Найти в Дзене
Donnews.ru

Ко Дню защитника Отечества: подвиг дивизиона "катюш" Москвина

 "Катюша" на шасси российского танка Т-40. rg.ru
"Катюша" на шасси российского танка Т-40. rg.ru

В Ростовской области существовала уникальная, единственная во всей Красной армии воинская часть — 14-й отдельный гвардейский дивизион «катюш», состоящий из 250 моряков.

Командовал дивизионом Арсений Москвин. В отличие от остальных дивизионов, имевших на вооружении «катюши», орудия Москвина устанавливались не на грузовиках, а на корпусах танков, с которых сняли башни. Машины сохраняли свой прочный корпус, двигатель и гусеницы, а значит, и высокую проходимость. Это были первые двенадцать внедорожников, и придумали их именно здесь, в 14-м гвардейском дивизионе.

Арсений Морсквин, 7.sochi-schools.ru
Арсений Морсквин, 7.sochi-schools.ru

В июле 1942 года там, где сейчас располагается роща СКА, дивизион «катюш» Москвина укрывался от воздушного наблюдения. Немцы наступали со стороны Северного, оттуда, где сейчас среди высоток виднеется купол церкви Сурб-Хач. Танками им удалось проломить оборону советских войск на реке Тузлов. Там на реке под натиском врага пытались устоять 81-я и 76-я морские стрелковые бригады, уступающие немцам и численностью личного состава, и количеством техники. В конце концов обе бригады были смяты, понесли огромные потери и вынуждены были отступать по Темерницкой балке, там, где сейчас Северное кладбище, в сторону Чкаловского, прорываясь к Сальской переправе.

Бойцы отступали, а немцы преследовали их на мотоциклах, на бронетранспортёрах, подгоняя автоматными очередями отставших. А наперерез отступавшим морякам на Нижний Темерник шла немецкая танковая колонна из дивизии СС «Викинг», чтобы добить тех, кому удастся уцелеть.

Переломить ситуацию помогло решение командира 76-й бригады полковника Дмитрия Никифоровича Долганова. В то время в связи со слабой моторизацией в войсках Красной армии было много лошадей. Полковник Долганов приказал выпрячь животных из повозок, выстроить с правого и с левого флангов и вести колоннами, как живой щит. Три тысячи лошадей приняли пули немецких пулемётов, заслонив собой моряков. Но потери всё равно были. Майор штаба бригады Виталий Худченко, которому перебило ноги, предпочёл подорвать себя, чтобы не попасть в плен. Военком бригады полковой комиссар Стогов застрелился, чтобы четыре человека не несли его, тяжело раненного...

И вот наперерез отступающим вышли двадцать с лишним танков и грузовики с эсэсовцами. Немцы даже успели приготовить фотоаппараты, чтобы запечатлеть падение защитников Ростова.

А в полукилометре, на той стороне Тузловки, в роще стояли двенадцать «катюш» и ничего не могли поделать: их направляющие имеют определенный угол наклона, и снаряды просто перелетают через ненавистного врага. Тогда командир батареи Арсений Москвин и командир первой батареи старший лейтенант Бериашвили, переглянувшись, скомандовали: «Заводи!». Все двенадцать танков с установленными на них «катюшами» скатились с обрыва в Темерничку, так что направляющие встали параллельно земле, на прямую наводку.

Двадцать четыре мины с двенадцати установок ударили по врагу. Двенадцать немецких танков взорвались сразу, разнесло несколько машин. Уцелевшие немцы бросились спасаться и боялись предпринимать какие-либо действия. Дивизион «катюш» тем временем перезарядил орудия и сменил дислокацию, опасаясь ответного огня.

Решение нестандартно применить «катюши» спасло почти полторы тысячи моряков. Они тут же собрались в районе «Сельмаша», выкатили на руках пушки, поставили танковый заслон, а сами ушли в сторону Ольгинской.

Способ, придуманный в тот критический момент в Ростове, использовался потом во всей Красной Армии. Бойцы рыли наклонные каналы, куда могли въехать носовой частью танки или грузовики с установленными «катюшами», и так можно было вести огонь со ста-двухсот метров, выжигая врага.

14-й отдельный гвардейский дивизион «Катюш» спустя неделю преградил путь немецким танкам, которые прорывались в Краснодарский край и на Кавказ. В течение нескольких суток, используя насыпь железной дороги как укрытие, моряки сдерживали натиск врагов. 8 октября 1943 года в Тамани, в последний день боёв на Кавказе, уже в чине полковника Арсений Москвин погиб. За боевые заслуги он посмертно награждён орденом Ленина.

Сигнал «Привет героям!»: 81 год назад Ростов освободили от фашистских захватчиков