портале госуслуг провели опрос компаний, к которым органы контроля приходили с профилактическими визитами. Опрошенные положительно отнеслись к такому подходу: 93% сказали, что получили разъяснения обязательных требований, 68% заметили отличия от проверок, 95% узнали ответы на все свои вопросы.
Как бизнес защищают от несправедливого контроля
Запущена система досудебного обжалования — она позволяет бизнесу оспорить решения контролёров. Бизнес может также попросить продлить сроки исполнения предписаний. 80% таких ходатайств удовлетворяются.
Что дальше?
На следующем этапе реформы контрольной деятельности будут развиваться механизмы профилактики. Один из них — соглашение об устранении нарушениймежду бизнесом, регионом и органом контроля.
Соглашение будет включать основные этапы устранения нарушений.
Контролёр сможет проверить реализацию этих этапов, а бизнес вместо штрафа будет инвестировать в производство. Аналогичная конструкция предусмотрена и для бюджетных учреждений.