1939-1941 годы
Восточный фронт
В октябре 1939 года Абвер II начал формировать полк «Бранденбург» для использования его в войне против СССР. В полк старались набирать лиц из национальностей, проживавших на территории СССР, знающих язык и местные обычаи.
Для действий на территории Украины Абвер II в сентябре 1940 года начал формировать из украинцев (в основном из западных областей) строевые подразделения. Так, к примеру, зимой 1940/41 года II отдел Абвера в лагере Нейхаммер под Лигницем сформировал батальон из украинцев, служивших до этого в польской армии, и имевших хорошую боевую выучку. Данный батальон получил кодовое наименование «Нахтигаль».
22 июня «Нахтигаль» вместе с 1-м батальоном полка «Бранденбург» переходит границу СССР и вместе с немецкими войсками с боями продвигается к Львову.
Разведгруппы «Нахтигаля» и 1-го батальона «Бранденбурга», которые побывали во Львове, принесли известие, что поляки, проживающие во Львове*, собираются уничтожить или уже расстреляли в городе множество украинцев**.
Поэтому командиры обоих батальонов решили войти во Львов на семь часов раньше, чем планировало немецкое командование***.
30 июня, после вступления немецких войск и частей «Нахтигаля»**** и 1-го батальона полка «Бранденбург», бойцы «Нахтигаля» заняли Львовскую радиостанцию и провозгласили «свободную, самостоятельную» Украину*****.
Несколько дней спустя служба Розенберга заявила резкий протест, и вскоре созданное министерство восточных территорий упразднило термин Украина на территории между Перемышлем и Тарнополем. Был организован дистрикт «Галичина», который был включен в Польское генерал-губернаторство******.
В тот же день (30 июня) солдаты батальона «Нахтигаль» обнаружили в тюрьмах НКВД «тысячи только что расстрелянных своих соотечественников»*******, что привело к всплеску ненависти к советским властям, и множество украинцев изъявили желание воевать против СССР.
Благодаря этому немцы не испытывали затруднений в наборе надёжных переводчиков и вспомогательного персонала из местных жителей.
Если верить источнику, то население Львова «с ликованием встречало немецкие войска».
На улицах украинской частью населения воздвигались триумфальные арки и проходили службы благодарственных молебнов, в которых участвовали вместе местные жители и немецкие солдаты********.
(Источник: О. Райле)
* На момент вступления немецких войск во Львове проживало 312 тысяч человек. Из них более 157 тысяч составляли этнические поляки, что составляло чуть более 50%, более 99 тысяч - евреи (32% ),более 49 тысяч украинцев (16%).
** Интересное указание, что боялись не расстрелов со стороны НКВД, а погромов и расстрелов со стороны польского населения Львова.
*** Это было не сложно, так как к тому времени было ясно, что Красная Армия покидает Львов. Об этом красноречиво свидетельствовали горящие склады, которые невозможно было эвакуировать из-за отсутствия вагонов (железнодорожники угнали их на восток раньше времени пустыми).
****Командование: майор Фридрих Вильгельм Гейнц (нем. Friedrich Wilhelm Heinz) осуществлял общее руководство как командир 1-го батальона полка «Бранденбург-800», которому «Нахтигаль» перешёл в оперативное подчинение. Обер-лейтенант Ганс-Альбрехт Герцнер (нем. Hans Albrecht Herzner) непосредственно командовал личным составом, а руководство со стороны ОУН(б) осуществлял Роман Шухевич (в источниках ОУН его должность указывается как «политический воспитатель» (укр. політвиховник)). Обер-лейтенант Теодор Оберлендер исполнял функции офицера по связи с абвером. Командный состав был в основном немецким, за исключением некоторых командиров взводов и отделений.
**** А вот здесь О.Райле явно лукавит и не сообщает правды о событиях 30 июня – 2 июля, которые произошли в те дни во Львове. На деле Львов захватили отряды ОУН(б), то есть, бандеровцы. Они провозгласили создание Самостийной Украинськой державы. Перерезали движение по железной дороге и шоссе, что лишило подвоза боеприпасов немецкие части, сражающиеся на фронте. Начали отстреливать конкурентов из ОУН(м) А. Мельника. Все это не понравилось немецкому командованию. Особенно перебоис подвозами военных грузов к фронту для наступающих немецких частей. Для наведения порядка во Львове немцам пришлось снять с фронта и развернуть на Львов одну танковую и две пехотные дивизии. То есть, объективно выступление бандеровцев во Львове сыграло на руку командованию Красной Армии, сумевшему за эти три дня подтянуть резервы из глубины страны для укрепления фронта. И не просто так А.Гитлер велел арестовать С. Бандеру (был арестован 5 июля). Умалчивает Райле и о еврейских погромах, имевших место в те дни. Хотя и с погромами большой вопрос. В погромах 30 июня – 2 июля пострадало до 4.000 евреев. Немцы позднее расстреляли еще 3.000. То есть, всего около 7.000 человек. Это при еврейском населении Львова в 99 тысяч. Не кажется ли, что это были не еврейские погромы на этнической основе, а расправы с теми, кто тесно сотрудничал с Советской властью и НКВД, после вступления во Львов Красной Армии в 1939 году. (https://zalizyaka.livejournal.com/404880.html; https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D1%8C%D0%B2%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BF%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%BE%D0%BC_(1941))
***** Это и понятно. Раз большинство населения Галичины поляки, то и входить территории, населенные поляками, должны были в Польское генерал-губернаторство.
****** Было расстреляно чуть более двух с половиной тысяч заключенных, которых не успели вывезти на восток. При этом далеко не все из расстрелянных были украинцы. Здесь источник лукавит. При этом, часть расстрелянных были уголовники (кстати, последних могли расстрелять и сами немцы, а потом свернуть на НКВД).
******* Непонятно, почему поляки, проживавшие во Львове должны были радоваться приходу немцев. Это раз. Второе, о каких совместных молебнах местных жителей и немецких солдат могла идти речь? В нацисткой Германии такие вещи не приветствовались. К тому же большинство верующих немцев были либо протестанты, либо (меньшинство) католики. А жители Львова украинской национальности были униаты (а это вовсе не католики). Истинные католики к униатам относятся с недоверием. И правильно делают. Предавший свою церковь, предаст и любую другую.