Ежегодно в России фиксируется более пяти тысяч отказов от приемных детей. В 60% случаев возврат происходит по инициативе приемных родителей. В остальных случаях решение принимается по запросу органов опеки из-за неисполнения родителями опекунских обязанностей, а в некоторых ситуациях и из-за желания самого ребенка.
Чаще всего возвращают подростков. Это наиболее сложный возраст, когда у ребенка с опытом сиротства может проявиться весь спектр трудного поведения. Иногда конфликт заходит настолько далеко, что спасти семью становится невозможным.
Психолог Наталия Мишанина работает в сфере приемного родительства уже более 20 лет. Ей не раз приходилось сталкиваться с ситуациями, когда приемные родители были на грани отказа от ребенка. Многие семьи удалось спасти – для этого потребовалась долгая работа как с родителями, так и с ребенком. Но в некоторых случаях противоречия внутри семьи были настолько велики, что все усилия специалистов и попытки спасти ситуацию оказались напрасными. Вот одна из таких историй.
Молодая одинокая женщина взяла из детского дома 9-летнюю девочку. Приемной маме на тот момент было чуть больше 30. Они успешно прошли период адаптации, девочка освоилась дома, и долгое время в семье все было хорошо. Мама очень многое вложила в приемную дочку. Она водила ее к лучшим специалистам: подлечила хрупкое здоровье, помогла исправить речь.
Прошло 7 лет. Маленькая девчонка из детдома оформилась в весьма красивую, интересную 16-летнюю девушку. У нее сформировалось представление о себе, появилось собственное мнение, причем отличное от мнения приемной мамы. В семье начались конфликты, перераставшие в бурные ссоры с выяснением отношений и долгими обидами. Накал был очень серьезным. Находясь на грани отказа от ребенка, мама обратилась к психологам службы сопровождения.
«Мама начала очень ревностно реагировать на взросление дочери, – рассказывает психолог. – Ей казалось, что дочь с ней конкурирует, неправильно себя ведет. Когда в дом приходили друзья-мужчины, женщине казалось, что дочь с ними заигрывает, специально провоцируя мать».
Целых полгода служба сопровождения работала над восстановлением отношений. На семейных сессиях с психологом многократно проговаривались взаимные претензии, обсуждались пути решения. В конце сессии мама с дочкой обнимались, обещали друг другу впредь вести себя иначе. Но как только они выходили за порог кабинета, все повторялось вновь.
Попытки спасти семью продолжались до 17-летия дочери. В какой-то момент девочка сама пришла к специалистам службы сопровождения со словами: «Я так больше не могу». Мама была не против и подписала отказ.
Девочке пришлось срочно подыскивать семью, готовую принять 17-летнего подростка. К счастью, такие родители нашлись. Итог истории можно считать относительно хорошим: девушка поладила с новой семьей, поступила в колледж, уехала на заграничную стажировку, а сейчас заканчивает учебу в Москве.
«В этой истории кризис в семейных отношениях наложился на личностный кризис матери, – объясняет психолог. – Дочь выросла красивой девушкой, у нее было много поклонников: одинокая мама, которая чувствовала себя нереализованной в этой сфере, не смогла с этим смириться. Как итог – непринятие, нежелание идти на конструктивный диалог, непонимание, что ее подросший ребенок – отдельная личность, которая нуждается в автономии».
В этой истории интересно то, что после случившегося девочка в разговоре с психологами признавала, что по-прежнему испытывает благодарность по отношению к приемной маме, что та действительно очень многое в нее вложила. Да и сама дочка вела себя совсем не как ангел. «Были ссоры, скандалы, было плохое поведение, – подтверждает психолог. – Были все те сложности, которые характерны для подростков. Но, к сожалению, избежать трудностей переходного возраста удается редко какой семье (и речь здесь не только о приемных). Но родители должны быть к этому готовы».
К сожалению, риск возврата приемного ребенка существует всегда. Но чем более подготовлен приемный родитель, чем сильнее его мотивация и уверенность в правильности собственного решения, тем легче ему будет преодолеть кризисы и сохранить отношения с приемным ребенком.
Читайте также:
Дважды преданные: почему приемных детей возвращают в детские дома
«В день 18-летия мой приемный сын ушел из дома». Как отпустить ребенка?