В арт-пространстве «Брянсккнига» прошла творческая встреча с режиссером спектакля «Кто не спрятался, я не виноват», премьера которого пройдет в Брянском театре кукол 24 февраля. Мы подробно рассказали о деталях встречи в репортаже РИА «Стрела».
В авторском обзоре нашего корреспондента представлен субъективный взгляд и личный анализ внутренних механизмов и визуальной интерпретации готовящейся постановки.
Андрей Абрамов приоткрыл завесу, отделяющую зрителя от закулисной магии, чтобы гости «Брянсккниги» могли взглянуть на предстоящую постановку не просто как зрители, но и как своеобразные театральные эксперты, видящие дополнительные смыслы в каждом символе и жесте.
Спектакль создан по одноименной пьесе драматурга Рагима Мусаева. Перед созданием текста писатель проделал титаническую исследовательскую работу, самостоятельно посетив Брянскую область и побывав в местах партизанской славы. Автор в том числе изучал исторические источники, в которых описываются судьбы брянских «народных мстителей».
И тем не менее, назвать спектакль документальным было бы ошибкой. По словам самого режиссера Андрея Абрамова, постановка – это не совсем историческая правда, но и не голый вымысел. «Кто не спрятался, я не виноват» призван стать настоящим эпосом, произведением, в котором исторический факт рассматривается через субъективную призму человеческого восприятия.
Идея о важности восприятия в противовес строгой документальности находит подтверждение и в декорациях, которые создала талантливый театральный художник Татьяна Стоя. Как считает творец, отличие театра от кино в том, что на сцене невозможно воспроизвести действительность со стопроцентными подробностями. Вместо этого необходимо использовать символы, наделенные таким значением, что они становятся способны перенести зрителя в мир постановки.
Сознательным решением режиссера стало то, что спектакль не подразумевает воссоздания батальных сцен или натуралистического изображения войны с присущим ей насилием. Вместо этого постановка фокусируется на судьбах людей, а дополнительно отделить зрителя от крови позволяет решение показать события Великой Отечественной войны через глаза современного человека: согласно сюжету, события XX века возникают в голове ребенка века XXI, когда мальчик решает больше узнать о своих предках.
Подобное решение придает спектаклю дополнительную глубину. «Кто не спрятался, я не виноват» – это не только постановка о Великой Отечественной войне, но и о том, что события тех лет должны означать для современных россиян. Вечная тема отцов и детей вновь прозвучит со сцены Брянского театра кукол.
Гости арт-пространства «Брянсккнига» также смогли первыми увидеть одну из кукол спектакля. Публике показали мальчика Мишу – ребенка, чье детство резко прервала война. После смерти родителей Миша вступает в партизанское движение и помогает советскому народу приблизить Победу.
Взрослость ребенка ярко продемонстрирована в самой кукле. Имея абсолютно детские черты лица, которые буквально кричат о наивности их обладателя, марионетка тем не менее одета в вполне взрослую одежду, в которой тут же узнается одежда партизан с картин и некоторых исторических фотографий.
Гости «Брянсккниги» – школьники, волонтеры культуры и просто заядлые театралы – наперебой задавали театральному маэстро свои вопросы. Арт-пространство вновь объединило людей, для которых культура и искусство – это не просто пустой звук, но необходимое условие полноценной жизни.
Пожалуй, одним из центральных стал вопрос про зарисовку Татьяны Стоя, которая имела заголовок «Похороны паровозика». Режиссер пояснил, что образом отца-машиниста для маленького Миши выступал игрушечный паровозик. После смерти семьи, ребенок собирался похоронить игрушку, а вместе с ней и себя, однако обнаруживший мальчика партизан дал Мише надежду и силы начать борьбу против врага.
Премьера спектакля состоится 24 февраля в 17:00. Наш авторский анализ не претендует на истину в последней инстанции. Пожалуй, правильнее посетить спектакль и составить своё мнение о постановке.
Впрочем, качество постановок в Брянском театре кукол, как во внешнем декорационном решении, так и в актёрском мастерстве, позволяет с большой вероятностью предположить, что зрителей вновь ожидает встреча с волшебным, завораживающим зрелищем.
Магия театра такова, что лишь прикоснувшись к ней лично, можно понять глубину мысли автора и режиссера.
6+
Фото: РИА «Стрела»
Автор текста: Николай Говоров