В 2009 году ЕГЭ был утверждён в качестве единственной формы выпускных экзаменов в школе и основной формой вступительных экзаменов в вузы. В этом году ЕГЭ исполняется 15 лет. За это время у общественности накопилось большое количество претензий к единой экзаменационной системе. Призывы вернуть советское образование слышны всё громче. Но можем ли мы улучшить ЕГЭ в рамках его концепции? Разбираемся в этой статье
Дисклеймер: В этой статье высказывается личное мнение автора, основанное на его личном опыте и здравом смысле. Статья не несёт в себе цели кого-то оскорбить. Автор признаёт дискуссионность данного вопроса и не претендует на абсолютную истину.
"Пан или пропал"
До введения ЕГЭ ученику приходилось сдавать выпускные экзамены в школе, а затем вступительные экзамены в каждый ВУЗ. ЕГЭ совмещает в себе функцию выпускных и вступительных экзаменов. С одной стороны, успешная сдача ЕГЭ позволяет поступить в огромное количество ВУЗов одновременно, с другой стороны, неудача на ЕГЭ лишает вас возможности получить высшее образование. До введения ЕГЭ, если бы вы завалили вступительный экзамен в МГУ, можно было попробовать сдать экзамен в МФТИ, или в МИФИ, или ещё где-нибудь. По крайней мере, несдача одного вступительного экзамена не ставила крест на возможность вашего поступления в ВУЗ. Если завалить ЕГЭ, то поступить в ВУЗ в этом году вы не сможете. В лучшем случае пересдать ЕГЭ и перепоступить получится через год, если вы девушка. Если вы парень, то вам придётся отслужить в армии, поэтому пересдать ЕГЭ вы сможете только через 2 года из-за разницы между сроками сдачи ЕГЭ и сроками призыва. Получается, что ЕГЭ для одиннадцатиклассника - это чрезмерно важный экзамен, результат которого определит его ближайшие будущие. Отсюда и возникает запредельный уровень стресса у старшеклассников. Некоторые не могут справиться с психологическим давлением и [...]. (Россия ежегодно занимает лидирующие места по уровню подростковых [...])
Как это исправить? Разрешить сдавать ЕГЭ несколько раз в году, а при поступлении учитывать лучшую попытку. Да, ФИПИ придётся составлять много вариантов экзамена, но зато количество стресса у одиннадцатиклассников будет намного меньше. В США есть экзамен SAT, это не совсем ЕГЭ, но хороший балл за этот экзамен поможет вам поступить в средненький институт. Так вот, его можно сдавать 7 раз в году. Если мы разрешим сдавать ЕГЭ хотя бы 2 раза в году, то это значительно улучшит нашу ситуацию.
Проблема непрофильных предметов
Главная задача школы - это воспитание разносторонней личности. Для этой цели в школьную программу включено большое множество самых разнообразных предметов, начиная от геометрии, заканчивая ОРКНР. Но единственный котируемый результат, который ученик получает по окончании школы, - это баллы ЕГЭ по 3-4 предметам. Знания по остальным предметам проверяются внутри школы. Конкурса аттестатов для поступления в ВУЗ уже давно нет, значит оценки в дневнике не будут иметь вес вне школы (главное, чтобы не было двоек). Поэтому многие ученики в старшей и средней школе "забивают" на непрофильные предметы. В итоге из них могут получиться односторонне развитые личности. И это проблема не учеников, это проблема системы, которая не может смотивировать школьников. Почему такой проблемы не возникало раньше? Потому что раньше были выпускные экзамены по всем предметам и аттестат имел вес, а сейчас каждый сдаёт максимум 4 ЕГЭ и на этом всё.
