Найти в Дзене
Пытливый осел

Каково жилось темнокожим в Америке 60-х: полотно Нормана Роквелла, которое отражает проблемы расовой сегрегации

Оглавление

Казалось бы, обычная картина – идет себе девочка, учебник с линейкой тащит. В чем смысл-то? Конечно, ничего примечательного в ней и не было бы, если б не одно «но». Создавался сей шедевр в 60-е годы, а шла темнокожая девчушка в школу для белых. Нонсенс для тех времен! Картина появилась впервые в журнале «Look» как иллюстрация (уж на обложку-то не рискнули все-таки разместить). Ух, что тут началось! Кто-то поддерживал автора, кто-то критиковал за антисоциальную пропаганду, а кто-то и вовсе высказывал свое «фи», дескать, и не картина это вовсе, а натуральное воплощение американского мещанства.

Норман Роквелл, "Проблема, с которой все мы живем", 1964 г.
Норман Роквелл, "Проблема, с которой все мы живем", 1964 г.

Реальная история как основа картины

«Проблема, с которой мы живем» - это одна из знаковых вещей, наглядно иллюстрирующих Америку того времени. Темнокожая девочка в центре – Руби Бриджес, которая первой из афроамериканцев переступила порог школы для белых детей. Естественно, это бурю негодования вызвало среди населения: и помидорами в нее кидались, и надписи обидные писали, и даже маленькие гробики с черной куклой подкладывали.

Тут же на картине сотрудники Службы маршалов можно с желтыми повязками на рукавах. И это тоже не вымысел: из-за многочисленных угроз власти были вынуждены приставить к маленькой Руби охранников, которые сопровождали ее в школу каждый день. На картине нет художественного вымысла как такового: Роквелл отобразил суровую и неприглядную реальность Америки 60-х. И это ведь уже тогда, когда идея расовой сегрегации дала трещину, в былые времена малышка Руби точно не отделалась бы легким испугом.

Автопортрет
Автопортрет

Насыщенная жизнь Роквелла

В отличие от многих своих «собратьев по кисти» Норманн Роквелл получил популярность в молодые годы. Еще в 15 лет он стал ведущих художником журнала «Boys Life», а в 21 основал собственную студию и продолжил создавать свои творения. Ох, и много наделал шума живописец картинами, наглядно иллюстрировавшими яркие моменты из жизни Америки ХХ века. Но и награду за них получил достойную – мировое признание и президентскую медаль Свободы. Часть работ Норманна была уничтожена пожаром, а оставшиеся работы были переданы автором одной из американских организаций, которая впоследствии открыла музей имени Роквелла.