Найти в Дзене
ПСИХОЛОГИЯ БЕЗ ГРАНИЦ

КТО В СЕМЬЕ ВОСПИТЫВАЕТ РЕБЕНКА?

Наталья Калинина – аспирант 2015г. (Медицинская психология), педагог-психолог, судебный эксперт
Наталья Калинина – аспирант 2015г. (Медицинская психология), педагог-психолог, судебный эксперт

Казалось бы, странный вопрос. На первый взгляд ответ очевиден-оба родителя.

А КАК НА САМОМ ДЕЛЕ ОБСТОЯТ ДЕЛА?

Большая часть обращений к психологу по вопросам поведения или низкой школьной успеваемости ребенка начинается со слов родителей о том, что в их супружеских отношениях все замечательно, вот только им немного «не повезло» с ребенком, который не хочет учиться и/или проявляет плохое поведение, например, целыми днями играет в телефоне, отказывается учить уроки, грубит родителям и учителям, агрессирует в отношении других детей и т.д.

ЧЕМ БОЛЬШЕ ИНФОРМАЦИИ, ТЕМ БОЛЬШЕ ПРОБЛЕМ ОТКРЫВАЕТСЯ В ОТНОШЕНИЯХ МЕЖДУ СУПРУГАМИ

Как правило, первое, что выясняется в ходе консультации (или по результатам психологической диагностики) – «папа всегда на работе». Единственный член семьи, которого он «воспитывает» - это жена. Иногда, оказывается, что отец общается с ребенком через супругу: «Скажи ему (ребенку), чтобы он шел учить уроки» или «Почему он (ребенок) у тебя не чистит зубы без напоминания?» и т.д.

Иными словами, мужчина отказывается взаимодействовать со своим сыном/дочерью предпочитая отдавать семье зарплату и продолжая жить своей жизнью «вблизи» семьи, не углубляясь в вопросы родительско-детских, а иногда и супружеских отношений.

ПРОДОЛЖАЕМ УТОЧНЯТЬ ИНФОРМАЦИЮ

Следующим важным моментом является понимание в каких семьях воспитывались сами родители, т.е. с какими «жизненными сценариями» они создали свою пару. Варианты самые разные, но общим является отсутствие их детского опыта адекватного построения взаимоотношений с отцом и матерью. Мать, чаще всего, была настроена на соблюдение внешних норм и правил, принятых в ближайшем социальном окружении (ребенок должен хорошо учиться, быть опрятным, сытым, вежливым), отец воспитанием ребенка занимался эпизодически в крайних случаях.

ЧТО СЕЕ ЗНАЧИТ?

Времена меняются, на фоне социально-экономических и технических новшеств жизнь предъявляет нам совсем иные требования. Поэтому рассуждения о том, как вы в детстве «слушались» своего отца или маму в деле воспитания подрастающего поколения не помогут. Значит современным родителям необходимо расширить опыт своего детства и самостоятельно создать культуру семейного воспитания детей.

СУЩЕСТВУЮТ ЛИ ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ?

Чем чаще работаю с проблемой родительско-детских отношений, тем больше убеждаюсь в актуальности педагогических знаний. Общие рекомендации для родителей существуют (тем, кто желает более подробно познакомиться с ними может открыть учебник ПЕДАГОГИКИ и хотя бы по диагонали посмотреть содержание параграфов).

Общие рекомендации:

- семье необходимы правила, помогающие организовать домашний быт, взаимодействие ее членов, определить сферы прав и обязанностей между каждым из них.

Правила устанавливаются по индивидуальному сценарию семьи, т.е. где-то этот вопрос решается на общем семейном совете, а где-то целесообразно провести директивное родительское решение. Главное – родителям необходимо понимать, что именно они будут отвечать за обучение и приучение детей к соблюдению принятых правил путем личного примера их выполнения.

ЧТО ОБЕСПЕЧИВАЕТ УСПЕХ В ВОПРОСАХ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ?

- единство взглядов родителей в каждом возникшем вопросе;

- единство требований отца и матери, предъявляемых ребенку;

- единство и стабильность способов реагирования родителей на выполнение (или отказ) ребенком установленных в семье правил.

СЕКРЕТ успеха воспитания детей состоит в том, что ВОСПИТЫВАЕТ ребенка именно отец (его любовь обусловлена), в обязанность матери входит проявление любви (безусловной) и заботы к своему ребенку.

Счастья и благополучия вам мои читатели. С благодарностью приму ваши комментарии. Приглашаю Вас подписаться на мой канал «Психология без границ», где мы сможем легко и откровенно обсуждать серьезные вопросы.