Очередная новость: вице-премьер Голикова пообещала к концу года охватить патриотическим воспитанием 72 процента детей. Патриотизм — это хорошо и правильно. Никто не спорит. Но почему эти слова из уст вице-премьера звучат как угроза? Уверена, что многие и многие родители (особенно те, чьи дети усиленно готовятся к ЕГЭ) напряглись. Что опять? За счет чего вы собрались засунуть еще больше патриотического воспитания?
С одной стороны, слышны постоянные сетования. что дети устают, что они слишком много времени проводят в школе, что у них нет детства. А с другой — они обязаны ходить на “Разговоры о важном”, труды, ОБЖ и, будь они неладны, основы религиозной культуры (серьезно, в светском государстве?). А еще десятиклассников срывают на военные сборы (спасибо, что хотя бы на одну неделю).
Кажется, что каждый из этих курсов занимает всего-то по часу в неделю, но посмотрите, сколько часов за школьную жизнь они съедают все вместе. И все они обязательны, а за некоторые еще и оценки ставят. При этом, по моему мнению, все они глубоко бесполезны. И еще сильнее родину любить не заставят, а вот лицемеров и людей, неверящих в искреннее проявление патриотических чувств, воспитают. Все же знают, что дети прозвали первый урок в понедельник “Разговорами о неважном”?
Со мной можно спорить про относительную пользу трудов и ОБЖ, но честно — сильно в жизни помогло умение шить фартук? Или без этих уроков вы бы никогда не осилили самостоятельное приготовление блинов? А часто вы сколачиваете табуретки во взрослой жизни? Если уж очень захотите сделать стул или связать кофточку, думаю, и без спецподготовки справитесь — в интернете куча роликов на эту тему. Зачем тратить на это два часа еженедельно в течение четырех лет? Я не знаю, как сейчас, но у меня было так: по два часа в неделю с 5 по 8 классы. Уж лучше бы математики добавили, русского или английского. А не вот эти унылые два часа с вязальными спицами или выкройками ночнушки. И учительницей, которая не очень в курсе, как учить детей.
А у мальчиков трудовик вообще мало что понимал. И предполагаю, что так было не только в нашей школе — не зря же трудовик давно стал героем анекдотов. Наравне с обжшником, кстати.
ОБЖ у меня тоже вызывает вопросы. И не надо говорить про “мир на пороге ядерной войны”. Если случится ядерная война, не все даже до укрытия добежать успеют, не то что воспользоваться какими-то усвоенными на ОБЖ навыками. Основные правила поведения в экстремальных ситуациях и навыки первой помощи можно дать детям за полгода. Ну ладно год. Зачем на это тратить шесть (!) лет. А Министерство просвещения рекомендует ОБЖ с 5 по 11 классы. Зачем? Этот бесполезный курс забирает время у нормальных и необходимых предметов. Математика, русский, физика, химия, да даже физкультура в тысячу раз полезнее и нужнее.
Создается ощущение, что все эти глубоко пожилые люди во власти изо всех сил пытаются вернуть свои детство и молодость. Ведь они продукт советских школ, где были уроки политинформации, и бесконечная пропаганда про лучшую страну на свете. Пожилым всегда кажется, что раньше трава была зеленее и небо голубее. А теперь они еще и вспомнили, что школьная программа была лучше. Отсюда этот поворот к переработанным (часто плохо переработанным) советским учебникам, практически полный отказ от тех педагогических новшеств, которые появились за последние 30-40 лет, и возврат минуток политинформации.
Лучше бы социальные лифты вернули, если так ностальгируют о советском прошлом. Это действительно было круто и полезно. А пока только перегружают школьную программу вещами, которые никакой практической пользы не имеют. Ни один человек еще не стал патриотом от того, что ему учителя на уроках рассказали, как надо родину любить. Скорее наоборот.
На днях, когда я шла навестить своего отца, я увидела группу школьников (человек 50) в военной одежде времен второй мировой. Они стояли ровными рядами рядом с нашим районным мемориалом солдатам, погибшим на ВОВ. Было очень холодно, шел снег. Дети уныло жались друг к другу. Учителя переминались с ноги на ногу и периодически поругивались на детей. Через два часа я шла назад. Около памятника шло какое-то выступление. Чиновник в нормальном таком пуховике, теплой шапке что-то очень патриотическое говорил в микрофон. А выстроенные в два ряда школьники все также уныло жались друг к другу. Не думаю, что это патриотическое мероприятие (наверное, так его в отчетах и назвали) поселило в детях любовь к родине. Скорее всего, они запомнили холод, промозглый ветер и раздраженных взрослых. А пустые слова дядьки у микрофона прошли мимо. Не так рождается любовь к своей стране, совсем не так.