Найти тему
Sunny Blues

Лучшие гитарные соло Стива Хэкетта («GENESIS»)

Оглавление

Гитарист, автор песен и продюсер Стив Хэкетт – пионер прогрессив-рока. Поговорим о лучших соло Хэкетта в его инновационной карьере

Стив родился 12 февраля 1950 года, влияние его новаторского подхода к гитарной технике можно легко увидеть и услышать в игре таких виртуозов, как Брайан Мэй или Эдди Ван Хален.

Мэй - большой поклонник Хэкетта, он восхищался тщательно продуманными соло Стива и его акустической работой на ранних альбомах GENESIS.

Ван Хален - завсегдатай любых списков лучших гитаристов благодаря своей великолепной технике тэппинга, которую, по мнению многих, именно Стив принес в прогрессивный мейнстрим.

Работа Хэкетта с GENESIS потрясающа, но не забудем и о его сольной карьере, начавшейся с Acolyte 1975 года, которая включает в себя десятилетия прекрасных альбомов и концертных выступлений.

Думаю, поклонники прогрессивного рока, а скорее всего - и просто фанаты гитары - согласятся, что лучшие соло Стива Хэкетта настолько хороши, насколько это вообще возможно.

Хэкетт сыграл не последнюю роль в коммерческом прорыве GENESIS после 1971 года, став неотъемлемой частью движения «прогрессивного рока».

Стив Хэкетт
Стив Хэкетт

GENESIS предложили гораздо больше, чем многие группы, имеющие свой фирменный, но один вариант звучания. ​Хэкетт также семимильными шагами шел в игре на гитаре от классического рокового стиля к более рефлексивным произведениям, вдохновленным классикой, отдавая дань уважения Баху, различным оркестровым зарисовкам, тонко намекая на Грига и Чайковского, не забывая о великолепной блюзовой технике и авангарде.

Хэкетт всегда готов к импровизации, и хотя его ранние работы в GENESIS вряд ли достойны быть увековеченными, но уже имеют тенденцию к его будущему фирменному пониманию стиля, который он называет «утонченным джемом».

И хотя он отличается от многих виртуозов, которые играют 20 нот, когда достаточно 10, лучшие соло Стива Хэкетта демонстрируют, что он всегда играет очень страстно, эмоционально. Большой сторонник технологий, Cтив никогда не выходил за рамки того, чтобы терять при этом связь со своим инструментом. И начинались великие дела.

Он родился в Лондоне в 1950 году, и начал свою гитарную одиссею в 1964-м. Именно в тот момент, когда битломания захватила всю вселенную.

Первые шаги были не совсем стандартными для гитариста. Хэкетт играл на своей гитаре композиции Баха и произведения из репертуара оперного певца Марио Ланца. Позже, по его словам, на него оказали влияние KING CRIMSON, Андрес Сеговия, Джими Хендрикс и Питер Грин.

Уже в его самых первых подростковых группах CANTERBURY GLASS и SARABANDE присутствовали элементы прогрессива, а выпустившая всего один альбом группа QUIET WORLD, в которую его пригласили в 1969-м, играла психоделику.

Стив разместил объявление в музыкальном еженедельнике Melody Maker в разделе «Требуются музыканты», где заявил, что ищет музыкантов-единомышленников, «полных решимости выйти за рамки существующих застойных музыкальных форм». Почти что пре-панк заявление.

Оно понравилось GENESIS и их менеджменту. Стива пригласили сначала на прослушивание, а после - присоединиться к группе.

Ранние годы GENESIS

С конца 1970-го Стив, часто носивший очки (контактные линзы появились позже) и сидевший на стуле с гитарой во время концертных шоу, оказался в составе GENESIS. Полная противоположность типичной рок-звезде.

Однако Питеру Гэбриелу суждено было стать именно такой рок-звездой. Так что Хэкетт, также как и Фил Коллинз, Тони Бэнкс и Майк Резерфорд были идеальным дополнением к амбициозной театрализованности фронтмена.

После выхода Nursery Cryme 1971 года постепенно вырисовывается место, которое занял Хэкетт в новой группе: в открывающей альбом The Musical Box, вне всякого сомнения, одно из лучших соло Стива Хэкетта начала его карьеры. Очень четкая гармоничная гитарная подача имеет прямую связь с роком западного побережья США.

Стоит послушать и The Return Of The Giant Hogweed, насколько невообразимую и нелепую по тесту, настолько же прекрасно аранжированную по гитарам, с великолепными пауэркордами и совершенно невероятным финалом, который просто вопит: «Я - классика прога!»

Пластинка Nursery Cryme появилась, когда начинал набирать обороты глэм-рок, и GENESIS тут были среди инициаторов - в не меньшей степени, чем Дэвид Боуи или ROXY MUSIC.

Foxtrot 1972 года - это уже реальный взлет GENESIS. Песня Watcher Of The Skies с меллотроном и стаккатными гитарными акцентами, и с очень коротким соло тем не менее демонстрирует возможности Хэкетта в рамках старого состава группы.

