Прежде, чем говорить о просвещении в отношении законов мысленной энергии, столь необходимом сейчас, заметим следующее. Очень часто в таких вопросах люди сетуют на то, что "системы" слишком далеки от всех этих важных, но "слишком тонких материй". К примеру, что толку нам знать о тонкостях традиционного восточного отношения к психической составляющей звучаний, если "наша школа" всё равно в целом ориентирована на "скорость и точность". Такие и подобные аргументы, к сожалению, часто высказываются, и многие, в том числе учителя, пребывают в ожидании, когда появится "хороший дирижёр", чтобы враз "настроить" оркестр ("систему") на нужный "лад" (изменить подходы, принципы, идею…).
Между тем, жизнь "устроена" так, что именно от каждого участника "оркестра" зависит, как скоро "изменится концепция". Если каждый "в своей партии" внесёт мысль и чуткость к интонации, наполнив "исполнение" смыслом, то и всё в целом под воздействием "вибраций частей" будет изменяться.
Просим прощения за эти "длинноты" аналогий и метафор, но именно в непонимании того, что мысль каждого человека есть мощнейшая преобразующая энергия, хотя и незримая, кроется одна из главных проблем. Увы, современность слишком приучила всех к яркой зримости, внешним эффектам. Хотя уже многие понимают, что эти внешние эффекты чаще всего остаются на поверхности, не затрагивая глубины – ни в человеке, ни в жизни.
Применительно "к практике" сказанное означает, что каждый учитель, каждый воспитатель может делать очень многое для своих подопечных, – достаточно "привнести" в общение внимание к качеству энергии ("атмосфере") и красоте, сказать о смыслах изучаемого предмета, о некоторых основных законах жизни: например, причинно-следственной связи, которая пронизывает всю жизнь человека и главное причинно-образующее – именно мысль, намерения, мотивы. Объяснить, что талант – это далеко не только внешние способности, но прежде всего качество психической энергии человека – духовность, сердечность, способность к синтезу.
Для того, чтобы "упоминать" о важном, не надо "менять программы", и совсем необязательны некие факультативы, или перегруженность общения. Это, скорее, тот культурный фон, который может (и должен) создавать каждый, кто учит и воспитывает, или занимается иной деятельностью, влияющей на сознания людей…
Говоря о мысли как о факторе оздоровления, следует понимать, насколько необходима целенаправленная деятельность просвещения молодёжи, особенно в условиях очень "активного" хаоса волеизъявлений. Пусть, во-первых, каждый учащийся будет проинформирован о том, что именно то, что невидимо, непрерывно воздействует на всё окружающее: волны мыслей, излучения психической энергии несут либо благотворность – красоту, либо безобразие, отравляющее окружающих и закрывающее возможности для самого породителя таких мыслей (мотивов, намерений).
Во-вторых, само представление об образовании необходимо возвысить: идея накопления разрозненных знаний не годится для Нового Века, как не годится и зауженный "прагматизированный" подход к образованию. Необходима идея осознанного единства знания и его культурных смыслов (благородного назначения Знания).
Каждое усилие в направлении углубления мысли и укоренения мышления в сердечном восприятии знания даст результаты в виде нового качества образования.
Но надо оставить в прошлом привычки ждать быстрых и ярких результатов детского познания и творчества, отказаться от необходимости демонстраций и непрестанных соревнований.
Внимание к мысли как к качеству постоянно действующей энергии открывает тот уровень, на котором большинство сегодняшних проблем имеет лучшие решения. Сколько искр истинной талантливости украсят поле деятельности. Не забывая о помощи Мира Высшего, поймём, что качество психической энергии, огонь, в котором все успехи, все благие преобразования – в каждом сердце.
Когда трудная задача не решается, ученику предлагаем остановиться и сосредоточиться в безмолвии, или представить предстоящее действие… Именно сосредоточение, а не привычные многократные повторы, значительно скорее приводят к новому качеству. Подобно тому, как в лечении принятие лекарства чередуется с мысленным "приобщением" к образу здорового состояния.
Главный фактор всех достижений – психическая энергия – активизируется мыслью. Мысль – агент духа. Но созидательна лишь мысль, исходящая из сердца.
Каждый ребёнок пусть будет просвещён о законах мысли. Пусть распространится истина о том, что ценность мысли равна степени её бескорыстия. Знание в единстве с красотой определяет силу мысли. Энергия мысли лишь тогда созидательна, когда она от светлого начала.
Огонь, затемнённый эгоистическим желанием, принесёт лишь разрушение. Каждый, кто сосредоточит мысль на эгоистических желаниях, не только не обретёт благо, но неминуемо придёт к разрушению даже имеющихся достижений.
Такова природа Огня, таковы законы действия тонких сил, важнейшая из которых – сила мысли.
Закончим прекрасными словами С.Н. Рериха:
"Часто можно слышать такое замечание: "Что толку в размышлениях… о так называемых духовных материях… может ли это дать какую-то осязаемую пользу?…" Говоря так, люди забывают, что самой основой нашего бытия является тот неосязаемый духовный фон, который нельзя измерить или определить вне его внешнего проявления на физическом плане, через более грубые, физические чувства. Кто может измерить способность мыслить и уровни различных видов мышления, кто может измерить талант и степени нашего воображения, где найти слова или градацию, чтобы охарактеризовать внутреннюю работу самого сокровенного мыслительного процесса человека? Ведь эти процессы так же реальны, как сама жизнь, поскольку ничего не существует вне их, и в своей совокупности они образуют глубокие, коренные причины видимых внешних следствий… все видимые существующие явления имеют свой источник на внутреннем плане…" (С.Н. Рерих "Искусство и жизнь", Книга Первая, 75).
Автор статьи Гореликова М. В.
Полностью статью "Внимание к энергии мысли..." можно читать в газете "Scalae", на нашем сайте "Живая Школа".