Найти тему
Звук и мысль

Внимание к энергии мысли – путь к оздоровлению образовательной среды

Котор. Фото автора
Котор. Фото автора

Мудрость всех веков утверждает ценность мысли одухотворённой и сердечной. Не интеллект – "создатель" и "творец" всех благ цивилизации и культуры, но мысль. Мысль – явление более глубокое, чем даже самые современные представления об интеллекте. Энергия мысли, творческая и "проницающая" – это энергия, соотносимая с глубиною Бытия, имеющая начало в глубине духа человеческого.

Интеллект, не согретый энергией сердца, не имеет творческой силы. Искусство как средство развития творческого потенциала разума превознесено не случайно, но "тайна" воздействия настоящего искусства на разум – в его способности пробуждать творческий огонь мышления, который в сердце. (Наука, наверное, ещё не приблизилась к этой истине, которая утверждалась всеми великими учениями и философиями: Мысль и красота – понятия (и явления) взаимонеобходимые.)

В наше информационно насыщенное время многим кажется, что человечество стало интеллектуальнее, и надежды на искусственный интеллект питают воображение многих – истинно, "наивность" нашего прагматичного времени… Этот же "наивный прагматизм" и опустошает образовательную среду.

"Ты спрашиваешь, чего тебе следует больше всего избегать? Толпы. Ведь к ней не подступиться без опасности! …Нет врага хуже, чем толпа, в которой ты трёшься… проводи время только с теми, кто сделает тебя лучше, допускай к себе только тех, кого ты сам можешь сделать лучше…" (Сенека "Нравственные письма к Луцилию", Письмо VII).

Находящиеся в условиях современного обучения, пребывают именно "в толпе" возбуждённых мыслей, в хаосе мысли суетящейся, не знающей тонких напряжений, чуждой глубине. Условия образовательного процесса являются неподходящими для решения своей главной задачи – воспитания мысли, способной к созидательной деятельности, которая "отепляет" Мир, делает жизнь человечнее и одухотворённее.

Вдумаемся в приведённое выше утверждение великого Сенеки о вреде поверхностного, хаотичного напряжения для настоящего развития мысли. "Не допускать" – прежде всего мысли, подобные "толпе". Изречение великого Сенеки о толпе можно применить и к пониманию тех энергетических условий, в которых находится человек в современной жизни. Подобно хаотичной толпе, поверхностное и заражённое своекорыстием поле мышления отнимает силы, огрубляет чувства, ослабляет внимание, волю.

Школа и процесс обучения в целом очень нуждаются в условиях гармонии психической энергии. Для воспитания мысли необходима атмосфера мысли – пространство, наполненное энергией чистой, не "суетящейся", но сосредоточенной мысли. Но именно настоящее время отличается напряжением поверхностных энергий ума и акцентированием тех чувств и, главное, мотивов деятельности, влияние которых является угнетающим в отношении психической энергии и сознания.

Ничто так не унижено в современном мире, как мысль. Современный человек немало наслышан о мысли. Уже стали трюизмами утверждения материальности мысли. При этом немногие обращают внимание на качество энергии мышления в процессе деятельности – своей, своих детей, подопечных, воспитуемых.

Однако, не так уж сложно, как может показаться, переменить условия, или хотя бы начать действовать в этом направлении – улучшать качество энергии, создавать условия, способствующие гармонизации психической энергии – и учеников, и учителей.

Те, кто думает об этом, могут привести разные полезные методы, среди которых не последним будет классическая музыка и просто минуты тишины ("слушания Тишины"), которые можно ввести в каждый урок, и пусть это будут мгновения возвышения мысли. В этой "тишине" надо "задать" тональность – думать о Прекрасном. Кто-то скажет, что правильнее сказать о необходимости молитвы. Но это верно лишь отчасти, поскольку слишком разные представления о молитве только усложнят решение задачи. Пусть каждый устремляется как умеет, лишь бы не в грубости. Это если говорить о методах быстрого улучшения качества энергии. Но главным будет – конечно, углубление знаний о мысли как об энергии.

Школы и культурные учреждения первыми могут внедрить в практику деятельности принцип внимания к качеству энергии мысли. Даже ребёнок чувствует, что такое "атмосфера", способствующая сосредоточению, не отнимающая силы.

Мысль, когда она будет понята как носитель качественной энергии, усилит все лучшие возможности. Попранный приоритет воспитания будет восстановлен тоже на пути внимании к качеству энергии мысли, или, можно сказать, к качеству энергии, образующейся в результате мышления.

"Когда мысль человеческая признает двигатель – сердце не как эгоистический аппарат, но как общателя с тончайшими энергиями, немедленно жизнь начнёт суждённое преображение" (Е.И. Рерих).

Автор статьи Гореликова М. В.