И это лишь увертюра к тому, что должно было произойти дальше - ультраэпической Supper’s Ready.

Genesis Live (1973). Стоит ознакомиться с The Knife, основной песней для энкора в тот период, и одной из тех, что приводили зал в состояние эйфории. Блистательная игра Хэкетта! Гитарист на высоте! И не будем забывать, что Стив сыграл всё это, сидя на табуретке!

Классические альбомы

По признанию Хэкетта, его любимый альбом у GENESIS - Selling England By The Pound, выпущенный в том же году. И одна из композиций, наглядно представляющих гитару Хэкетта - загадочный интригующий хит I Know What I Like (In Your Wardrobe). И никто иной, как Джон Леннон похвалил песню за гитарные аккорды в стиле BEATLES. Сам Хэкетт со временем немного устал от этой песни, но ее богатая яркая мелодия не потускнела с годами.

Совсем другое настроение у пасторально-фолковой Dancing With The Moonlit Knight, её разнообразные гитарные фигуры и фортепианные темы, сочиненные Гэбриелом, создают необходимый накал в самом начале альбома.

Стив выдаёт на своем Gibson Les Paul Goldtop густой сочный звук (явно оценённый и заимствованный группой QUEEN), украшающий как эту композицию, так и великолепную Firth Of Fifth. Хэкетт всегда отличался мастерством в синхронизации своих пассажей с предыдущими мотивами, в данном случае - это соло Гэбриела на флейте, и вместе они складывают настоящий неоклассический шедевр.

The Lamb Lies Down On Broadway - без сомнений величайший альбом эпохи классического прог-рока с таким количеством великолепных моментов, как сольных, так и групповых, что кажется невозможным выбрать какую-либо композицию в противовес остальным. Но рискну, пусть это будут Here Comes The Supernatural Anaesthetist и The Lamia.

Обе темы отлично демонстрируют как склонность Хэкетта в определенных случаях быть минималистично кратким, так и его фирменный звук. Без них список лучших соло Стива был бы явно неполным.

Концертные версии обоих треков были не менее убедительными.

Пост-Гэбриел-GENESIS

Почувствовав тупик из-за ухода Гэбриела, Стив начал вполне успешную сольную карьеру альбомом Voyage Of The Acolyte.

Хочется отметить эзотерическую Shadow Of The Hierophant,

и Ace Of Wands, название для которой заимствовано из арсенала карт Таро.

Наполовину инструментальный альбом, в остальной части наполнен по текстам всякой мистикой и волшебством, по музыке же напрашивается сравнение с другими прог-рок-монстрами - YES.

Хэкетт возвращается в группу для работы над A Trick Of The Tail, наиболее интересна здесь с точки зрения гитары песня Entangled.

Его гитарные партии этого периода очень сюрреалистичны, и в связи с этим хочется отметить также Blood On The Rooftops с альбома 1976 года Wind And Wuthering, и её очень запоминающееся вступление, в котором Хэкетт играет на нейлоновых струнах своей классической акустики Alvarez Yairi.

Please Don't Touch - второй сольный релиз Стива. Для записи инструментального заглавного трека он использовал гитарный синтезатор Roland GR-500.

Полная противоположность - абсолютно чистый звук гитары Every Day из третьего альбома Стива Spectral Morning 1979 года.

Но если вам хочется чего-то уж совсем другого, послушайте The Steppes из альбома Defector 1980-го года, трек построен на восточных мелодиях, и вырос примерно на той же грядке, что и Warszawa Дэвида Боуи.

Последний альбом Хэкетта для лейбла Charisma получил отличные отзывы критиков и признание от поклонников. В Highly Strung 1983 года есть и одно из личных предпочтений самого музыканта - слегка потусторонняя Camino Royale.

Идея песни пришла к нему во сне, когда он увидел выступление GENESIS в сюрреалистическом Новом Орлеане.

Более позднее исполнение песни Хэкетта с венгерской фьюжн-группой DJABE (12:50 - на концерте) ещё больше подчеркнуло оригинальные «джазовые намерения» Хэкетта.

Can-Utility And The Coastliners изначально появилась на альбоме 1972 года Foxtrot, а ремейк 2013-го Genesis Revisited II: Selection предложил поклонникам обновленный вариант одного из лучших соло Стива Хэкетта из его эпохи в GENESIS. Стивен Уилсон из PORCUPINE TREE добавил энергичные клавишные, немного похожие на ELP, к фирменному переходу Хэкетта от сложной акустики к навороченным электрическим текстурам. Отличная тема, о которой частенько забывают, просматривая старый каталог группы.

Заглавный трек альбома Wolflight 2015 года достойно завершит список лучших гитарных изысканий мастера гитары.

От классического испанского болеро к захватывающему электрическому соло, сыгранному Стивом на Gibson Fernandes Les Paul Black, и уносящему нас в стратосферу.

Читать также: