То, что на первый взгляд кажется весёлой компанией во время одного из популярнейших карнавалов, проводимых в конце XIX столетия, на самом деле имеет гораздо более глубокий смысл. Джеймс Энсор (годы жизни 1860-1949) был бельгийским художником – настоящим пионером гротескных образов. Этот вид художественного искусства был для того времени весьма революционным.
Хотя его иногда и называют художником-экспрессионистом, что на самом деле не совсем корректно, это происходит из-за его знаменитых картин, потому как они сильно повлияли собой на это увлекательное художественное направление. В данной статье мы подробнее рассмотрим некоторые из наиболее интересных фактов об одной из самых знаменитых работ в творческой карьере Энсора, известной как «Интрига».
1 место. Картина была написана ровно через год после того, как Энсор завершил свою наиболее успешную работу в карьере
Джеймс Энсор начал свою творческую карьеру в Королевской Академии Изящных Искусств города Брюсселя – столицы Бельгии. Там он и получил формальное академическое художественное образование. Это также значит, что изначально он даже не пытался рисовать гротескные фигуры в масках, а принял стиль импрессионизма с чувством реализма, который в ту пору был крайне популярен. Сдержанный стиль его ранних творений быстро трансформировался в странные произведения искусства, которые и определяют картины всего его творчества.
Работа «Скандальные Маски» (1883 год) оказалась прелюдией к периоду, когда фигуры в масках стали основным источником вдохновения для произведений художника. Свой последний на тот момент шедевр под названием «Въезд Христа в Брюссель на Масленицу 1889 Года» он написал в 1889, а произведение «Интрига» было написано годом позднее – в 1890.
2 место. На полотне изображены 11 фигур в своеобразных масках
Большую часть своей жизни Джеймс Энсор прожил в Остенде – прибрежном бельгийском городе. Его родители владели сувенирным магазином, где также продавались и карнавальные принадлежности, в том числе маски. Это и стало основным источником вдохновения для его картин в конце 1880-ых-начале 1890-ых годов, и поначалу все эти творения подвергались резкой критике.
В работе «Интрига» изображается в общей сложности одиннадцать фигур, носящих на своих лицах самые разные маски, которые, вполне вероятно, в то время можно было с лёгкостью найти в магазине его родителей. С картинами бельгийца часто ассоциируется термин «гротеск», хотя их и можно просто отнести к странным групповым портретам.
3 место. В центре картины – родная сестра Энсора и её муж-китаец
Хотя изначально и кажется, что Энсор хотел нарисовать обычную группу людей в масках, которые продавали его родители, на самом деле в творении сокрыт более глубокий смысл.
Вся композиция сосредоточена вокруг пары, которую идентифицировали как родную сестру живописца – Мариетту – и её мужа-китайца по имени Тан Хи Цзы. На тот момент Цзы был торговцем произведениями искусства из Берлина – столицы Германии, и Энсор изобразил его в маске в традиционном китайском стиле, просто лишь для удобства.
4 место. Есть что-то особенное в людях, окружающих счастливую пару
То, что могло запросто показаться нормальной ситуацией, в конце XIX века было далеко не нормальным. Остенде в ту пору был ещё маленьким городком, и брак между местным жителем и китайцем считался самым настоящим скандалом.
Когда пара поженилась, ходило множество сплетен, и Энсор попытался изобразить истинную природу людей через маски, которые они носят. Некоторые из них показывают на молодожёнов пальцем, другие насмехаются над ними, а третьи странные фигуры даже могут показаться рассерженными и злыми.
5 место. Маски были постоянной темой в творчестве Энсора
Джеймс Энсор создал свою самую известную картину в 1889 году – огромное полотно, изображающее собой триумфальный въезд Иисуса Христа в Брюссель. В настоящее время работа является частью коллекции Музея Джей. Пола Джетти в Лос-Анджелесе (штат Калифорния, США), а её продажа в 1987 стала для бельгийцев столь же скандальной, как и свадьба сестры Энсора с её китайским любовником.
Как можно увидеть на его грандиозном шедевре, картина буквально переполнена фигурами в масках, которые шествуют, принижая Иисуса до незначительного человечка, пока он следует за толпой. Это произведение искусства стало одной из причин, почему так много художников будущих поколений вдохновлялись искусством Энсора, которое буквально шокировало современного зрителя.
6 место. Энсор полностью завершил вторую версию этой работы в 1911 году
«Интрига» – одна из картин, вошедших в список фламандских шедевров. Бельгийскому художнику она явно понравилась, потому как в 1911 году он завершил вторую, немного меньшую её версию. Это примечательно, потому что в XX столетии Энсор больше не рисовал, ибо всё его внимание резко переключилось на другую страсть – музыку.
Большинство картин, которые он написал в последние десятилетия своей жизни, были обычными повторениями его же шедевров конца XIX века. Реплика «Интриги» имеет общие размеры в 94,62 х 112,4 сантиметров и ныне является частью коллекции Института Искусств Миннеаполиса (Миннеаполис, штат Миннесота, США).
7 место. Насколько же велика «Интрига» кисти Энсора?
Мы упомянули, что версия в Миннеаполисе, немного меньше оригинала, и это довольно точное описание.
Первоначальная «Интрига» от Энсора – это картина маслом на холсте общим размером в 90 х 149 сантиметров ровно.
8 место. Где же сегодня выставляется оригинальная картина Энсора?
Если вы хотите полюбоваться шедевром Джеймса Энсора воочию, вам придётся отправиться во второй по величине город его родной страны – Антверпен.
Полотно является частью коллекции Королевского Музея Изящных Искусств города Антверпена – музея, который в последнее десятилетие был полностью отремонтирован! Примечательно, что в музее хранятся десятки картин Энсора, и всю эту коллекцию определённо стоит изучить!