Найти в Дзене
Дзен для авторов

Юное поколение игнорирует запятые, заглавные буквы и другие правила. Почему это происходит?

Оглавление

Если вы переписывались с подростками, родившимися после 2010 года, читали их соцсети или блоги, вы могли заметить, что они пишут иначе. Их тексты зачастую набраны только строчными буквами, фразы обрывисты, привычных точек и запятых не хватает, зато эмодзи и непонятных аббревиатур — в избытке. В чем же дело? Попробуем разобраться в этой статье.

О какой неграмотности речь

-2

Представители поколения альфа (к ним относят подростков, родившихся с 2010-х годов) не застали мира без интернета, а период их взросления пришелся на технологический бум. Помимо того что они растут в «умных» домах, в их школьные годы случился ковид — и занятия перешли в онлайн-созвоны в Zoom. При всем развитии технологий, умных клавиатур и автозамен сложно писать неграмотно. Но вот, например, несколько популярных трендов:

Строчные буквы. Альфа и зумеры верят, что заглавные буквы в переписке делают общение более формальным и строгим.

Короткие фразы вместо длинных предложений. Чем моложе пользователи, тем выше вероятность, что они дробят мысли на отдельные сообщения, а не пишут длинные тексты.

Отсутствие точек в конце предложений. Точка воспринимается как демонстрация резкой или даже злой интонации в переписке.

Запятые и другие знаки препинания. Когда человек старается дотошно соблюдать правила пунктуации в своих сообщениях, это тоже воспринимается как признак излишней формальности переписки или указатель на старший возраст собеседника.

Почему так происходит?

-3

Современные дети не фокусируются на том, что пишут. Поколение альфа отличает быстрота реакции, умение находить информацию и энергичность. Но вот с концентрацией у них проблема. Исследования показывают, что альфа в среднем задерживают внимание не более чем на секунду.

Грамотность для альфа — признак формализма и школьных рамок. Глобализация сыграла большую роль в мировоззрении альфа — они открыты новому, толерантны и все меньше хотят соответствовать каким-либо стандартам. Например, нормам русского языка.

Они привыкли очень быстро передавать и усваивать информацию.
Естественное стремление успевать за потоком событий и развивающееся клиповое мышление задают темп общения в интернете. Короткие фразы без знаков препинания, сокращения слов, опечатки, на исправления которых не тратится время, — это все сюда.

Инфлюенсер Николь Пелегрино (31 год) пообщалась на эту тему со своей младшей сестрой Симоной (12 лет).

«
Я пишу нормально (= грамотно. — Прим. ред.), только когда в плохом настроении. И обычно общаюсь короткими сообщениями. Длинные тексты — это для поздравлений на день рождения», — поделилась Симона.

Развитие собственного сленга и формата его употребления. Молодые люди часто используют символы, эмодзи, иностранные термины и выражения. Новые слова изобретаются на ходу, чтобы точнее передать смысл, юмор и ощущения.

Стоит ли бить тревогу?

-4

Каждый по-своему воспринимает грамотность на письме. Общение в мессенджерах или комментариях в блоге чаще всего неформальное, поэтому редко кто всерьез беспокоится из-за пунктуации и орфографии. При этом филологи бить тревогу не спешат.

  • Во-первых, опросы показывают, что школьники игнорируют правила русского языка преимущественно в общении друг с другом. Родителям, учителям и другим старшим дети стараются писать грамотно.
  • Во-вторых, то, что одни считают ошибками, другие именуют трансформацией. Язык живой, и изменения в нем естественны.

Тем не менее за свободой и скоростью общения стоит небрежность и толерантное отношение к неграмотности. Пока еще слишком мало исследований, чтобы делать выводы. Что понятно уже сейчас — консервативная образовательная машина не успевает найти подход к альфа, привить любовь и сделать модными правила русского языка ей еще тяжелее.

Но есть и хорошие новости. Грамотность — это не врожденный навык. Его всегда можно развить с помощью чтения (насмотренности) и письменных упражнений (практики). Даже если в перерывах между ними переписываться с друзьями в уже привычной безграмотной манере.