Париж конца XII века пользуется не только политической, но и определенной гегемонией в искусстве. Присутствие двора привлекает большое число художников, которые экспортируют по всей Европе ювелирные изделия, изделия из слоновой кости, а еще больше - рукописи, распространяя, таким образом, изысканные каноны парижского искусства.
Реликварии, дарохранительницы, статуэтки, изображающие Богоматерь с Младенцем, переносные складные алтари, а также предметы светского назначения - ларцы для драгоценностей, гребни, крышечки для зеркал, чаши - в XIII- XIV веках слоновая кость активно используется для создания предметов как церковной, так и обыденной жизни. Особенно высоко ценятся ее податливость, устойчивость к порче, блеск, и, конечно же, светоносная красота и чистота материала.
Несмотря на свою гегемонию, художественный центр Парижа не закрыт для иностранного влияния. Так, художник Жан Пуселль, имя которого впервые появляется в 1319 году и который умирает в 1334, привносит в творчество новую концепцию пространства, пришедшую из Италии. Одновременно с Парижем начинают конкурировать другие центры искусств, в том числе - с момента перемещения папства в 1309 году - Авиньон. Из Авиньона до нас дошла золотая папская роза - одно из самых изящных изделий церковного ювелирного искусства, особый подарок, вручавшийся Папой светским деятелям за особые заслуги перед Святым Престолом.
Искусство и общество
Со второй половины XIII века в парижском искусстве отмечается вездесущность точной детали, заимствованной из конкретной реальности, и крайняя грациозность форм. Это отвечает требованиям общества, стремящегося к переменам. Духовность окончательно порывает с абстракцией романской эпохи. Князья, проникнувшиеся утонченностью куртуазных романов, стараются воспроизвести равнозначную среду, окружая себя произведениями искусства.
Забота о повествовании и поиски красочности
В «Жизнеописании и чудесах Сен-Дени», рукописи 1327 года, художник не без удовольствия рисует события в Париже начала XIV века, где царит сумятица ремесленников. Одна из сцен, например, разворачивается на Большом мосту, под пролетами которого работают мельницы, хорошо знакомом всем парижанам.
Скульпторы отдают предпочтение повествованию, как об этом свидетельствует портал Сент-Этьен собора Парижской Богоматери в Париже. Несмотря на неудобную форму тимпана, скульптор, чтобы изобразить сцену убийства святого, выбрал повествовательное развитие, состоящее из нескольких эпизодов, часто индивидуализированных, - в частности, почти театральным красноречием языка жестов и выражением лиц, которые характеризуют каждую из сцен, будь то ссора, наставление, явка в суд, забрасывание камнями, погребение или Христос с двумя ангелами.
Элегантность форм и королевское меценатство
Чтобы соответствовать изысканным нравам двора, парижский стиль последних десятилетий XIII века стремится к преувеличенному изяществу и вычурности. В первой половине XIV века элегантность стиля все еще приветствуется, но с большей сдержанностью. Придворное искусство утверждается в многочисленных религиозных произведениях, порожденных королевской средой, в частности, в бесчисленных изображениях Девы Марии с Младенцем. Выполненная из драгоценных материалов, Дева Мария одета в невесомую одежду из ткани, падающей капризными завитками, у нее нежное лицо и тонкие руки.
Известные произведения
БЛАГОВЕЩЕНИЕ
Жан Пуселль, около 1325-1328 годов
Новшества в парижской живописи, пришедшие из Италии - часовник, представленный воображением художника Жана Пуселля, свидетельствует об уровне утонченности, достигнутой парижским цветным рисунком в начале XIV века. Миниатюрное произведение в серых тонах выполнено виртуозно. Тем не менее, кажется, что сцена выходит за рамки и создает иллюзию пространства. Здесь налицо влияние новаторства Дуччо, которым особенно восхищался художник в период пребывания в Италии.
МУЧЕНИЧЕСТВО СВЯТОГО ЭТЬЕНА
Париж, Собор Парижской Богоматери, около 1260 года
На южном портале собора Парижской Богоматери, построенного к 1260 году, спокойное лицо святого Этьена противопоставлено вульгарности лиц его палачей и обвинителей. Кроме того, достойная поза (внизу слева) расходится с привычной позой (скрещенные ноги; судьи внизу справа). Желание изобразить конкретные элементы особенно очевидно в передаче доспехов римского солдата - с кирасой на античный манер - и в женском персонаже: она слушает проповедь во время кормления ребенка грудью.
БЛАГОВЕЩЕНИЕ
Эндр, Собор Нотр-Дам, начало XIV века
Заказ на произведения искусства самыми знатными членами двора - одно из знаменательных явлений того времени. Так, в 1311 году Ангерран де Марини, министр короля Филиппа Красивого, создает в Экёе собор, богатый роскошной скульптурной программой. Он, вероятно, нанимает парижских художников, поскольку руководит строительством дворца. В ходе процесса ему выдвинут обвинение в том, что он брал камни в королевских карьерах, чтобы выполнить 62 статуи.
ДЕВА МАРИЯ С МЛАДЕНЦЕМ
Статуэтка-ковчежец, между 1324 и 1339 годов, позолоченное серебро, матовая и полупрозрачная эмаль, золото, жемчуг, гранаты, зеленое стекло
В 1339 году королева Жанна д'Эвре подарит аббатству Сен-Дени свою корону, раку и две статуэтки-ковчежца, среди которых статуэтка Девы Марии с младенцем, одно из самых красивых парижских ювелирных произведений, выполненных с применением различных техник, таких как, например, полупрозрачная эмаль.