Как это исправить? В Москве уже попытались. Со второго полугодия все ученики московских школ освобождаются от непрофильных предметов, посещая вместо этого тренинги по подготовки к ЕГЭ. Я выпускал статью на эту тему, но если в кратце, реализацией этого проекта многие недовольны. Есть ли ещё варианты? Я считаю, что с этой проблемой может помочь ОГЭ в 9 классе, который возьмёт на себя функцию выпускного экзамена. Все девятиклассники должны будут сдавать ОГЭ по всем предметам для поступления в 10-11 класс. Даже если Вася физик до мозга костей и биология не его профиль, ему всё равно нужно сдать ОГЭ хотя бы на пороговый балл, чтобы подтвердить, что базовый объём знаний по этому предмету. А в 10-11 классе нужно ввести профилизацию или/и посещение непрофильных предметов на добровольной основе. Я полагаю, что ученики идут в 10-11 класс осознанно и могут самостоятельно решить, какие предметы им нужны. Даже если Вася решит не посещать биологию в 10-11 классе, у него будут базовые знания по этому предмету, проверенные на государственном уровне. Пишите в комментариях, что думаете по этому поводу.
Шаблонность заданий
Да, в ЕГЭ много шаблонных заданий. Особенно если мы берём во внимание тестовую часть. Да, среди них встречаются интересные и сложные задачи, но нечасто. В ЕГЭ по русскому языку их почти нет, в ЕГЭ по информатике, что-то нешаблонное можно встретить в 3-4 задачах из 27, в ЕГЭ по математике 4-5 задач будут нестандартными (особенно геометрия и параметр). Более того ЕГЭ не поощряет творческий подход при решении задач, особенно из-за этого обидно гуманитарным дисциплинам. Например, в сочинении ЕГЭ по русскому языку есть критерии, которые сильно ограничивают свободный полёт мысли ученика. Из-за этого в адрес ЕГЭ звучат обвинения в формировании шаблонного мышления у молодёжи.
Как это исправить? Наверное, в этом аспекте мы упираемся в концептуальные ограничения. ЕГЭ претендует на объективную оценку, которая не зависит от человеческого фактора, поэтому экзамен очень регламентирован. Есть чёткий кодификатор требований, есть спецификация, распределение тем по заданиям экзамена и т.д. Поэтому, возможно, единственный способ решения этой проблемы - это увеличение вариативности заданий. А тем, кому не хватает, креативных и нестандартных заданий на ЕГЭ, всегда сможет их найти на олимпиадах школьников.
Засекреченность статистики
Недоверие к ЕГЭ у населения возникает ещё и из-за сокрытия результатов экзамена. После проведения ЕГЭ РосОбрНадзор проводит пресс-конференцию, на которой оглашаются некоторые статистические данные, но полная статистика по каждой школе или хотя бы по каждому региону нигде не публикуется, у нас есть только результаты частных лиц. На закономерный вопрос "почему?" РосОбрНадзор отвечает "чтобы директора не вынимали у детей душу, требуя выдающихся результатов, а потом ими махали перед носом коллег". Аргумент, мягко говоря, слабенький. Засекреченность результатов ЕГЭ приводит к намного большим проблемам: общественность не доверяет ЕГЭ, мы не можем оценить эффективность работы государственных органов, неизвестность создаёт огромный простор для спекуляций. Кроме того, даже КИМы ЕГЭ прошлых лет нигде не публикуются. Как говорят на рен ТВ: "власти старательно всё скрывают". Хотя публикация условий задач уже прошедшего ЕГЭ упростило бы жизнь ученикам, которые идут на апелляцию, тогда бы слухи о том, что ЕГЭ в Москве легче, чем в регионах можно было бы опровергнуть (или подтвердить?).
Как это исправить? Полностью обнародовать результаты и КИМы ЕГЭ, общественность имеет право знать, что творится в сфере образования.
Я не являюсь противником ЕГЭ, концепция единого экзамена при правильной реализации может быть эффективной. Но у современного ЕГЭ есть серьёзные проблемы, которые нужно обозначать. Единому экзамену уже 15 лет, и за это время он стал намного лучше. Сравните ЕГЭ 2009 года и 2023 года, прогресс виден невооружённым взглядом. И эти изменения произошли, не в последнюю очередь, благодаря критики ЕГЭ от учителей, директоров, репетиторов, неравнодушных активистов и т.д.
Спасибо за прочтение статьи. Я много времени и сил потратил на сбор материала, поэтому поддержите этот пост лайком, если хотите, чтобы такие длинные статьи выходили чаще. Подписывайтесь если вы интересуетесь всем, что связано с ЕГЭ и поступлением в ВУЗ. А если у вас есть, что добавить, предложить или оспорить, то пишите ваши мысли в комментариях. В будущем вас ждёт много контента)