Найти тему
Найди свой Дзен

Существует ли врожденная грамотность? Разбираемся с лингвистом, филологом и психологом

Оглавление

Редкий человек с грамотным письменным русским может похвастаться, что знает все правила наизусть. Не всегда он сможет объяснить, почему написал сложное слово именно так, а не иначе. Говорят, это и есть врожденная грамотность: в тонкости орфографии и пунктуации не особо вникаешь, но при этом ошибок не делаешь. Откуда берется такая суперспособность и от чего зависит? Перед Тотальным диктантом — 2022 вместе с блогерами Дзена разбираемся в этом феномене и выясняем, можно ли прокачать грамотность, или придется жить с той, что уже есть.

Подписывайтесь на блоги о русском языке в Дзене и смотрите трансляцию Тотального диктанта на канале #всемдиктант. Она начнется 9 апреля в 7:30 и закончится 10 апреля в 00:30 по московскому времени.

Грамотными не рождаются. Нет такого гена, который бы позволил нам писать без ошибок (или его пока не открыли)

Выражение «врожденная грамотность» подразумевает, что это базовая настройка организма. Но если она и есть, то ученые пока не могут этого доказать. Наоборот, установлено, что умение писать без ошибок — это приобретенное свойство. Американский лингвист Ноам Хомский говорит, что у детей есть предрасположенность к чтению и письму. То есть они склонны к обучению, но, чтобы развить грамотность, им нужно прилагать усилия.

Римма Раппопорт, автор книги «Читай не хочу», блогер Дзена:

«Грамотность не может быть суперспособностью в чистом виде, но есть люди, у которых более развито языковое чутье».

Николай Полковский, филолог, автор дзен-канала «Грамотность»:

«Отвечая на вопрос, почему я пишу грамотно, если не знаю правил, лингвисты используют термин „языковое чутье“ или „чувство языка“. Это феномен формируется в результате стихийного овладения речью и переработки информации».

Чтобы развивать языковое чутье, нужно сначала научиться говорить и постоянно взаимодействовать с окружающим миром. Большинство детей закладывают фундамент своей грамотности на втором-третьем году жизни, еще до того, как начнут изучать буквы.

-2

По словам детского нейропсихолога Наталии Романовой-Африкантовой, в мозге нет зоны, которая отвечала бы за врожденную грамотность. Но есть ряд функций, от которых зависит навык грамотного письма. Это зрительное восприятие, зрительная память, умение переключаться с текста целиком на его отдельные детали. Все эти функции развиваются еще с дошкольного возраста, поэтому подготовка к грамотному письму начинается еще до знакомства с первой буквой.

Зрительное восприятие и переключение внимания у детей развивают задания типа «найди различия», пазлы, мозаики и даже простые кубики; у взрослых — осознанное наблюдение за окружающим миром: рассматривание оттенков заката, узора на плитке в ванной комнате, подмечание количества окон в доме напротив.

Зрительную память удобно тренировать по вечерам: вспомнить, в какой одежде сегодня были друзья в садике или коллеги в офисе, как расположены полки в супермаркете или мебель дома у бабушки.

-3

Некоторым людям больно смотреть на «малако» — это помогает им правильно писать

Филологи Светлана Бурлак и Ирина Левонтина рассказывали «ПостНауке», что некоторым людям неприятно смотреть на слова с ошибками вроде «малако» и «жызнь» примерно так же, как слушать скрип ногтя по стеклу. Это явление называют орфографической зоркостью и связывают с особенностями работы мозга. Человек может воспринимать знакомые слова как картинки, а не как языковые символы.

Олеся Дроздова, участница Тотального диктанта, автор дзен-канала «Беречь речь»:

«Я использую особенность восприятия в минуты сомнений: записываю на листочке несколько вариантов и проверяю, какой из них вызывает отторжение».

Орфографической зоркостью также называют ситуацию, когда визуальные образы помогают запомнить написание слов. Вот пример упражнения по методике врожденной грамотности:

  1. Найдите небольшой текст с яркими визуальными образами. Подойдет описание природы: «Заря разгоралась, и мы, замирая, смотрели на расстилающуюся долину. Было из-за чего замереть: едва коснувшись вымокшей травы, первые лучи солнца блистали…»
  2. Прочитайте текст целиком, но не пытайтесь запомнить его наизусть.
  3. Закройте глаза, представьте текст в виде картинки.
  4. Напишите свой вариант текста, опираясь не на память, а на визуальный образ. Чем больше он совпадет с оригинальным текстом, тем лучше развита ваша орфографическая зоркость.
-4

Чем больше читаешь, тем больше шансов грамотно писать

Уровень грамотности зависит от индивидуальных особенностей каждого человека. Бывают люди просто невнимательные по своей природе, а иногда встречаются специфические нарушения, например дисграфия. Это когда человеку сложно соединить в одно целое звучание слов и то, как они выглядят. Например, корова на письме может стать «каровой», «корововой» или «корвой».

При этом некоторые могут стать грамотнее, если будут больше читать. Ведь чем чаще мы видим слова перед глазами, тем вероятнее напишем их правильно. Наталия Романова-Африкантова говорит, что чтение действительно поможет, если у человека хорошая зрительная память. Но если она оставляет желать лучшего, то не спасут даже тысячи прочитанных книг.

Еще один важный нюанс: перед глазами регулярно должны быть не просто тексты, а грамотно написанные тексты. Переписка в чатах и посты в соцсетях могут вызвать обратный эффект: когда предложения без запятых и слова с ошибками начинают казаться нормой. Полезнее всего читать классическую художественную литературу и блоги филологов и лингвистов — в таких текстах вероятность грубых ошибок ниже.

Делаем выводы: на мифический ген грамотности лучше не рассчитывать. Но наклонности к грамотному письму все-таки есть: это зрительное восприятие, зрительная память, языковое чутье. В любом случае вы можете улучшить ситуацию тренировками и чтением хороших книг.

Не обязательно каждый день зубрить правила, но полезно периодически проверять себя — например, участвовать в Тотальном диктанте. В 2022 году Тотальный диктант пройдет при поддержке Дзена. Текст для него написала Марина Степнова, автор книг «Сад», «Безбожный переулок», «Женщины Лазаря». Видеотрансляцию диктанта можно посмотреть на канале #всемдиктант.